Виды, состав и техника нанесения масляных лаков

Масляный лак – это соединение очищенных высыхающих масел со смолами натурального или синтетического происхождения, предназначенное для обработки деревянных поверхностей.

Виды, состав и техника нанесения масляных лаков

Виды, состав и техника нанесения масляных лаков

Сегодня производители создают так много разнообразных средств для защиты деревянных поверхностей от внешнего воздействия, что определить для себя самый оптимальный вариант не подготовленному в этом плане человеку крайне сложно. Что же собой представляет масляный лак, в каких сферах жизнедеятельности человека он применяется, и какое значение имеет.

Лак представляет собой жидкий или полужидкий раствор различных смол и растворителя. Тонкий слой такого вещества, нанесенный на какую-либо поверхность, в короткий промежуток времени просыхает, образуя прочную пленку. Такое покрытие предметов прекрасно противостоит множеству внешних факторов и различному воздействию (как химическому, так и физическому).

Цветовые оттенки лаков

По цвету, подобные составы бывают от соломенно-желтых и до темно-коричневых. И только в редких случаях можно приобрести совершенно бесцветный лак.

Однако стоит заметить, что поверхность предметов покрывается настолько тонким слоем лака, что его цветовой оттенок практически не выделяется на общем фоне поверхности.

В случае масляного лака, желтоватая пленка через некоторое время и под воздействием солнечных лучей обесцвечивается, ввиду высыхания масляной составляющей и чувствительности красителей к ультрафиолетовому излучению. Поэтому наличие цвета у таких материалов совершенно не является каким-либо недостатком.

Особенности лака на основе масла

Сегодня на полках строительных магазинов встречается довольно большое разнообразие лаков для деревянных полов или мебели. Одним из наиболее распространенных средств является мас­ляный лак.

Отличительной особенностью таких товаров является то, что в них входят смолы, которые при нагреве растворяются в маслах растительного происхождения. Подобное вещество демонстрируют высокую водо- и светостойкость и образует пленку с отменной способностью блестеть.

Покрыть древесину лаком на основе масла — это хорошая защита изделия от прямых солнечных лучей (выцветания)

Сегодня такой состав активно используется для защиты дерева от внешних факторов окружающей среды. Ведь деревянные постройки, полы, мебель и другие предметы интерьера со временем разрушаются под воздействием солнечных лучей, повышенной влажности, насекомых и иных негативных факторов. Чтобы свести на нет такое влияние, дерево покрывают лаком на основе масла.

Состав масляного лака

Давайте изучим компоненты масляного лака более подробно.

Природные и искусственные смолы

Если лак создан на основе мягких смол, то он будет менее стойким к воздействию, чем средства, в основе которых использованы твердые смолы. Наиболее низкокачественный состав – это средство с канифолью, которая растворена в льняной олифе. Такое вещество быстро темнеет и слишком рано поддается выветриванию.

Более надежным считается вариант из этерифицированной канифоли и полимеризованного масла. Сочетание древесного лака и канифоли позволяет получить быстросохнущие составы с высокой стойкостью к повышенной влажности. Но этот лак теряет свою привлекательность гораздо быстрее, чем средства с полимеризованным льняным маслом.

Если в составе лака есть льняное масло — это гарантия, что изделие не потеряет свой презентабельный вид долгие годы к содержанию ↑

Натуральные или сгущенные высыхающие масла

Они повышают эластичность лака. Наиболее распространенным из них сегодня считается полимеризованное масло. Этот компонент придает материалу высокую оптическую стойкость и прекрасную эластичность.

Разбавители

Наиболее распространенными из них сегодня являются скипидар, лаковый бензин (или уайт-спирит) и сольвентнафт. Самый плохой вариант – это лаковый бензин, ведь его использование может повлечь за собой выделение смолы из раствора в виде мути или грязного осадка. В конечном итоге, это сказывается на качестве покрытия.

Уайт-спирит — это очень плохой вариант разбавителя для масляных лаков к содержанию ↑

Сиккативы

Отличаются медленными темпами испарения. Упомянем растворимые олеинаты и резинаты, а также окислы. Лаки, применяемые в технических целях, включают комбинацию кобальта и свинца или кобальта и марганца. С подобными компонентами поверхность способна высохнуть за 12 часов.

Виды лаковых покрытий на основе масла

Качество масляного лака во многом определяется количественным соотношением масла и смолы в его составе. В зависимости от выбранной пропорции этих компонентов, выделяют такие варианты как:

  1. Жирные или «наружные». Содержат 2 части масла и 1 часть смолы. Отлично подходят для наружных работ, так как характеризуются высокой устойчивостью к воздействиям атмосферы.
  2. Тощие или «внутренние». Отличаются преобладанием части смолы над частью масла и не пригодны для наружных работ. А внутри помещений демонстрируют высокую устойчивость к воздействию.
  3. Полужирные. Характеризуются одинаковым количеством масла и смолы.

Как видим, чем больше масла в веществе, тем более стойким к негативному воздействию он становится и тем лучше защищает пол от влажности.

Преимущества лаков на основе оливы

Такие отделочные материалы довольно популярны на отечественном рынке и применяются для обработки дерева: полов, мебели и т.п.

Их основными достоинствами считаются:

  • экологическая чистота и безвредность;
  • способность к регуляции влажности деревянной поверхности;
  • относительно низкая стоимость;
  • широкая распространенность;
  • простота использования;
  • высокие защитные качества.

к содержанию ↑

Методика использования лака на масле

Для начала нужно ознакомиться с инструкцией по эксплуатации выбранного материала. Далее его потребуется разбавить скипидаром. Ведь в процессе хранения вещество может загустевать. Если же его снова разбавить, то он будет ложиться на дерево равномерно.

Масляное средство нужно наносить на дерево при помощи кисти со щетиной высокой жесткости или распылителя, совершая движения рукой вдоль и поперек волокон. При нанесении кистью первого, более жирного слоя, можно сделать легкую растушевку. Она делается сначала поперек, а затем вдоль волокон. Тогда слой равномерно распределиться по всему дереву.

Масляный лак сохнет после нанесения дольше, нежели его аналоги на летучих растворителях. Ведь масло в его основе испаряется довольно долгое время. Это происходит следующим образом. Разбавитель, входящий в состав лака, испаряется, что влечет за собой его сгущение в очень липкую пленку. Далее в действие вступает процесс окисления под воздействия кислорода. Покрытие полимеризируется и окончательно застывает.

Прежде чем нанести второй слой, нужно очистить от пыли и зашлифовать высохшую поверхность.

После каждого слоя, нужно обязательно очистить и зашлифовать изделие, чтобы лак ложился ровно и результат был без изьянов

В принципе, при тщательной и качественно выполненной шлифовке трех слоев хватит, чтобы дерево приобрело чарующий блеск. Высохший слой образует глянцевую поверхность, блестящую на солнце и стойкую к воздействию. Она не боится влажности, ультрафиолетового излучения, повышенной температуры т.п.

Более быстро лак высыхает в светлом, хорошо проветриваемом помещении с низким уровнем влажности. Чтобы в комнате не оставалось неприятного запаха через некоторое время после высыхания, помещение нужно регулярно проветривать.

Чтобы добиться максимального блеска лакового слоя, можно воспользоваться техникой располировки. Для этого тампон пропитывают спиртом, а его дно покрывают небольшим количеством вазелина или подсолнечного масла. Далее им совершают круговые движения по поверхности так, чтобы сухих мест не осталось.

Виды масляных лаков, состав и правила использования

В наше время изготавливается множество различных лакокрасочных материалов, используемых для предохранения деревянных конструкций и изделий от негативного влияния окружающей среды. Чтобы определиться, какой вариант лака является оптимальным, обычному пользователю необходимо ознакомиться с разновидностями лаковых смесей и их свойствами. Одним из популярных и недорогих составов является масляный лак. В этой статье будут рассмотрены сферы его использования, преимущества, состав и правила лакирования.

Лак – это полужидкая или жидкая смесь, изготавливаемая из разных смол, масел и растворителей. Небольшой слой масляного лака, нанесенный например, на древесину, высыхает достаточно быстро, в результате поверхность приобретает надежную защиту от многих факторов. Тонкая, прочная и эластичная защитная пленка способна эффективно противостоять химическому и физическому влиянию, а также воздействию ультрафиолета и влажности.

Различные лаковые оттенки

Изготавливают масляный лак для дерева различных оттенков, это может быть светло-желтый или даже темно-коричневый цвет. Достаточно редко можно купить абсолютно бесцветный, прозрачный масляный лак. Однако даже если наносится на дерево темно-коричневый состав, то его слой очень тонкий, поэтому оттенок почти незаметен на деревянной поверхности. Но если нанести 3-5 слоев на конструкцию, то темный цвет будет заметен гораздо сильнее.

Обычно масляные лаки, имеющие желтоватый или коричневый оттенок, спустя определенный период времени обесцвечиваются, так как на них воздействуют лучи солнца. Во время высыхания масляной пленки, под воздействием ультрафиолетовых лучей нанесенный слой становится практически прозрачным, так как он очень чувствителен к солнечному излучению. Следовательно, наличие определенного оттенка у масляного лака – это совсем не недостаток.

Особенности лаков

В наше время в магазинах продается огромное количество лакокрасочной продукции для обработки пола и мебели. Очень распространен и популярен масляный лак для пола, имеющий множество преимуществ.

Особенностью масляных лаковых смесей является содержание специальных смол, которые в ходе производства растворяются в растительных маслах. Комбинация смол и масел обладает высокой светоустойчивостью и водостойкостью, наносимая на поверхность пленка не только защищает дерево, но также является декоративным слоем, который отлично блестит, делая конструкцию или изделие очень привлекательным.

Сегодня лак на масляной основе активно применяется для обработки древесины, так как он имеет хорошие технические характеристики и свойства. Масляные лаковые составы используются для обработки различных объектов из дерева, включая полы, беседки, различные постройки, мебельные предметы, лестницы, перила, двери, окна и прочее. Данные лаки используются для защиты от солнечного излучения, высокого показателя влажности воздуха, различных насекомых, грибков, плесени, и других пагубных воздействий.

Состав лака на основе масла

Состоит лак на масляной основе из нескольких компонентов. Далее будет подробно рассмотрен каждый из составляющих ингредиентов.

    1. Искусственная или натуральная смола
      Одним из главных компонентов является природная или искусственная смола, которая может быть мягкой или твердой. Если лак изготавливается из мягких смол, то он будет хуже защищать поверхность, чем лаковая смесь, изготовленная из твердых смол. Самый дешевый и низкокачественный лак – это смесь из канифоли, растворенной в льняном масле. Данный состав довольно быстро темнеет и чересчур поддается процессу выветривания.
      Более качественный и надежный – это раствор из полимеризованного масла и этерифицированного канифольного вещества. Такой вариант лака для дерева является быстросохнущим раствором, который имеет высокий показатель устойчивости к механическому воздействию, высокой влажности воздуха и воде. Однако такой состав быстрее утрачивает свою изначальную привлекательность по сравнению с лаками, изготовленными из полимеризованного льняного масла. Лучше всего приобретать смесь с льняным маслом, такой раствор надолго будет сохранять внешнюю презентабельность и защитные свойства.
    2. Сгущенное или натуральное высыхающее масло
      Такое масло увеличивает показатель эластичности лака. Самым распространенным является полимеризованный вид масла. Именно полимеризованное масляное вещество делает смесь очень эластичной, придает ей высокий показатель оптической устойчивости.
    3. Разбавитель
      Наиболее распространенные разбавители – это сольвент, Уайт-спирит, лаковый бензин или скипидар. Самым дешевым и неэффективным вариантом является лаковый бензин, который зачастую приводит к выделению смолы из состава, появляется мутный, грязный осадок. В итоге масляный лак с таким разбавителем имеет наименьшее качество покрытия.
    4. Сиккативы
      Эти вещества не быстро испаряются, к ним относятся растворимые виды резинатов, олеинов и окислов. Сиккативы ускоряют процесс высыхания. Состав, предназначенный для технических целей, включает в себя кобальт и марганец или свинец и кобальт, с данными химическими веществами лакированная поверхность может высохнуть за 10-12 часов.

Разновидности лаковых масляных покрытий

То насколько качественным будет лаковый раствор для пола или другого основания, во многом зависит от того, в каком количестве смешана смола и масло. От пропорции этих ингредиентов будет зависеть разновидность состава, бывают следующие виды:

  • жирные лаковые составы. Они изготавливаются из двух частей масел и одной части смолы. Эти составы наилучшим образом подходят для внешних уличных работ, они имеют высокий показатель стойкости к атмосферным явлениям, и прочим негативным факторам;
  • тощие смеси. Эти растворы характеризуются преобладающим объемом смолы над количеством масла, эти лаки нельзя использовать для выполнения внешних работ. Они отлично подходят для внутренней обработки, внутри помещений, они имеют отличную устойчивость, прочность и длительный срок службы;
  • полужирные растворы. Они производятся из смолы и масла, смешиваемых в одинаковой пропорции. Обычно их можно использовать внутри и снаружи помещений.
Читайте также  Сотрудники ТГУ изобрели новую рецептуру водно-дисперсионного кремнийорганического лака

Итак, чем больше пропорция масла в составе, тем более устойчивым к пагубному воздействию будет лаковая смесь, и тем более качественно она будет защищать поверхность пола или другой конструкции от механического воздействия и влажности.

Достоинства лаковых смесей, основанных на олифе

Эти лакокрасочные материалы очень популярны сегодня, они используются для нанесения на полы, мебель, и другие изделия. Лаковые смеси на основе олифы имеют следующие преимущества:

  • отличаются экологической чистотой и безопасностью для человека;
  • являются влаго-, и паропроницаемыми, позволяют дереву “дышать”;
  • стоят сравнительно недорого;
  • имеют повсеместную распространенность;
  • очень просто и легко наносятся;
  • предоставляют высокий показатель защиты древесине.

МА 592

Этот лаковый раствор состоит из нескольких полимеризованных масел – тунгового, подсолнечного и хлопкового. В составе также глицериновый канифолевый эфир, сиккативы и Уайт-спирит. В основном данный лак применяется для защиты металлических поверхностей, которые он надежно защищает от ржавчины и коррозии. МА 592 в течение длительного времени защищает материал, после высыхания этого состава на поверхности создается прочная, твердая, и полностью прозрачная защитная пленка.

Данный раствор используется в качестве электроизоляционного слоя медной проводки, МА 592 можно эксплуатировать даже в тропическом климате. Технические характеристики масляного лака МА 592 позволяют использовать его при высокой температуре и высоком показателе влажности воздуха, после высыхания защитный слой имеет отличную износостойкость.

Перед тем как использовать масляный лак МА-592, его нужно разбавить с помощью растворителя. Наносить данный раствор можно кисточкой или пневматическим распылителем. Если нужно лакировать небольшие изделия, можно использовать метод окунания, а для обработки больших поверхностей применяется способ налива. Перед применением МА 592, основание нужно очистить от жира, грязи и пыли. Наносить состав можно только на чистую и сухую поверхность.

Чтобы лакированная деталь высохла быстро, можно применять способ горячей сушки, для этого лакированная поверхность нагревается до температуры 120 градусов, на протяжении 2 часов. Во время лакирования и сушки нужно действовать внимательно и осторожно, так как раствор является пожароопасным и токсичным. Работать нужно в защитной одежде, перчатках, респираторе и очках. Нельзя вдыхать токсичные испарения этой смеси, также нельзя, чтобы лаковая жидкость попадала на слизистые оболочки и на кожный покров. Работать нужно в хорошо проветриваемом помещении, вдали от открытого пламени.

Правила нанесения масляных лаков

Первым делом нужно внимательно прочитать инструкцию, приведенную на емкости с лаковым раствором. Перед его использованием, скорее всего, нужно разбавить при помощи скипидара, так как во время хранения раствор может сильно загустеть. После разбавления лаковая смесь хорошо ложится на поверхность.

Наносить состав можно из пульверизатора, или при помощи кисточки с жесткой щетиной. Если лакирование выполняется кистью, то покрывать дерево нужно вдоль и поперек волокон, благодаря этому жидкость равномерно распределяется по поверхности. Первый слой делается более жирным, чем каждый последующий.

Лаковые смеси на основе масла высыхают дольше, чем аналогичные продукты, основанные на органических растворителях, так как масло испаряется дольше. Когда первый слой полимеризуется и застынет, древесина шлифуется наждачной бумагой или электроинструментом, после чего очищается от пыли и наносится следующий слой. Шлифование необходимо, чтобы не появлялись изъяны. Обычно достаточно нанесения 3 слоев, чтобы конструкция была блестящей и привлекательной.

После завершения лакирования, желательно чтобы комната хорошо проветривалась, и в ней была минимальная влажность воздуха. Температура во время высыхания должна быть примерно 20-25 градусов. Чтобы избавиться от неприятного запаха в помещении, его нужно время от времени проветривать.

Для достижения максимального блеска лакированной поверхности, можно использовать полировку. Данная методика заключается в следующем: тампон пропитывается спиртом и покрывается растительным маслом или вазелином. Этим тампоном круговыми движениями полируется поверхность до тех пор, пока не останется сухих мест, в итоге получится идеально гладкая, блестящая поверхность.

Разновидности, компоненты и способы нанесения лаков на основе масла

На сегодня, чтобы обезопасить поверхность из дерева, изготовители предлагают большое количество различных средств, которые надежно могут защитить от воздействия внешних условий.

Но выбрать в этом количестве лучший вариант без знания составов, конкретного применения того или иного вещества, очень трудно.

Что же такое лак на основе масла, где его лучше всего использовать и его значение – это будет описано ниже.

ЛКМ – это жидкость или полу жидкость, которая состоит из разных типов смол и разбавителей. Тонкое его нанесение на любое основание за короткое время высыхает и получается пленка с высокой прочностью.

Такой слой лака отлично может предотвратить негативные влияния внешней среды (от химии и от физических нагрузок).

Цвета средств

По оттенкам такие вещества различают от светло желтого до темного, коричневого тона.

Только иногда можно найти полностью прозрачный материал.

Но, следует сказать, что на основание наносится очень малое количество средства, поэтому его оттенок и не заметен, не бросается в глаза на изделии.

Если говорить о составе на основе масла, то желтый оттенок покрытия через определенное время и от ультрафиолета становится бесцветным, так как высыхает масляной компонент и еще из-за реакции на солнечные лучи.

Поэтому то, что средства имеют цвета, нельзя считать большим минусом.

Нюансы масляного состава

Сегодня на строительных рынках можно увидеть большое количество разных ЛКМ для полов или мебели из дерева.

Самым популярным считается средство на основе масла.

Важным нюансом такого вещества являются смолы, которые есть в его составе, они во время нагрева расплавляются в растительном масле. Такой лак имеет высокий уровень устойчивости к воде, свету, создает пленочное покрытие с блеском.

До сих пор такое вещество применяется для работы с основаниями из дерева для защиты от различных внешних воздействий.

Потому что все конструкции, изделия, декоративные предметы из дерева начинают через время разрушаться от действия ультрафиолета, высокой влаги, разных жучков и других воздействий.

Чтобы поверхность была отлично защищена от всех этих факторов, нужно дерево окрашивать масляным лаком.

Компоненты такого средства

Ниже будут подробно описаны все составные вещества такого средства.

Натуральные и синтетические смолы

В такое вещество могут входить мягкие смолы (тогда лак получается не очень стойким) и твердые смолы (более устойчивый получается состав).

Самым худшим составом считается смесь канифоли, которая разбавлена олифой льна. Оно за короткое время становится темного цвета и очень быстро выветривается.

Немного лучше является вещество с этерифицированной канифолью и масла полимера.

Древесный лак и канифоль дают средства, которые быстро высыхают и совершенно не боятся влаги.

Но такое покрытие быстро теряет привлекательный вид, по сравнению с полимеризованным веществом на основе масла льна.

Натуральные и густые высыхающие олифы

Благодаря этим компонентам лак становится эластичным. Самыми используемыми на сегодня являются полимеризованные олифы.

Данное вещество дает хороший уровень устойчивости и эластичности.

Растворители

Самыми популярными считаются бензин для лака, скипидар, Уайт-спирит, сольвентнафт.

Худшим является бензин для лака, потому что при его применении в средстве может образоваться осадок, и он станет мутным (так выделяется смола).

А в итоге из-за этого покрытие получается плохого качества.

Сиккативы

Они имеют такую особенность – низкая скорость испарения. Стоит сказать об олеинах, резинатах, окислатах.

ЛКМ для технического применения содержит в себе кобальт и свинец или кобальт и марганец.

С такого рода составными частями данный материал высохнет за 12 часов.

Разновидности покрытий из лака на основе оливы

Уровень качества такого средства будет зависеть от долей в составе масла и смолы.

Учитывая пропорции таких веществ, разделяют виды составов:

  1. Для фасадных работ (жирные). Такой лак имеет на 2 доли масла 1 долю смолы. Они применяются для внешних работ, так как отлично переносят и не боятся негативных атмосферных факторов.
  2. Для внутренних работ (тощие). Смол содержится больше по сравнению с маслом, поэтому они не подходят для фасадных обработок. Для внутренних работ они идеально подходят и показывают хороший уровень износостойкости.
  3. Полу жирные. Смола и масло добавлены в материал в одинаковых пропорциях.

Из этого следует, что чем больше в составе масла, тем средство более стойкое к отрицательным влияниям и тем качественнее оно защищает от высокой влаги.

Плюсы ЛКМ на основе оливы

Такие материалы для отделки пользуются большим спросом на строительном рынке и используются для работы с древесиной (пол, изделия, предметы и так далее).

К их большим преимуществам относят:

  • Экологичность, не вредят.
  • Регулируют уровень влажности основания из дерева.
  • Не большая цена.
  • Продаются в любых строительных магазинах.
  • Легко окрашивать.
  • Высокий уровень защитных функций.

Способ применения лака на оливе

Нужно внимательно прочитать инструкцию по работе с выбранным веществом. Далее в него нужно добавить растворитель (скипидар).

Потому что во время хранения лак становится густым. Если его разбавить, то он хорошо ложится на поверхность ровным слоем.

ЛКМ на основе масла наносят кисточкой, у нее должна быть жесткая щетина, или же можно использовать разбрызгиватель. Движения должны быть вдоль волокон, а потом поперек. Первый слой, который наносится кистью, нужно растушевать. С начала его красят поперек, а потом вдоль поверхности.

Таким образом ЛКМ ляжет одинаково по всей площади.

После того, как окрасили, покрытие из лака на основе оливы будет высыхать дольше по сравнению с подобными средствами, в основе которых растворители.

Это из-за того, что масло улетучивается достаточно долго. Получается это так.

Растворитель, который есть в составе, улетучивается, таким образом состав густеет и образовывается пленочное покрытие.

Далее начинается окисление от реакции с кислородом. Покрытие начинает твердеть и полностью застывает.

Перед окрашиванием во второй раз, с покрытия убирают пыль и шлифуют сухое основание.

Если хорошо провести работы по шлифовке, то трех слоев ЛКМ будет достаточно, чтобы поверхность из дерева блестела.

Сухое покрытие дает глянец на основании, который переливается от солнечного света и является очень прочным.

Такой слой лака не боится влаги, ультрафиолета, высокой температуры и так далее.

Лаковая поверхность быстрее станет сухой в помещении, где светло и есть хорошая циркуляция воздуха и маленькая влажность.

Чтобы убрать резкий запах через время, помещение постоянно должно проветриваться.

Чтобы лаковое покрытие очень блестело, можно применить способ полирования наоборот.

Для выполнения такой процедуры на тряпочку наносят спирт, на дно наносят немного вазелина или оливы подсолнечника.

Потом кругами обрабатывают основание, чтобы не было сухих участков.

Химия и производство: Масляные лаки

Общие указания об изготовлении масляных лаков
Масляные лаки, как было указано выше, представляют собою растворы смол в высыхающих маслах. Так как растворы смол в масле большей частью очень густы и их трудно наносить кистью на окрашиваемую поверхность, то почти всегда к ним прибавляют какой-либо летучий растворитель, как, например, скипидар, бензин и пр. Меняя соотношения между маслом и смолою, можно получить лаки, обладающие различной твердостью, блеском и прочностью. Правильно приготовленный лак должен при смешивании с льняным маслом или олифой оставаться совершенно прозрачным и при стоянии не выделять осадка.

При изготовлении этих лаков применяются преимущественно самые твердые смолы (копалы, янтарь, сандарак, обработанная канифоль). Для полного растворения смол в маслах необходимо предварительно удалить из смол часть летучих веществ, присутствие которых иногда служит причиной нерастворимости их в маслах. Эта операция, которая на практике косит неправильное название «плавки», заключается в сущности в частичной сухой перегонке смол.

Такую перегонку, так называемую «плавку», нужно производить путем нагревания смол в чистых эмалированных котлах, которые необходимо после каждой плавки тщательно промывать скипидаром. Котел должен быть снабжен крышкой и трубкой для отвода продуктов сухой перегонки: газов, водяных паров, кислот, эфирных масел и других летучих веществ. Нагревание некоторых смол иногда приходится доводить выше 360°.

Читайте также  Чем развести лак для дерева?

Особое внимание «плавке» нужно уделить во время изготовления копаловых лаков, так как при недостаточной отгонке летучих продуктов из копаловой смолы прибавление льняного масла и других разжижающих веществ вызывает появление сгустков или комков, недопустимых при производстве лаков. Для устранения этого явления может служить канифоль, но прибавление ее в большом количестве ухудшает качество лака.

Следует указать, что «плавку» копала нужно производить по сортам, разбивая их па равные куски от 0.5 до 2 см в зависимости от твердости копала, причем более твердые сорта копала раздробляют на более мелкие куски. Измельченный копал должен быть обязательно отсеян от мелкой пыли. Так как каждая партия копалов отличается по своим свойствам, то необходимо предварительно произвести пробную плавку для определения температуры, при которой копал правильно соединяется с маслом.

После «плавки» приступают к растворению смол в масле. Процесс растворения также требует чрезвычайно внимательного отношения и четкой работы. Высыхающие масла нужно прибавлять к расплавленным смолам небольшими порциями, причем температура масла должна быть приблизительно равной температуре расплавленных смол.

Нужно заметить, что льняное масло, служащее для приготовления лака, должно быть совершенно чистым и хорошо отстоявшимся. Поэтому нужно предварительно тщательно убедиться — не содержит ли масло суррогатов, и хорошо ли оно отстоялось. Часто применяют также сгущенное льняное масло, которое приготовляют продолжительным нагреванием льняного масла до определенной высокой температуры (до 370°).

Добавление небольшой порции масла должно сопровождаться тщательным и сильным перемешиванием, после чего берут пробу на стеклянную пластинку и исследуют прозрачность раствора. Если проба не обнаружит помутнения или светлых, отличных от общей массы раствора полос и даст картину полного соединения масла со смолой, то процесс растворения можно продолжать дальнейшим добавлением очередной небольшой порции высыхающего масла с соблюдением всех указанных процедур. Затем снова берут пробу, снова исследуют и поступают описанным образом до полного растворения всего остатка высыхающего масла. Если же в какой-либо стадии этой работы проба окажется мутной, добавление новой порции масла приостанавливают до тех пор, пока новая проба не даст точных указаний на полное соединение масла со смолой. Нелишне добавить, что, хотя некоторые смолы прекрасно растворяются в горячем масле, все же, если при растворении добавлять масло не вовремя и неправильно, смолы не растворяются даже при сильном нагревании.

Когда процесс растворения смол в масле будет закончен, а самая смесь обнаружит полную прозрачность, ее переливают в сосуд для охлаждения, или котел снимают с огня и уносят в другое помещение, где производят дальнейшую работу. Прибавление веществ, ускоряющих сушку (сиккативов), производится различно: иногда к маслу заранее прибавляют сиккативы, иногда прибавляют сиккативы уже к готовому продукту; обычно же прибавление производят после того, как введено все масло и произошло полное соединение масла со смолой. Минеральные сиккативы (пиролюзит, глет, сурик, известь) прибавляют в хорошо растертом виде при температуре 230-250°, линолеаты и резинаты — при температуре 200°.

Сиккативы должны быть совершенно сухими и не содержать влаги, так как в противном случае, при попадании влаги в горячий лак, масса из котла может вылиться. После прибавления сиккативов дают лаку немного остыть и прибавляют в качестве разжижающего вещества какой-либо растворитель. Если применяют скипидар, то его прибавляют при температуре 160-170°. Вообще температура, при которой прибавляется растворитель, должна быть несколько ниже температуры кипения растворителя. В помещении, где происходит прибавление растворителя, не должно быть огня. Количество растворителя зависит от рода смолы, количество масла — от рода растворителя, и т. д. Когда лак приготовлен, его процеживают сквозь сито для отделения от сора, угля, грязи и других посторонних примесей.

Разжижающим веществом для масляных лаков служит большей частью скипидар, который в то же время способствует ускорению процесса высыхания масла. В масляном лаке растворитель не улетучивается, а благодаря целому ряду химических превращений образует с растворенными смолами прочный и стойкий к атмосферным влияниям слой. Для осветления некоторых сортов масляных лаков необходимо давать им отстояться в течение некоторого времени. В последнее время в целях сокращения времени отстаивания пользуются фильтр-прессами.

Масляные лаки обыкновенно, делят на три сорта в зависимости от количества входящих в их состав масел: жирные , средние и тощие лаки. К жирным — относятся лаки, в которых весовое количество льняного масла превосходит вес расплавленной смолы. У тощих — вес смолы превосходит вес масла. средние — являются промежуточными между жирными в Тощими.

Время сушки лака имеет существенное значение. Во времени сушки лака различают три периода:

Лак «затягивается», но еще липок.

Лак «сух для пыли», т. е. поверхность настолько высохла, что пыль к ней не пристает.

Лак «вполне высох», когда при пробе слоя ногтем не получается отпечатка.

Ниже мы приводим рецепты и способы изготовления разных масляных лаков.

Лак для внутренних работ

Копала 5 кг Льняного масла 5 кг Скипидар 7-8 кг Резината или линолеата свинца 120 г Нагревают копал до 320-350° и прибавляют небольшими порциями льняное масло, предварительно нагретое до 200-230°. Масло берут наиболее чистое, хорошо отстоявшееся. Когда вся масса прилита, прибавляют сиккатив при температуре 200-220°. Скипидар прибавляют, когда масло охладится до 120-140°.

Копала 10 кг Льняного масла 25 кг Скипидара 2.5 кг Приготовление — стандартное для масляных лаков.

От экипажных лаков требуется сохранение блеска при всяких атмосферных условиях.

Янтарный лак для мебели

Янтаря 4 кг Скипидара 22 кг Олифы, хорошо высушенной 5 кг Свинцовых белил 1 кг Растворяют янтарь и олифу в теплом скипидаре, перемешивают и дают охладиться. При охлаждении прибавляют белила. Оставляют стоять несколько дней в теплом месте, затем процеживают.

Лаки для полов представляют собой масляные лаки, растертые с какой-либо краской так, что они одновременно дают и окраску и блеск. Для их изготовления употребляют копаловый, янтарный или даммаровый лак, а также канифольный или эфирный лак (быстро сохнущий). Для придания того или иного цвета применяют минеральные краски лучшего качества в виде порошка. Смешивание должно совершаться посредством растирания в краскотерке. Приводим несколько рецептов такого лака:

4 вес. ч. светлой хромовой желтой, 10 вес. ч. копалового или янтарного лака;

4 вес. ч. темной хромовой желтой, 10 вес. ч. Копалового или янтарного лака;

4-5 вес. ч. оранжево-желтого хрома и 12 вес. ч. копалового или янтарного лака;

3-5 вес. ч. тонкой жженой и отмученной сиенской земли и 12 вес. ч. копалового или янтарного лака;

50 вес. ч. растопленного янтаря, 15 вес. ч. льняного масла, 1 вес. ч. борно-кислой закиси марганца и вес. ч. скипидара;

5 вес. ч. янтаря, 5 вес. ч. канифоли светлой, 10 вес. ч. льняной олифы и 20 вес. ч. скипидара.

Расплавляют янтарь и канифоль в льняной олифе и кипятят в течение часа, сопровождая кипячение непрерывным помешиванием. Дают жидкости охладиться, после чего прибавляют скипидар.

Черный асфальтовый лак

Сирийского асфальта 10 кг Копала 5 кг Льняной олифы 5 кг Прогорклого льняного масла 5 кг Скипидара 20 кг Асфальт и копал растапливают с олифой и маслом, дают немного остыть и разбавляют затем скипидаром.

Серебристый печной лак

Копала 5 кг Льняного масла прогорклого 4 кг Алюминиевой бронзы 1.5 кг Растворяют копал в масле при нагревании, прибавляют бронзу, дают немного остыть и прибавляют скипидар до получения лака желаемой густоты.

Лак, не разрушающийся от действия горячей воды

Янтаря 25 кг Льняной олифы 36 кг Свинцового глета 7 кг Свинцовых белил 7 кг Сурика 7 кг Расплавляют янтарь в небольшом количестве льняного масла. Отдельно варят олифу с глетом, белилами и суриком до потемнения масла. Далее прибавляют расплавленный янтарь. Нагревают еще несколько минут и выливают в хорошо закупоривающиеся бутылки.

При окраске дерева необходимо предварительно загрунтовать смесью ламповой сажи со скипидаром, после высыхания лакируют еще четыре раза. Высушивают и полируют.

Лак, предохраняющий кожу от сырости

400% освобожденного от кожи и жил бычьего или бараньего жира растапливают вместе с 50 г размельченного каучука и прибавляют 200 г льняного масла. Затем разводят с 600 г масляного янтарного лака и наносят смесь в теплом состоянии кистью на кожу.

Янтарный лак может быть изготовлен из растопленного янтаря следующим образом:

380 г янтаря (для этого можно применять любой сорт) толкут, растапливают с 30 г сандарака и 60 г густого терпентина в хорошо глазированном глиняном горшке над слабо горящими угольями, а затем прибавляют 250 г хорошего вареного и отстоявшегося льняного масла и наконец разводят с 200 г скипидара.

Лаки для масляной живописи: подробный разбор

Чтобы картина написанная маслом долго радовала глаз,
её обязательно надо покрывать лаком. Это защитит картину
от пыли, деформации, выцветания.

Виды лака для живописи:

Все лаки для масляной живописи можно условно поделить на три вида.

1. Живописные (связующие) лаки

Такие лаки применяются для разведения масляных красок. Т.е. используются непосредственно в процессе живописи, добавляются в «тройник» (лак+масло+разбавитель) или «двойник» (лак+масло).

2. Покрывные (финишные) лаки

Эти лаки применяются для покрытия законченных произведений с целью защиты. А так же для придания равномерного блеска красочному слою, который после высыхания может местами прожухнуть (стать матовым). Для яркости и глубины красок.

Важно помнить, что картину написанную маслом следует покрывать после полного высыхания, а это примерно 1-2 года.

Сейчас, правда, на рынке появился американский лак фирмы «Gamblin», сделанный по новой технологии, которая позволяет покрывать картину сразу после того, как краска схватится на холсте. Очень удобно, но веками пока этот лак не проверен.

Так же все лаки имеют свой предел изнашиваемости, со временем они могут темнеть и желтеть. Тогда картина требует перепокрытия лакового слоя (это может наступить и через 15 лет, и через 30, и через 100 лет. Зависит это от многих факторов, но если картина написана технически правильно, качественными материалами и условия хранения соблюдены, то лак может сохранить свой блеск и прозрачность даже через 100 лет.

3. Ретушные лаки

Используется в качестве промежуточного слоя для предотвращения пожухлости и усиления адгезии красочных слоёв. Например, вам надо продолжить картину, которую вы начали писать 1-12 месяцев назад. В этом случае не рекомендуется наносить сразу краски на высохший слой, лучше предварительно освежить (размягчить, для лучшего сцепления со следующим слоем) высохшие краски ретушным лаком.

Самые популярные лаки для масляной живописи:

Даммарный лак

Применяется для разведения масляных красок и для покрытия законченных произведений. Со временем желтеет, лучше не использовать его для полотен, написанных в холодных оттенках.

Пихтовый лак

Применяется для разведения масляных красок.

Мастичный лак

Применяется для разведения масляных красок, а так же в качестве покрывного и ретушного лака. Со временем желтеет и мутнеет.

Копаловый лак

Используют в качестве добавки к готовым масляным краскам с целью придания им большей прочности и увеличения их стойкости к различным внешним воздействиям.
Реставраторы его не любят в качестве покрывного. Так как это темный лак, обладает высокой прочностью и не растворяется в органических растворителях.

Кедровый лак

Применяется для разведения масляных красок и в качестве ретушного лака.

Ретушный лак

Применяется для усиления сцепления красочных слоев при многослойной живописи, когда между сеансами проходит много времени и краска успевает сильно высохнуть. А так же для исправления пожухлости, раскрытия цвета и яркости красок. Т.е. наносится на высохший слой для растворения красочного слоя, чтобы продолжить работу.
Не путать с покрывными лаками!

Читайте также  Особенности выбора напольного лака

Фисташковый лак

Применяется для покрытия законченных произведений. Имеет почти бесцветную эластичную лаковую пленку, долго сохнет. Не мутнеет и не меняет цвет со временем. Дорого стоит и редко бывает в продаже.

Акрил-фисташковый лак

Применяется для покрытия законченных произведений. Имеет почти бесцветную эластичную лаковую пленку, долго сохнет. Не мутнеет и не меняет цвет со временем. Дорого стоит и редко бывает в продаже.,

Акрил-стирольный лак

Считает наиболее эффективным и стабильным покрывным лаком. Имеет прозрачную эластичную пленку. Обладает высокими водоотталкивающими свойствами. Не мутнеет, не темнеет и не меняет цвет со временем, сохраняя красоту тона.

Акриловые художественные лаки не желтеют и намного стабильней к любым видам потемнений и тусклости.

Gamblin Gamvar

Покрывной лак, изобретенный по новой технологии. Появился сравнительно недавно на нашем рынке художественных товаров.

Его уникальность в том, что работу можно покрывать после первичного высыхания красочного слоя, т.е. когда самые толстые слои краски стали достаточно сухими и устойчивыми на ощупь. Это даёт огромную экономию времени. Не надо ждать 1-2 года, чтобы покрыть картину.

Сам лак прозрачный, образует поверхность с полуглянцевым блеском, придает насыщенность и глубину краскам.

Производитель пишет, что лак можно легко и безопасно удалить с помощью минеральной жидкости Gamblin Gamsol.

Интересно, как будет вести себя со временем на картине, так как пока в силу новизны изобретения этого чуда такой информации нет.

Основные моменты работы с лаками для масла

  • Покрывать картину надо предварительно очистив её от пыли (просто сухой тряпочкой из микрофибры или для оптики, или специальным очистителем, после которого картина должна сутки просохнуть перед лакированием).
  • Слой лака наносить лучше тонким слоем веерной или обычной широкой кистью.
    Толстый слой лака может с большой вероятностью растрескаться. Можете покрыть картину просто на второй раз тонким слоем, после высыхание первого.
  • Картина выполненная в масляной технике покрывается после полного высыхания.
    Ждать примерно от 1 до 2 лет. Исключение — лак Gamblin Gamvar.
  • Акриловые лаки считаются наиболее стабильными и эффективными в использовании: акрил-стирольный и акрил-фисташковый.
  • Покрывной лак должен быть свежим!
    С даты производства должно пройти не более 3-х месяцев.

Производителей лаков сейчас очень много, поэтому обязательно перед покупкой изучите внимательно все свойства лака.

Обзор лаков

В настоящее время широкое распространение получили лакокрасочные материалы. Это вещества, имеющие в своём составе множество компонентов. Применяются в качестве защитного слоя для предохранения различных поверхностей от воздействия внешней среды и повышения декоративных свойств изделий.

Основой строительного лака являются смолообразные полимерные композиционные материалы и жидкие многокомпонентные растворители. Такие вещества могут создавать на поверхности твёрдую оболочку, без цвета либо с определённым оттенком. Это свойство лака дают ему широкую сферу для использования при проведении строительных и ремонтных работ. Одно из важных направлений использования лаковых покрытий – использование при проведении реставрационных работ. Применяя подобные материалы можно значительно увеличить срок службы антикварного паркета и мебели.

Применение лаков в строительстве и ремонте

Обычно лакокрасочные материалы применяют на завершающих фазах проведения строительных, ремонтных работ или при завершении реставрации. Возьмём, например, деревянные покрытия. Их можно обработать различными способами. Один из вариантов – обработка такой техническим материалом, как антисептик. Можно использовать лаковое покрытие, которое придаст поверхности гладкость, сделает её более ровной. А возможно просто деревянную поверхность покрасить. А самым оптимальным вариантом будет использование всех вышеперечисленных материалов совместно.

Химические технологии в современном мире хорошо развиты. С их помощью можно создавать широчайший спектр лакокрасочных и клеевых материалов, жидкостей технического назначения, которые можно применять в различных сферах деятельности. Подробно останавливаться на этих веществах не будем, поговорим немного о строительных лаках.

Таблица. Параметры лаков.

Классификация лакокрасочных материалов

Систематизируют лаковые материалы по различным признакам. Например, при применении лаков в качестве защитной плёнки от коррозии наиболее важной характеристикой является адгезия — степень приклеивания к поверхности.

Можно классифицировать по показателю блеска — могут быть с различной степенью глянцевого блеска либо различного уровня матовости.

По функциональному использованию – для подготовки строительных жидкостей, обработки паркетных полов, отделки мебели.

По основе лакового покрытия – на основе воды или спирта.

Можно систематизировать по типу материала, образующего поверхностную плёнку. Можно выделить лаки с масляной, битумной, алкидной, эпоксидной, спиртовой, полиакрилатной, алкидно-карбамидной основой.

Основы для лаков

При использовании битумного лака, имеющего в своей структуре битумные и масляные компоненты, высохшая поверхность будет иметь чёрный цвет. При обработке поверхностей подобным составом, получаем поверхности, защищённые от воздействия влаги, определённых химикатов. Подобные битумные лаки лучше всего использовать при проведении внутренних работ, так как атмосферостойкость такого вещества низкая. Металлические поверхности, обработанные этим лаком, имеют низкую коррозийную устойчивость. Преимуществом битумного лака является низкая стоимость. Различить его можно по маркированию символом БТ.

Масляный лак

Отличить масляный лак можно по его структуре. Его компоненты – смолы природного происхождения, такие как шеллаковые, канифольные, янтарные. Могут быть искусственно произведённые, например, полученные на основе алкидов, фенолформальдегидов. В составе также присутствуют масла растительного происхождения, вещества, ускоряющие высыхание состава.

Преимуществами масляного лака является образование поверхностей с высокой степенью износостойкости, повышенной прочности и твёрдости. К недостаткам можно отнести длительный срок высыхания, пониженную атмосферную стойкость, повышенную цену. Рекомендуется для использования при проведении внутренних, реставрационных, а также живописных работ. Если позволяют средства при проведении ремонта или строительстве нового жилья использование масляного лака оптимально обработки паркетного покрытия.

Алкидный лак

Ещё одной разновидностью лака является алкидный лак. Из-за высокого уровня прилипания его можно использовать с целью склеивания поверхностей. В результате его применения образуется слой, который характеризуется высокой твёрдостью, прозрачностью, долговечностью, повышенной влагостойкостью. Использовать его можно как при проведении работ внутри помещения, так и для наружных работ. По составу алкидный лак напоминает масляный. У обоих для основы применяются органические растворители и природные или синтетические смолы. Преимуществом можно назвать более низкую стоимость по сравнению с масляным. Отличить алкидный лак можно по маркированию буквами ГФ.

Нитроцеллюлозный лак

При получении нитроцеллюлозного лака в растворителях органической природы происходит растворение нитрата целлюлозы. Меняя состав композиционной смолы можно получить различные свойства конечного продукта. После обработки и высушивания поверхности нитроцеллюлозным лаком получается плёнка без цвета, достаточно твёрдая. Время высыхания минимально, поэтому использовать его можно в качестве защитного слоя для поверхностей из дерева, в частности, мебели, а также предметов из древесно-стружечных плит. Обработка нитроцеллюлозным лаком делает изделие более декоративным, предохраняет его от влажности, механических воздействий. Маркируется лак буками НЦ.

Эпоксидный лак

Соединив эпоксидные смолы с природным растворителем можно получить эпоксидный лак. Им можно обрабатывать поверхности внутри помещений с целью склеивания поверхностей. Может использоваться для подготовки шпаклёвочного материала. Эпоксидный лак стоек к воздействию воды, щелочи, повреждениям механического характера. Если вы используете такой лак, помните, что нужно обязательно добавлять отвердитель, о чём фирма-производитель указывает в руководстве по применению.

Спиртовой лак

Спиртовой лак готовится на основе спиртов и смолы природного происхождения. Стоимость такого лака достаточно высокая. Можно полировать деревянную мебель паркетные покрытия и изделий с поверхностью из дерева. Получившаяся плёнка не подвержена механическим воздействиям, имеет хороший блеск. Недостатком является подверженность к воздействию влаги. Промышленное производство спиртовых и масляных лаков ограничено в силу высокой стоимости и избранности применения.

Нефтеполимерный лак

Достаточно интересным продуктом в среде строительных материалов, который появился в настоящее время, можно назвать нефтеполимерный лак. Он получается, как композиционный раствор нефтеполимерной смолы в растворителе органического состава с добавками, варьирующимися в зависимости от заданных свойств. Преимуществом такого лака по сравнению со спиртовым и масляным является более низкая цена при схожих потребительских свойствах. Отличить нефтеполимерные лаки можно по маркированию буквами НП.

Алкидно-карбамидный лак

Алкидно-карбамидный лак состоит из алкидной смолы и аминоформальдегида, соединённых в заданной концентрации. При использовании применяется отвердитель. После обработки изделия из дерева становятся стойким к воздействию влажности, повышается прочность и долговечность. Маркируется буквами МЧ.

Для производства полиакрилатного лака используют акриловые сополимеры, природные растворители и красители. Цветовая гамма достаточна разнообразна. Можно применять с целью повышения декоративности изделий из металла, стекла, дерева. Маркируется буквами АК.

Применение лаков

Лаком можно назвать комплекс компонентов, которые имеют водную или химическую основу, при соприкосновении с обрабатываемой поверхностью образуют плёночное покрытие – бесцветное или окрашенное.

Состав основы лака обуславливает и его и свойства. Водная основа обеспечивает быстроту высыхания, запах практически отсутствует. Лаки на алкидной основе более устойчивы к внешним воздействиям.

По назначению лаки можно классифицировать следующим образом:

  • паркетный – хорошо использовать в качестве обработки деревянных паркетных половых покрытий, оконных рам, лестничных ограждений. Основа такого лака обычно алкидная, возможна уретановая или акриловая. Как правило, он без запаха, высыхание недолгое, износоустойчив. Наиболее популярен лак на водной основе.
  • мебельный – имеет водную основу, иногда в качестве основы используются природные растворители. В качестве добавок используются пластификаторы, отвердители.
  • палубный – основное назначение – защита от влаги. Чаще всего применяется вне помещений, обработки уличных малых архитектурных форм.
  • грунтовочный – основное назначение – предварительная подготовка изделия к дальнейшему проведению работ. Такой лак укрепляет основу, выравнивает плоскость, удаляет шершавость.
  • лаки-пропитки – при обработке поверхности проникают внутрь, способны окрасить поверхность.

Независимо от того, каким лаком вы пользуетесь, необходимо помнить, что они имеют повышенную токсичность и небезопасны для человека. Поэтому нужно использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания и рук.

Акриловые лаки

Виды акриловых лаков:

  • матовый водорастворимый лак на акриловой основе. Наиболее оптимален при использовании внутри помещения. Можно обрабатывать полы, двери, стены, мебель, даже игрушки. Обладает повышенной износостойкостью.
  • глянцевый алкидный лак универсального назначения. Придаёт поверхностям глянцевый блеск. Можно применять для мебели, оконных рам, дверей, паркетного покрытия.
  • акриловый лак с добавлением воды, полуматовый. Используется для внутренних работ, придаёт защитные свойства от ультрафиолетовых лучей. Можно обрабатывать поверхности из дерева, кирпича, брёвен, бетона.
  • алкидный глянцевый лак используется внутри помещений. Можно лакировать деревянные полы, а также древесно-волокнистые и древесно-стружечные плиты.
  • акриловый лак на полиуретановой основе, разбавляемый водой, глянцевый наполовину. Обрабатываются внутренние деревянные конструкции, обычно половые покрытия.
  • бесцветный лак для сучков – используется для внутренних работ, замедляет смолистые выделения из сучковатых поверхностей.
  • глянцевый быстросохнущий лак на уретано-алкидной основе. Используется для обработки деревянных поверхностей, внутренних и наружных работ.

материалы по теме

Лак для паркета

Паркет – это натуральное напольное покрытие. Оно не имеет защиты от физического и механического воздействия. Чтобы материал прослужил дольше, его покрывают особым защитным составом. В основном это лак. Различают несколько видов лаков для паркетного пола. У каждого есть свои достоинства и недостатки. При выборе материала часто вопрос, какой лак лучше.

Матовый лак для автомобиля

Каждый год выпускаются сотни тысяч новых автомобилей. К тому же существует множество подержанных. Если в первом случае выбор цвета практически не ограничен, то во втором приходится покупать то, что есть.

Звук музыкальных инструментов

Наверное, этим вопросом задаются все музыканты. Как известно все музыкальные инструменты покрываются слоем лака, да еще и не одним. Помните знаменитую скрипку Страдивари? Она имела неподражаемое звучание.

Анатолий Башкирцев/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы о различных материалах для строительства и отделочных работ. Уверен вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Анатолий Башкирцев.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ROSHAL-LKZ.RU
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: