Толщиномер для замера лакокрасочного покрытия – принципы работы и основные марки

Блог пользователя AvtoREVIZORRO на DRIVE2. На сегодняшнем уроке мы разберем работу толщиномера и узнаем, насколько интересно им везде тыкать. Несмотря на легенды о чудодейственном свойстве этого приборчика, толщиномер не определяет смотанный пробег, не зажигает красную лампочку при приближении злобного перекупа и абсолютно никак не влияет н…

Толщиномер для замера лакокрасочного покрытия – принципы работы и основные марки

Все, что вы хотели знать о ТОЛЩИНОМЕРЕ, но боялись спросить

На сегодняшнем уроке мы разберем работу толщиномера и узнаем, насколько интересно им везде тыкать.

Несмотря на легенды о чудодейственном свойстве этого приборчика, толщиномер не определяет смотанный пробег, не зажигает красную лампочку при приближении злобного перекупа и абсолютно никак не влияет на вашу тягу к алкоголю.

Он всего лишь измеряет толщину слоя лакокрасочного покрытия (ЛКП). Обычно с завода автомобиль сходит окрашенным в один слой. Для простоты пока будем считать, что толщина этого слоя близка к 100 мкм (это 0.1 мм), и разумеется на всем кузове она одинакова.

В проемах толщина заводского слоя в подавляющем большинстве случаев меньше: 50-70 мкм

При кузовном ремонте деталь рихтуют, «выводят» поврежденную поверхность нанесением специальных материалов (в простонародье шпаклевка), и повторно красят. Шпаклевка и повторный слой краски увеличивают общую толщину слоя (как правило, минимум вдвое), об этом и скажет толщиномер. Т.е., если деталь ремонтировали после ДТП – просто прикладываем толщиномер, а потом тыкаем им в нос (ну или еще куда) лукавому продавцу.

Однако, опыт каждодневных осмотров последних лет свидетельствует о том, что не только можно не расстраиваться, если вы забыли толщиномер дома, но и не париться, если у вас его вообще нет! Ибо значения выше нормы стали редкостью, хотя перекрасов и ремонтов после ДТП меньше не стало.

В простонародье этот феномен получил название «красить под толщиномер». Но обо всем по порядку.

Первое и самое главное – сколько должно быть?

Чтобы проще было запомнить — должно быть 100 микрон (плюс минус). Причем 100 мкм по всей машине куда не тыкни.

Для многих японцев характерны толщины около 80 мкм.

Как ни странно, эти же значения характерны и для Гелека,

Хотя для большинства немецких авто, ровно, как и для большинства металликов стандартными значениями являются 110-130 мкм.

Разумеется, есть локальные места, где еще на заводе слой может быть нанесен чуть больше (как правило на стойках лобового стекла значения выше на 10-30 мкм)

Но, повторюсь, это локальные места, и самый простой способ убедиться, что так и должно быть – проверить значения толщины с другой стороны.

Стандартная фраза продавца «в пределах допуска» — не более, чем лукавство. Все машины в пределах марки-модели окрашены одинаково. Поэтому, если три S класса имеют толщину на капоте 110 мкм, а четвертый вдруг 140 мкм – то нифига это не допуск.

Правда значения на разных толщиномерах могут быть разными, поэтому можно использовать универсальное правило: больше 160 мкм – подозрительно. Больше 180-200 мкм – плохо.

Есть редчайшие исключения, когда повышенные значения – это норма: двойной окрас, т.е. когда машина была отправлена на повторную окраску еще на заводе (характерен для VAG или Jaguar).

Но бывают и случаи посложнее

Мелкосерийные автомобили могут иметь вообще какую угодно толщину ЛКП

Ну и разумеется толщина лкп может быть любой на автомобилях, кузова которых собирают специфическим образом (всякий английский hand и assmade).

Как пользоваться толщиномером? Как-как, берешь, да тыкаешь! Главное, максимально перпендикулярно поверхности. Если толщиномер нужно калибровать – то место ему в политехническом музее. Если при измерении одной и той же точки толщиномер показывает разные значения – то это «игровухи», а не толщиномер.

Что измеряет и что не измеряет толщиномер? Не будем вдаваться в то, что все еще есть различные толщиномеры (есть те, что не видят алюминий, а еще есть те, кто слушает музыку в метро с кассетного плеера (наверное, есть)). Так что по умолчанию считаем, что применительно к автомобилям, толщиномер измеряет толщину краски любой НЕ пластиковой детали.

Пластик – это единственное, что сегодня не видит «стандартный» толщиномер (т.е. крылья Рено и БМВ, а также крышки багажников всяких быстрых машин).
Остальное ему пофиг – грязь, снег, дождь, вода, мороз, жара, севшие батарейки – значения всегда одинаковые. Главное, повторюсь, тыкайте ровно (игла должна быть максимально перпендикулярна поверхности).

Единственный нюанс, есть естественная выработка иглы, т.е. уменьшение ее длины – не уверен, но кажется это влияет на показания. Но можете не брать это в голову — чтобы сточить иглу, нужно работать в трейд-ине. Впрочем, у меня больше года толщик не живет, так что я этого точно не знаю (не ломаются, но разбиваются).

Можно ли поцарапать толщиномером машину? Можно, но нужно сильно стараться. Обычном замером толщины вы машину не поцарапаете. Но можно слегка задеть, если толщиномер «съедет» со скользкой поверхности (характерно для свежеотполированных авто), или когда приборчик выпадает из рук. А происходит это часто, ибо рука и запястье работают на полную (тут так приложить – тут эдак).

На этом скучная часть урока окончена. Переходим к прикладной толщиномерии.

Поскольку толщиномер не вчера появился и успел получить весьма широкую распространенность, то за последние года 2-3 те, кого прибор должен выводить на чистою воду, научились с ним работать. Переходим к самому вкусному.

Как обмануть толщиномер? В принципе – никак. Он просто показывает значение и все. Зато можно обмануть вас, т.е. интерпретатора этих значений.

Самый простой способ: после ДТП на детали будет один слой краски (т.е. значения «в допуске»), если… если эта деталь новая!

На сегодня это общее место, красить новую деталь с попаданием в заводские значения толщины умеют все. Сделать слой чуть меньше (скажем 80 вместо 120) или чуть больше (130-140) – признак рукожопия.

Можно ли это спалить? Глазами, как правило, да (об этом я расскажу в следующем посте). А вот толщиномер поможет, если значения будут в норме, но отличаться от соседних деталей (вся машина 110, а скажем капот 130), либо будут большие расхождения в пределах одной детали (перепады больше 30 мкм в пределах детали – это повод насторожиться). Но в большинстве случаев вам это не поможет, потому что…

Потому что разницу в толщине слоя лкп между деталями можно нивелировать полировкой, а точнее так называемой «керамикой». Способов уменьшить значения я не знаю (догадываюсь, но не встречал) зато есть ситуация, когда значения можно увеличить, и это не будет означать перекрас.

Это так называемая «керамика» (в первом приближении – эдакая продвинутая полировка). Т.е. имеем абсолютно целый автомобиль, наносим на него 4-5 слоев керамики и вместе с офигительным блеском и защитными свойствами получаем толщину ЛКП на 30-40 мкм выше

Да, керамика действительно увеличивает показания, причем при многократном нанесении весьма значительно. Стандартные 110 мкм можно довести и до 180. Другой вопрос, нафига (не дешево это, в конце концов)?

Но так или иначе обмануть толщиномер таким способом не трудно: т.е., к примеру, имеем несколько ДТП, заменили капот и на нем значения 130 мкм, потом заменили поврежденное крыло, на нем значение 80, потом поменяли дверь и на ней совсем неаккуратные 150. Все это, выражаясь языком официальных дилеров, «в пределах допуска», но все таки не нормально и подозрительно. Поэтому отгоняем наше перекрашенное чудо в грамотный детейлинг и получаем всю машину 170. Тем более, что без полировки такой разукрас не продать.
Все! Толщиномер бессилен, он покажет то, что и должен показать – одинаковые значения по всей машине.

Еще один распространенный способ скрытия перекрашенных деталей – пленка.

Однако завышены они будут ровно на толщину пленки (самая распространенная толщина пленки 100-150-200 мкм). Поэтому тут также может спасти принцип подобия. Если на одной стороне капота 240 мкм, а на другой 290, то значит и под пленкой толщина слоя расходится на 50 мкм, что невозможно при окрасе в заводских условиях. Также маловероятно, что на разные детали нанесли пленку разной толщины: поэтому ели на капоте показывает 210, а на крыльях 340 – скорее всего это косяк.

Ну и совсем трудный и редкий вариант – делать ремонт как надо. Т.е. заменять поврежденные элементы на новые, снимать старый слой краски, делать швы максимально аккуратными и в нужных местах (увы, такой подход характерен как раз для серьезных повреждений и тотала). Так, что не только толщиномер ничего не найдет, но и никакой эксперт ничего не найдет, потому что никаких следов и нет. К счастью, есть еще мастера, которые делают ремонт идеально. Мне такие попадались.
Но это такая редкость, что и рассматривать не стоит.

А самое главное: перекрашенное оперение – это в конце концов не страшно. Главное, чтобы были целыми проемы и стойки. Ведь именно их повреждения обычно тянут за собой изменение геометрии и прочие радости, вроде стреляных подушек и неработающих ремней.

Ну а в следующем посте попробуем прикинуть на практике, сколько денег поможет нам сэкономить толщиномер. И поможет ли…

Толщиномер для замера лакокрасочного покрытия – принципы работы и основные марки

При покупке машины на вторичном рынке стоит провести тщательную проверку на предмет «скелетов в шкафу» — наличия аварий, участия в ДТП с проведенным ремонтом кузова. Многие продавцы скрывают такие факты, чтобы не снижать цену на авто. Лучше заранее раздобыть специальный прибор для выявления битых и перекрашенных машин – толщиномер лакокрасочного покрытия. Он поможет обнаружить признаки шпаклевания, покраски деталей и даже их полной замены.

Применение разных толщиномеров

Толщиномер ЛКП – прибор, замеряющий слой краски на поверхности машины. Он позволяет проверить количество слоев краски и сравнить с заводскими показателями. Толщиномер краски помогает измерять расстояние от датчика до металла (кузовной основы). К сожалению, в принципах работы кроются и недостатки устройств, так как их использование возможно далеко не на всех основаниях.

Проще всего применять измеритель, если основа стальная (ферромагнитная). Даже самый простой прибор позволит получить точные показания, поэтому тратиться на дорогой толщиномер не стоит. Но если устройство работает только на электромагнитном принципе, использовать его на иных покрытиях, кроме ферромагнетиков, не удастся. К последним относятся все железно-стальные сплавы.

Вот прочие рекомендации при применении толщиномеров на разных покрытиях:

  • устройства с электровихревым принципом работы лучше подходят для замера толщины автомобильного ЛКП из меди, алюминия, бронзы и их сплавов, при этом на ферромагнитных основаниях уменьшают точность;
  • толщиномеры с электромагнитно-вихревым принципом действия работают на всех металлических покрытиях;
  • ультразвуковые (эхолокационные) приборы замеряют толщину любых покрытий, их принцип работы вообще не зависит от материала деталей.

Таким образом, для проверки на целостность пластика, композитно-пластиковых изделий нужно выбирать ультразвуковые приборы – только они помогут провести осмотр машины и получить правильные результаты.

Детали машин из цветных металлов

Существуют таблицы, в которых указывается материал деталей автомобилей той или иной марки. Вот обзор моделей, в производстве которых используют цветные металлы:

Читайте также  Как покрасить пластиковую дверь?
Марка Модель Детали из цветмета
BMW Z8,7 Кузов
3,5,6 Капот, кузов, двери
X5, X6 Капот, кузов
Chevrolet Venture Капот
Suburban Кузов
Ford Большинство моделей Капот
Infiniti Серия Q, I Капот, багажник
Mercedes-Benz CL500, SL500 Крылья, багажник, капот, кузов, двери
Subaru GT, Legacy Капот
Peugeut 407 Капот

к содержанию ↑

Покрытия, замеряемые толщиномерами

При помощи толщиномера можно проверять разные покрытия, ведь на основания из металла или композита наносят разнообразные виды красок, лаков. Также прибор включит в замеряемые показатели всевозможные грунтовки, автошпатлевки. Устройство отреагирует и на скопления ржавчины, а также на нанесенный сверху слой керамического покрытия.

Ограничения при измерении данных существуют для всех устройств, использующих магнитный или электрический принцип работы. Верхнее ЛКП должно быть диэлектрическим по свойствам, а также иметь гладкую чистую поверхность. То есть металлическая основа и покрытие-диэлектрик – обязательное условие для получения точных данных. Именно таким требованиям отвечает большинство машин, производимых современным автопромом.

Виды приборов

Какой прибор для измерения толщины лакокрасочного покрытия автомобиля лучше? Выбор большой, причем устройства группируются по разным принципам.

Классификация

По эффективности работы все модели можно условно поделить на такие классы:

  1. Первый класс. Характеризуются низкой стоимостью, довольно надежны, но набор их функций ограничен. Применять устройства обычно не очень удобно, у новичков могут возникнуть сложности.
  2. Второй класс. В работе проще, но медлительны. Отличаются более высокой точностью измерений, чем модели предыдущего класса
  3. Третий класс. Более дорогие устройства, превосходят по точности предыдущие. Имеют большой набор функций. Минус у использования измерителей тоже есть – они требуют регулярного проведения калибровки, а также могут давать неправильную информацию при низких температурах на улице.

Градация по сфере применения

Область использования толщиномеров обширна. Они применяются в страховании (для оценки повреждений автомобилей), строительной сфере, автопроме, судостроении, авиационной промышленности. Такой прибор всегда есть у любого мастера по окраске и тюнингу автомобиля. Измерители покупают частные лица, фирмы, причем для целей экспертизы всегда выбирают самые современные устройства – высокоточные, с возможностью замера толщины ЛКП вплоть до долей микрона. Для бытовых целей можно приобретать толщиномер попроще.

Классификация по принципу работы

Наиболее простой и самый популярный в быту – толщиномер магнитный. В его корпус встроен магнит, определяющий степень близости расположения металла или сплава. Показания будут видны на табло прибора или, если он механический – отражаются стрелкой. Внутри электронных приборов стоит тензометрический датчик.

Прочие виды толщиномеров таковы:

  1. Электромагнитные. Работают при помощи токовой индукции. Корпус автомобиля служит замкнутой цепью, при этом проводится замер плотности магнитного поля, по которому устройство выдает результат о толщине ЛКП.
  2. Вихретоковые. Отлично работают с алюминием, измеряя мощность токов, индуцированных внутри детали. Поскольку иные типы металлов имеют другую проводимость, зазор между датчиком и деталью (толщина ЛКП) может отразиться на экране неправильно.
  3. Комбинированные. Дают неплохую точность результатов, так как сочетают наличие вихретоковых и электромагнитных датчиков.
  4. Ультразвуковые. Подают импульсы на поверхность кузова, подходят для всех типов материалов, применяются даже на труднодоступных участках. Имеют самую высокую цену.

Также существуют механические толщиномеры, но они сейчас почти не используются ввиду крайне низкой точности. Такие устройства смогут определить, разве что, толстый слой шпаклевки, пролежавшей на детали много лет.

Выбор – основные и дополнительные критерии

Как выбрать толщиномер, какой лучший? На рынке продается огромное количество моделей — новых и старых, с усовершенствованиями. Стоимость их разнообразна, как и свойства, принцип действия. При покупке в первую очередь надо определить, как и сколько прибор будет работать. Если предполагается использовать его однократно, лишь для покупки автомобиля, лучше взять недорогой толщиномер, но при этом учесть необходимую точность замеров. Профессионалы обычно не экономят и покупают измерители высокого качества, уделяя внимание чувствительности прибора, количеству режимов, функций, проценту погрешности.

Чтобы проверить толщину покрытия без привлечения внимания продавца, стоит выбрать прибор небольшого размера в форме брелока или маркера (обычно это – магнитные толщиномеры). Дополнительные функции, которые выбираются по индивидуальным предпочтениям, следующие:

  • наличие датчиков для измерения толщины стекловолокна, резины;
  • определение степени коррозии металла;
  • возможность работать под водой;
  • автоматическое отключение при долгом бездействии;
  • выбор языка;
  • звуковое оповещение.

Многим пригодится дополнительная опция – подсветка. Она позволит заниматься оценкой состояния машины даже в сумерках или в темное время суток, что актуально для холодного времени года. Также при покупке стоит обратить внимание на вес и размеры толщиномера, время непрерывной службы, материал корпуса (для долгой работы последний должен быть прочным и иметь защитный чехол).

Еще надо помнить, что все электронные приборы лучше работают в помещении, а магнитные не зависимы от влажности и температуры, потому подходят и для улицы. По внешнему виду бывают толщиномеры курковые, классические с кнопкой, в форме пистолета, причем самыми популярными являются первые.

Процедура измерения

Как пользоваться толщиномером, всегда указывается в инструкции по применению. Следует заранее прочитать все данные, ознакомиться со свойствами прибора. Также еще дома надо провести калибровку устройства для получения точных данных. Есть и самокалибрующиеся толщиномеры, но они, как правило, дают менее детальную информацию. Калибровка проводится вручную для приближения показаний прибора к эталонному замеру.

В комплекте с толщиномером идет несколько калибровочных пластин – металлических или пластиковых. Первые играют роль кузова, вторые – его покрытия. Пластину из металла можно взять в ином месте, главное – подобрать именно тот материал, на который рассчитан прибор. Поверхность ее должна быть гладкой и чистой. Пластиковые же пластины менять на свои нельзя. Для калибровки сбрасывают показания до заводских настроек, делают замер по металлической пластине, нажимают клавишу «ноль» (или иную согласно инструкции). Если уровень погрешности будет равен нулю, калибровки не требуется. В ином случае делают калибровку. Алгоритм следующий:

  • приложить металлическую пластину к пластиковой;
  • сделать замер;
  • нажать клавишу калибровки – К;
  • выровнять значение на экране на 102 мкм;
  • еще раз нажать К.

Далее с толщиномером можно работать. Его прижимают к исследуемому основанию, после чего на экране можно увидеть полученные цифры. Датчик должен плотно соприкасаться с эмалью. Обследовать кузов лучше точечно (на каждой детали – по 4-5 точек), но некоторые применяют непрерывный режим (ведут прибором по поверхности). После можно вычислить среднее арифметическое для всех деталей кузова.

По показателям судят о наличии или отсутствии расхождений с заводскими параметрами. В среднем, для большинства автомашин они составляют 70-150 микрон, чаще всего – 80-130 микрон. Для симметричных объектов величина должна быть одинаковой, но в разных местах кузова она может незначительно отличаться. Максимальное отклонение – до 50 мкм, в среднем – до 25 мкм (плюс погрешность прибора – 2-4 %).

Лучшие толщиномеры

Ниже приведены модели толщиномеров, которые понравились пользователям, у них неплохое соотношение «цена-качество», а также достойная функциональность:

  1. Etari ЕТ 555. Комбинированное устройство со сниженным энергопотреблением, позволяющее сохранять настройки. Обладает уникальной подсветкой, комфортной для глаз.
  2. ИТ-01. Магнитный прибор, хорошо замеряет толщину покрытия стальных кузовов. Прост в применении, имеет мощный фонарик. Не годится для непрерывной проверки из-за риска поцарапать автомобиль.
  3. ЕТ-14. Профессиональный прибор, есть управление режимами, калибровкой. Результаты можно загружать в компьютер через USB. Годится для железа и цветметов.
  4. ЕТ-11S. Оснащен комбинированным датчиком с вихретоковым и электромагнитным принципами работы. Хорош для стали и алюминия.
  5. CHY 113. Электромагнитное устройство, годится для работы по черным металлам. В комплекте есть диски для калибровки. Датчик с пружиной, что гарантирует стабильную силу прижима к кузову.
  6. Delta T-415. Компактный, точный магнитный прибор, имеющий небольшую внутреннюю память. Исправно работает на морозе, емкости аккумулятора хватает надолго.
  7. «Мегеон 19220». Ультразвуковой прибор, обеспечивающий точное измерение толщины любых ЛКП. Имеет жидкокристаллический дисплей, комфортную подсветку и кейс для хранения.

Следует помнить, что даже самый точный прибор можно обмануть, например, если не вымыть машину. В этом случае показатели толщины краски будут некорректными. У ряда машин из премиум-сегмента толщина покрытия намного выше (до 250 мкм), что также надо учесть. Истончается покрытие у очень старых автомобилей, которые много раз побывали на мойке. Все эти сведения помогут не запутаться при проведении замеров и сделать правильные выводы о приобретаемом автомобиле.

Толщиномеры: принцип работы и разновидности

Толщиномеры применяются для измерения толщины лакокрасочных покрытий и металлических изделий. Разновидностей толщиномеров много, подразделяются они на магнитные, ультразвуковые, вихретоковые, электромагнитные приборы.

Содержание статьи

  • Применение толщиномеров
  • Принцип работы толщиномеров
  • Разновидности приборов, выбор толщиномера

Применение толщиномеров

Приобретать автомобиль на вторичном рынке рискованно, мало какой хозяин станет избавляться от хорошей машины, без ведомых причин. Нередки случаи, когда в продажу поступают битые транспортные средства, естественно, ни один покупатель не станет связываться с такими продавцами. В автомастерских научились полностью маскировать следы автомобиля побывавшего в аварии, порой даже опытные мастера, с ходу не отличают перекрашенный автомобиль. Здесь и пригодится толщиномер лакокрасочных покрытий.

На сегодняшний день выпускаются приборы, с помощью которых можно выявить следы свежей краски, достаточно лишь прикоснуться датчиками к поверхности кузова. К счастью для покупателей, толщиномеры лакокрасочного покрытия продаётся в каждом специализированном магазине. Компактное устройство, легко размещается на ладони руки, питается от обычной батарейки.

Существуют и более серьёзные сферы применения, например, ультразвуковые толщиномеры металла позволяют определить толщину стенки трубы или резервуара, узнать насколько она поражена коррозией. Ультразвуковой толщиномер фиксирует донные эхо-сигналы, что позволяет определять толщину стенок труб (включая изгибы), котлов, баллонов, сосудов, работающих под давлением, обшивок и других изделий из чёрных и цветных металлов. Прибор измеряет толщину изделий из пластмасс, стекла, керамики и других материалов с высоким затуханием ультразвука при одностороннем доступе к поверхности этих изделий. С помощью ультразвукового толщиномера можно определить степень коррозионного и эрозионного износа по остаточной толщине.

Принцип работы толщиномеров к содержанию

Слой краски, наносимый производителями транспортных средств, обычно не превышает 140мкм. Нередко, детали после рихтовки, обрабатывают шпаклёвкой, затем, наносят слой грунтовки, а это даёт дополнительную толщину. Если автомобиль не перекрашивался полностью, то разница толщин красочного слоя, на дверях и капоте, будет отличаться. Иногда, слой краски, на рихтованном изделии может отличаться в меньшую сторону, в этом случае определить какую деталь заменили, будет сложно.

Что касается УЗ толщиномеров металла, они могут применяться в лабораторных, полевых, цеховых условиях в различных отраслях производства и промышленности. При этом обязательна предварительная подготовка поверхности, необходимо использовать контактную смазку (различные масла, вода, глицерин, специальные контактные жидкости и гели для ультразвукового контроля и т.д.), это обеспечивает устойчивый акустический контакт.

УЗ толщиномер состоит из электронного блока, к нему с помощью кабелей подключаются сменные пьезоэлектрические преобразователи (ультразвуковые преобразователи, ПЭП). Для определения толщины изделий используются раздельно-совмещенные и совмещенные преобразователи.

Читайте также  Чем покрасить лаковую мебель?

Принцип действия ультразвукового толщиномера заключается в измерении времени двойного прохода ультразвуковых колебаний через исследуемое изделие от одной поверхности до другой, полученные данные пересчитываются в значение толщины изделия. Перед тем как приступить к измерениям, поверхность изделия очищается от грязи и песка, если есть коррозия, то необходимо соскоблить рыхлую ржавчину и нанести больше смазки, чем в случае с гладкой поверхностью.

Разновидности приборов, выбор толщиномера к содержанию

Приборы отличаются принципом работы, по этой причине разность показаний у различных моделей может существенно отличаться. Сегодня на прилавках интернет-магазинов можно встретить толщиномеры, следующего типа: магнитные, ультразвуковые, вихретоковые, электромагнитные приборы.

Самые доступные по цене — это магнитные толщиномеры, их принцип работы, прост. Внутри корпуса располагается обыкновенный магнит, с помощью которого и определяется толщина покрасочного слоя. Точность показаний приблизительная, может сильно отличаться от дорогостоящих моделей.

Электромагнитный прибор – это уже более дорогостоящее устройство, позволяет получить более точные показания. Их принцип действия аналогичен с первым типом, но за счёт электромагнитной индукции качество показаний у них выше. Минусом этих устройств можно считать узкую направленность. Эти устройства могут измерять толщину только металлических изделий.

Принцип действия ультразвуковых приборов, основан на отражении ультразвукового сигнала от поверхности. Это самые точные устройства, их способность позволяет получать данные с любой поверхности, пластик, алюминий, композитный материал. Единственный недостаток устройств – высокая стоимость.

Вихретоковые измерители толщины изделий. С помощью этого типа устройств можно снимать точные показатели, даже на таких поверхностях, как цветной металл или пластик, но в случае с железом, погрешность данных может отличаться.

Как проверить авто толщиномером

При покупке автомобиля с пробегом важно знать, побывал ли он до этого в ДТП. Часто продавцы, особенно перекупщики, чтобы получить максимальную прибыль, пытаются скрыть факт аварии при помощи косметического ремонта. На первый взгляд транспортное средство выглядит как новое, однако за презентабельным внешним видом могут скрываться серьезные повреждения. Во многих случаях для того, чтобы раскрыть обман – достаточно проверить машину толщиномером.

Виды толщиномеров

Толщиномер – это специальный прибор, который измеряет толщину лакокрасочного покрытия, нанесенного на детали кузова. Существует несколько видов подобных приборов. Они различаются принципом своего действия. Прибор может быть:

  • магнитным;
  • ультразвуковым;
  • электромагнитным;
  • вихретоковым.

Магнитные толщиномеры имеют достаточно примитивную конструкцию. В корпусе прибора расположен небольшой магнит, сила притяжения которого к металлическим элементам кузова меняется в зависимости от толщины лакокрасочного покрытия. Показания передаются на стрелку, по углу отклонения которой и определяются, сколько краски наложено на кузов авто в том или ином месте. К плюсам таких устройств относят небольшую стоимость, простоту использования и способность работать без батареек. К минусам – низкую точность показаний.

Электромагнитные толщиномеры стоят дороже, однако они более точны. Главным недостатком таких устройств является то, что использовать их можно только чтобы измерить параметры ЛКП на железе. Проверить качество покраски детали из цветного металла или пластика не получится.

Вихретоковые приборы обладают отличной точностью измерений. Стоят они дороже электромагнитных. Главный недостаток – зависимость от токопроводящих свойств материала. Например, при замерах на алюминиевых или медных деталях они выдают очень точные данные, а на обычном металле работают с погрешностями.

Ультразвуковые устройства – самые точные и универсальные. Их можно использовать при работе с металлом, пластиком, композитными и другими материалами. Единственным недостатком таких приборов является высокая стоимость. Обычно они используются для проверки ЛКП автомобилей на фирменных станциях технического обслуживания.

В зависимости от принципа действия и точности показаний цена толщиномера может составлять от 2 до 30 тыс. руб. Если вы хотите измерить толщину краски на авто, а средств на покупку хорошего прибора для проверки авто недостаточно, подобное устройство можно арендовать. Стоимость аренды варьируется от 500 до 600 руб. в сутки.

Как проверить авто толщиномером ЛКП: инструкция

Чтобы правильно пользоваться толщиномером, важно знать, что новый прибор обязательно нуждается в калибровке. Даже если в магазине продавец поклялся, что устройство полностью готово к эксплуатации, важно проверить правильность его показаний. Для этого используются так называемые эталонные пластины из металла и пластика. На каждую из них нанесен слой краски определенной толщины. Если показания прибора не совпадают с данными, указанными на эталонной пластине, в настройки вносятся необходимые изменения. Далее рассмотрим, как пользоваться толщиномером лакокрасочных покрытий автомобиля.

Определить, был ли автомобиль в ДТП, и насколько серьезной была авария, можно, проверив толщину ЛКП на различных элементах кузова. Начинать проверку эксперты советуют с переднего крыла и далее двигаться по периметру авто, тщательно фиксируя все показатели. Для получения наиболее точных результатов лучше всего каждый из элементов проверить трижды, после чего вычислить среднее арифметическое.

При заводской покраске толщина лакокрасочного покрытия варьируется от 90 до 160 микрон (0,09-0,16 мм). У разных моделей авто этот показатель может отличаться. Например, у Фольскваген Джетта он составляет 0,12-0,15 мм, а у Мазда 3 – 0,08-0,1 мм. Допустимая разница между верхним и нижним значениями не должна превышать 0,03-0,04 мм.

Если в результате проверки выяснилось, что слой краски на одном или нескольких элементах кузова больше положенного – скорее всего машина побывала в аварии и перекрашивалась. Покупать битые авто нужно с осторожностью. По степени отклонения от нормы можно судить о том, насколько серьезные повреждения получил кузов. В частности:

    • если при проверке максимальный показатель на каком-либо кузовном элементе (крыле, капоте и т. д.) превышен на 50 микрон, особых поводов для переживаний нет: скорее всего, речь идет о ремонте небольшой царапины (после восстановления поверхность элемента покрывается лаком, который и увеличивает слой краски на 0,05 мм). Такой битый автомобиль можно смело покупать;
    • если проверка засвидетельствовала превышение нормы на 300-500 микрон – самое время задуматься: возможно, машина побывала в достаточно серьезном ДТП, после которого некоторые элементы кузова потребовали рихтовки и шпаклевки;
    • показатели, превышающие среднее значение на 1000 и больше микрон, говорят о том, авария была очень серьезной. Некоторые детали нуждались в замене, однако продавец решил сэкономить и наложить большой слой шпаклевки. В дальнейшем это может привести к появлению трещин на ЛКП и многим другим проблемам. Подобные битые авто лучше не покупать.

Проверка авто толщиномером – процесс небыстрый и требующий внимания. Если вы не уверены, что сможете правильно проверить автомобиль самостоятельно – пригласите опытного специалиста. Нужно понимать, что лучше потратить перед покупкой относительно небольшую сумму денег и пару часов своего времени на проверку машины, чем выкинуть на ветер несколько десятков, а то и сотен тысяч рублей.

Более простой и дешевый способ проверки авто на участие в ДТП предлагает Автокод. Чтобы узнать автоисторию, достаточно указать номер машины. В течение 5 минут система выдаст всю информацию об автомобиле: количество владельцев, пробег, участие в авариях, расчет страховых ремонтных работ, наличие ограничений и штрафов и многое другое. Проверить машину онлайн в один клик!

Если вы профессиональный продавец авто, воспользуйтесь сервисом безлимитных проверок авто «Автокод Профи» . «Автокод Профи» позволяет оперативно проверять большое количество машин, добавлять комментарии к отчетам, создавать свои списки ликвидных ТС, быстро сравнивать варианты и хранить данные об автомобилях в упорядоченном виде.

Узнав полную историю автомобиля, ознакомьтесь получше с его техническим состоянием. Если у вас нет возможности лично присутствовать на осмотре авто, или вы сомневаетесь в своих знаниях, закажите выездную проверку Автокод. Мастер выезжает в кратчайшие сроки, проверяет машину спецприборами и выдаёт точное заключение.

Перед заключением договора купли-продажи советуем также проверить владельца авто через специальный сервис. Проверка покажет, есть ли у продавца проблемы с законом, действителен ли его паспорт, имеются ли долги и исполнительные производства. Если обнаружатся серьезные проблемы, от сделки лучше отказаться. Посмотреть пример отчета

Виды и правила использования толщиномеров ЛКП

При покупке подержанного автомобиля покупателю бывает сложно правильно оценить его состояние. За красивой оберткой могут скрываться серьезные дефекты и повреждения, полученные в результате ДТП, о которых продавец может умалчивать. Помочь вскрыть обман, оценить реальное состояние кузова и узнать толщину его лакокрасочного покрытия поможет специальный прибор – толщиномер.

  1. Что такое толщиномер
  2. Виды устройств
  3. Магнитный
  4. Электромагнитный
  5. Ультразвуковой
  6. Вихретоковый
  7. Калибровка прибора
  8. Как пользоваться толщиномером

Что такое толщиномер

Толщина ЛКП (лакокрасочного покрытия) измеряется в микронах (1 000 мкм = 1 мм.). Для лучшего понимания этих величин, представьте человеческий волос. Его толщина в среднем 40 мкм, а толщина листа формата А4 – 80 мкм.

Толщиномер

Толщиномер измеряет расстояние от металла до датчика прибора, используя электромагнитные или ультразвуковые волны. Прибор определяет длину волны и показывает результат на дисплее.

Таким образом, можно определить перекрашенные и шпаклеванные детали после ремонта, зная толщину ЛКП конкретной модели. В среднем значение для современных автомобилей находится в пределах 90-160 мкм. Допускается погрешность в разных местах кузова на 30-40 мкм, также следует учитывать и погрешность самого прибора.

Виды устройств

Типов толщиномеров существует большое количество. Есть отдельные модели для измерения толщины бетона, бумаги, прокатных труб или листов. Для измерения ЛКП используют четыре основных вида:

  • магнитные;
  • электромагнитные;
  • ультразвуковые;
  • вихретоковые.

Магнитный

Такие приборы имеют самую простую конструкцию. В небольшом корпусе находится магнит. В зависимости от толщины покрытия будет меняться сила притяжения магнита. Полученные результаты передаются на стрелку, которая показывает значение в микронах.

Простой магнитный толщиномер

Стоят магнитные толщиномеры недорого, но проигрывают в точности измерений. Показывают только примерные значения и работают только с металлическими поверхностями. Стоимость прибора может начинаться от 400 рублей.

Электромагнитный

Электромагнитный толщиномер работает по схожему принципу с магнитным, но использует для измерений электромагнитную индукцию. Точность таких измерителей более высокая, а стоимость вполне приемлема, около 3 тыс. рублей. Поэтому данные приборы более распространены среди автолюбителей. Основным их минусом является то, что они могут работать только с металлическими поверхностями. Покрытие на алюминиевых или медных деталях они не измеряют.

Ультразвуковой

Принцип работы данных толщиномеров основывается на измерении скорости прохождения ультразвуковых волн от поверхности до датчика. Как известно, ультразвук по-разному проходит через различные материалы, но основе этого и получают данные. Они обладают универсальными свойствами, так как могут измерять толщину ЛКП на большом количестве типов поверхностей, включая пластиковые, керамические, композитные и металлические. Поэтому такие устройства используют на профессиональных станциях техобслуживания. Минусом ультразвуковых толщиномеров является их высокая стоимость. В среднем от 10 тыс. рублей и выше.

Вихретоковый

Этот тип толщиномера отличается самой высокой точностью измерений. Измерения ЛКП можно проводить на любой металлической поверхности, а также на цветных металлах (алюминий, медь). Точность будет зависеть от токопроводимости материала. Используется ЭМ катушка, которая создает вихревые магнитные поля на поверхности металла. В физике это называется токами Фуко. Известно, что медь и алюминий проводят ток лучше, а значит, на этих поверхностях будут самые точные показания. На железе будет погрешность, иногда существенная. Прибор отлично подойдет для замеров на алюминиевом кузове. Стоимость в среднем составляет 5 тыс. рублей и выше.

Читайте также  Как красиво отделать дверной проем без двери?

Калибровка прибора

Перед использованием прибор обязательно нужно откалибровать. Сделать это очень просто. Вместе с устройством в комплекте идут эталонные пластины из металла и пластика. На приборе обычно присутствует кнопка «cal» (калибровка). После нажатия кнопки нужно приложить датчик толщиномера к металлической пластине и сбросить на «ноль». Затем на металлическую пластину накладываем пластиковую и замеряем вновь. Толщина пластиковой пластины уже написана на ней. Например, 120 мкм. Осталось только сверить результаты.

Калибровка толщиномера

Допускаются небольшие отклонения в несколько микрон, но это в пределах нормы. Если прибор показывает корректное значение, то можно приступать к измерениям.

Как пользоваться толщиномером

Перед измерением узнайте заводскую толщину ЛКП автомобиля. В интернете есть множество таблиц с данными. Начинать измерения следует с переднего крыла, постепенно двигаясь по периметру кузова. Более тщательно нужно проверять подверженные ударам области: крылья, двери, пороги. Прикладывать датчик нужно к чистой и ровной поверхности кузова.

Прибор показывает 250 микрон. Деталь скорее всего перекрашивалась

Показание выше 300 мкм говорит о присутствии шпатлевки и перекраски. 1 000-2 000 мкм указывают на серьезные дефекты в этой области. Поверхность рихтовалась, шпатлевалась и красилась. Возможно, автомобиль побывал в серьезном ДТП. Спустя какое-то время на этом месте могут появиться трещины и сколы, начнется коррозия. Выявив такие участки, можно оценить прошлые повреждения.

Нельзя сказать, что автомобиль с ремонтом ЛКП не нужно покупать. Например, значение выше 200 мкм часто указывает на устранение царапин и небольших сколов. Это не критично, но может существенно сбить цену. Есть возможность поторговаться.

Если показатели значительно ниже заводских, то это говорит о том, что мастер перестарался с абразивной полировкой при устранении царапин. Снял слишком толстый слой ЛКП.

Также нужно понимать, какой тип прибора у вас в руках. Электромагнитный толщиномер не работает на пластике. Измерить ЛКП на бампере не получится. Понадобится ультразвуковой прибор. Также нужно знать, есть ли алюминиевые детали в составе кузова.

Совсем необязательно покупать новый прибор, если вы не будете пользоваться им часто. За определенную плату толщиномер можно взять в аренду.

Толщиномер позволяет оценить состояние лакокрасочного покрытия кузова автомобиля. Разные типы прибора имеют различную точность и возможности. Для собственных нужд вполне подойдет электромагнитный. Если нужно более полное обследования кузова, то стоит обратиться к профессионалам.

Как выбрать толщиномер

Содержание

Содержание

Всякий, кто хоть раз покупал подержанный автомобиль, прекрасно знает, что практически все авто на вторичном рынке продают в состоянии «не бита, не крашена, ездил дедушка на дачу один раз в месяц». И даже если продавец не скрывает факта покраски, поди догадайся, действительно ли там «пара царапин» или же слой шпаклевки толщиной в сантиметр поверх проржавевшего насквозь металла. Визуальным осмотром этого не выявить: перекупщики хорошо поднаторели в сокрытии серьезных дефектов. Наверняка определить реальное состояние кузова можно только с помощью толщиномера.

Виды толщиномеров

Толщиномеры делятся на несколько видов по принципу измерения.

Самые простые толщиномеры — магнитные. Сила, с которой магнит притягивается к металлу, тем больше, чем они ближе друг к другу. В магнитных толщиномерах для определения толщины лакокрасочного покрытия как раз и измеряется сила, с которой магнит притягивается к детали кузова. В самых бюджетных моделях даже электроники никакой нет: показания снимают со шкалы, нанесенной на выдвижной шток. Такие толщиномеры недороги и компактны, но имеют низкую точность.

Электромагнитный толщиномер использует тот же принцип, что и магнитный, только измеряет не силу притяжения металла к магниту, а магнитную индукцию. Для этого на катушке располагается две обмотки — возбуждающая и измерительная.

Величина измеряемого сигнала будет меняться в зависимости от расстояния до металла. Электромагнитные толщиномеры обладают неплохой точностью, но работают только с магнитными материалами (сталь, железо). Этого достаточно для бытового применения, но не для профессионального применения. Производители (особенно автомобилей премиум-класса) все чаще применяют в кузовах алюминий, с которым электромагнитный толщиномер работать не сможет. Измерить слой краски на пластиковом элементе тоже не получится.

Вихретоковой толщиномер способен работать с любым металлом, в том числе и немагнитным. По устройству он похож на электромагнитный: в его основе лежит электромагнит, только ток возбуждения используется высокочастотный, порождающий в металле под катушкой вихревые токи. Эти токи, в свою очередь, создают собственные магнитные поля, влияющие на измеряемый сигнал.

Вихретоковые толщиномеры обладают хорошей точностью, однако измерить толщину лакокрасочного покрытия на неметаллических деталях они не способны.

Ультразвуковые толщиномеры используют совершенно другой принцип. Они излучают ультразвуковые волны и определяют толщину слоя по запаздыванию отраженной волны: чем больше запаздывание, тем больше толщина.

Ультразвуковые толщиномеры могут работать с любыми материалами и измерять толщину ЛКП на металлических, пластиковых или деревянных деталях. Кроме того, они пригодны для измерения толщины не только ЛКП, но и самих деталей. Ультразвуковым толщиномером можно измерять толщину любых листовых материалов (стекло, металл, пластик и т. д.) или отдельных слоев в многослойных материалах. Также их используют для поиска дефектов под каким-либо защитным слоем.

Но есть у ультразвуковых толщиномеров и недостатки:

  • Высокая цена. Ультразвуковые толщиномеры дороже остальных. Мало того, наиболее доступные ультразвуковые толщиномеры имеют низкую точность, недостаточную, к примеру, для измерения толщины ЛКП у автомобилей.
  • Необходимость в подготовке поверхности. Если между ультразвуковым датчиком и измеряемым материалом будет прослойка воздуха, измерения окажутся некорректными. Для удаления воздуха используется специальный ультразвуковой гель, который следует нанести на материал перед началом измерения.

По этим причинам ультразвуковые толщиномеры обычно используются в профессиональной деятельности. Если вам нужен прибор, чтобы быстро и просто измерить толщину краски на б/у автомобиле, то важен не столько принцип измерения, сколько основные характеристики толщиномера.

Характеристики толщиномеров

Точность — наиболее важная характеристика толщиномера. Именно точность определяет, для каких целей можно использовать прибор, а для каких — нет. Так, для определения толщины лакокрасочного покрытия автомобиля, точность должна быть не более 10-20 мкм, в крайнем случае — 50. Дело в том, что толщина заводского лакокрасочного покрытия у большинства автомобилей составляет 90–150 мкм. Точные значения можно найти на сайтах производителей, либо в сводных таблицах.

Впрочем, не существует каких-либо правил или стандартов, регламентирующих толщину ЛКП. Поэтому на одних деталях толщина ЛКП может быть 70, на других — 150. Краска может быть и толще — 200–250 мкм при заводской двойной окраске, например. Но если толщина меняется от 150 до 250, а потом обратно до 150 в пределах одной плоскости детали, это с большой вероятностью указывает на зашпаклеванный дефект. Для того, чтобы определить подобное, будет недостаточно точности в 100 мкм. Но это не значит, что толщиномеры с точностью 100 мкм и больше бесполезны. Их будет достаточно, чтобы понять, насколько сильные повреждения скрыты под слоем новой краски.

Минимальная толщина влияет на область применения прибора. Его не получится использовать на материалах с толщиной меньше минимальной. Так, толщина основных деталей кузова у большинства автомобилей составляет 0,7-0,8 мм. Толщиномер с минимальной толщиной в 1 мм может показывать на таких деталях неверные значения или вообще откажется работать с ними.

Также важен диапазон измерений. Если минимальная величина диапазона меньше толщины измеряемого лакокрасочного покрытия, не стоит ждать точных значений от такого прибора. Максимальная величина диапазона скажет о точности прибора, если погрешность его относительная. Так, точность 1% для прибора с диапазоном измерений 100–10000 мкм будет составлять 1000 мкм, что для измерений толщины ЛКП совершенно недостаточно. Впрочем, многие толщиномеры позволяют выбирать диапазон из некоторого набора. Для повышения точности следует выбирать диапазон, наиболее близкий к измеряемой толщине.

Обратите внимание на требования к измеряемой поверхности. Диаметр минимальной площади определяет минимальный размер детали, на которой можно проводить измерения. Минимальный радиус закругления говорит о том, насколько деталь должна быть плоская. В любом случае, не стоит выбирать для измерения небольшие детали, места изгибов, ребра жесткости и т. д. Мало того, что измерение в таких местах может быть некорректным, там и толщина заводской краски может отличаться, что даст непонятную картину в целом.

При поиске дефектов под слоем краски удобно работать в непрерывном режиме — ведя толщиномер по поверхности детали и следя за показаниями на экране прибора. Для того, чтобы понять, с какой скоростью нужно вести прибор, обратите внимание на скорость отклика. Этот параметр говорит о том, сколько времени пройдет между изменением толщины под датчиком и появлением на экране новых значений. Так, если вести толщиномер со временем отклика в 1 секунду по поверхности со скоростью 5 см/с, то дефекты размером менее 5 см вы можете просто не заметить.

Обратите также внимание на вид калибровки. Калибровка требуется прибору для повышения точности измерения. Её следует выполнять, если есть подозрения в некорректной работе, если прибор используется с новым видом материала или после долгого перерыва. Для приборов с автоматической калибровкой будет достаточно поднести его к идущей в комплекте калибровочной пластине (или к нескольким пластинам по очереди) и выполнить функцию калибровки. В приборах с ручной калибровкой процесс может быть сложнее: может потребоваться откалибровать несколько точек с помощью набора калибровочных пленок, либо вручную ввести точные значения для измеряемых поверхностей с известной толщиной покрытия.

Варианты выбора

Недорогие толщиномеры могут не справиться с точным определением толщины заводской краски, но грубые дефекты выявят вполне достойно.

Вихретоковые толщиномеры определят толщину ЛКП не только на стальных, но и на алюминиевых деталях, которые уже не редкость на современных автомобилях. Они встречаются у Мерседес, Ауди, БМВ, Инфинити и многих других марок.

Ультразвуковой толщиномер можно использовать не только для определения качества ЛКП, но и для измерения толщины самых разнообразных листовых материалов.

Если вы хотите удостовериться, что на кузов нанесена только заводская краска и нет искусно спрятанных дефектов, вам потребуется толщиномер с высокой точностью.

Если вы часто пользуетесь толщиномером, выбирайте среди моделей с малым временем отклика — это сократит время, необходимое для исследования качества покрытия.

Анатолий Башкирцев/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы о различных материалах для строительства и отделочных работ. Уверен вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Анатолий Башкирцев.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ROSHAL-LKZ.RU
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: