Кракелюрный лак как пользоваться для дерева?

Обучение декупажу через интернет: подробно, понятно, легко.

Кракелюрный лак как пользоваться для дерева?

Кракелюрный лак как пользоваться для дерева?

Опубликовано в: Статьи

Среди множества смежных техник декора особое место принадлежит такой технике, как однокомпонентный кракелюр (напомню: смежные техники декора – это техники, которые часто применяютсяв декупаже, но при этом являются самостоятельными, т.е. могут использоваться вообще без него; обзор смежных техник декора здесь).

Почему именно однокомпонентный кракелюр? Ведь по сравнению с другими техниками он не является самым популярным?

Могу ответить так:
Во-первых, однокомпонентный кракелюр – это очень яркая и выразительная техника, она является самодостаточной и вообще смотрится довольно необычно. Так здорово наблюдать, как прямо на глазах появляются красивые трещинки… От них невозможно отвести взгляд :)

А во-вторых, мое мнение, что однокомпонентный кракелюр – это одна из самых сложных техник, которые вообще применяются в декупаже… Но не пугайтесь сразу, эта техника сложная тогда, когда не знаешь, как управлять кракелюром и делаешь все наугад.

Что такое однокомпонентный кракелюр? Чем он отличается от других кракелюров?

Кракелюры – это трещинки.
Однокомпонентный кракелюр – это трещинки в слое краски, и через эти трещинки у нас проглядывает нижележащая краска. Однокомпонентный (или одношаговый) – потому что мы используем одно средство в одной баночке.
Двухкомпонентный кракелюр – это трещинки в слое лака, и в эти трещинки у нас набилась разная пыль и грязь (или же золотая пудра :) Двухкомпонентный (ли двухшаговый) – потому что используем соответственно две баночки (первый шаг и второй шаг), два разных состава.

Примечание: на самом деле есть и двухшаговые составы, могут давать эффект одношаговых (Creall Crackle), и одношаговые кракелюры, которые могут дать трещинки в лаке (Декола, Таир), но это уже нюансы.

Общая схема работы с одношаговым кракелюром

Однокомпонентный кракелюрный медиум (медиум – это средство) наносится между двумя слоями краски. Получается такой пирог:

Сначала мы заготовку грунтуем, затем красим в цвет трещин те места, где будет кракелюр, полностью просушиваем, затем наносим кракелюрный лак. Лак подсыхает немного (до полного высыхания лучше не сушить — будут мельче и длиннее трещины). Дальше наносим краску основного цвета, после нее можно клеить мотив, патинировать и лакировать.

За счет разницы в поверхностном натяжении кракелюрный лак трескает краску основного цвета, и, поскольку лак почти прозрачный (только чуть-чуть желтит), в трещинах виден предыдущий слой краски.

Почему все-таки эта техника такая сложная?

Дело в том, что верхний слой краски нужно накладывать особым образом:

  • Во-первых, нельзя красить дважды по одному и тому же месту (если краску наносим кистью), потому что трещинки начинают образовываться сразу же;
  • во-вторых (и это самое главное), за один раз краску нужно нанести максимально ровным, укрывистым слоем, чтобы через нее не просвечивала нижележащая краска (особенно это актуально для темных трещин на светлом фоне);
  • И в третьих, верхний слой краски должен выглядеть максимально естественно, как будто это краска потрескалась, а не мы решили тут кракелюр сделать :)

Консистенция краски

Консистенция краски основного цвета очень важна – не жидкая, но и не густая, чтобы кракелюрный лак ее смог потрескать. Оптимально – консистенция негустой сметаны, легкая и как бы воздушная. Но слишком жидкую делать тоже нельзя – может не потрескаться.
Также для красивых трещин важно эту краску наносить ровно, с одинаковым нажимом на кисть. Если нажмем сильнее – слой краски будет тонким, и трещины будут длинными и вытянутыми, тонкими (при нанесении кистью) или мелкими и «чешуистыми» (при нанесении губкой).


Здесь, например, четко видны мазки кисти — это ошибка.


А эти трещинки из разряда «а вот здесь мастерица решила сделать кракелюр»: четко видны границы кракелюра и получается очень неестественно (на самом деле это моя самая первая проба одношаговых составов :)

Возможности однокомпонентного кракелюра

Казалось бы – трещины и трещины… А на самом деле трещинки могут быть большими и маленькими, напоминать кору березы, стену, забор, облупившуюся штукатурку, мозаику, чешуйки или, например, торнадо… Главное – правильно комбинировать губку, кисть, слои краски и просушку кракелюрного лака. Ну и, конечно, подобрать кракелюрный состав под стиль вашей работы. Не все составы, конечно, на такое способны, но об этом дальше.

Одношаговый кракелюр декола:

Он же :)

И это, между прочим, тоже декола:

А ниже будут бусы — все та же декола :) И все трещинки — разные…

А вот, например, ToDo — совершенно другой вид:

В целом характер трещин зависит от:

  • кракелюрного состава;
  • толщины слоя лака;
  • степени его просушки;
  • консистенции краски основного цвета;
  • толщины слоя краски основного цвета;
  • нанесения краски основного цвета.

Ни в одной другой технике декора нет столько условий (разве что в двухкомпонентных кракелюрах, но там все понятно в случае каждого конкретного состава). Вот поэтому я и называю эту технику действительно сложной как технически, так и стилистически. B самое сложное в этой технике — подсушить кракелюр до нужного состояния и нанести на него краску так, чтобы получились красивые выразительные трещинки, гармонирующие с заготовкой и мотивом.

Какой кракелюрный лак выбрать?

Как всегда, на полках магазинов для творчества вы найдете множество баночек с одношаговыми составами: российские, итальянские, немецкие и т.д. К сожалению, каждый состав дает разные трещинки, и выбрать тот состав, который однозначно понравится, с первого раза вряд ли получится.

Поэтому сразу скажу: я пробовала разные кракелюры, и все-таки самым лучшим из тех, что я пробовала, считаю… самый дешевый и простой лак Деколу. Также мне понравился Таир (он оказался очень похож на деколу). Остальные (Акриланас, ToDo и Maimeri) по размеру трещин более уместны на мебели, чем на рамках, шкатулках и бусах.

Декола дает очень изящные трещинки, которые органично смотрятся на небольших предметах. Самые большие трещины (до 2 см) можно получить кистью, самые мелкие (от 1 мм до 1 см) – губкой.

Небольшие ограничения

Будьте аккуратны со строительными красками – не все будут трескаться, в отличие от художественных.

А краски-металлики вообще не дают трещин. Мы можем спокойно их использовать, чтобы сделать, например, золотые трещины на коричневом фоне; а если наоборот, то все намного сложнее. Можно сделать коричневые трещины на фоне охры (приглушенно-желтый), а затем охру слегка тонировать золотом…

Также очень важный вопрос – чем покрывать однокомпонентный кракелюр. Не знаю, почему, но производители очень редко пишут о том, что их однокомпонентные составы надо покрывать неводным лаком – это притом, что одношаговые составы делаются на основе гуммиарабика и панически боятся воды. Так что имейте в виду — два слоя акрилового лака при аккуратном нанесении такая работа выдержит, но все последующие слои будут трескаться и замутнять трещины.

И напоследок –

Замечание, которое относится к любой из смежных техник. Применяя однокомпонентный кракелюр, задайте себе вопрос: зачем я его здесь использую? Какую смысловую нагрузку он несет? Можно ли обойтись без него, не будет ли он на этой работе лишний?

Я не буду выкладывать здесь фотографию одной работы, найденную в интернете, только опишу ее словами, но, думаю, вы прекрасно себе это представите: КРАКЕЛЮР ПОД СОБАЧКАМИ (одношаговый кракелюр, сверху на него наклеен мотив с собачками, и через собачек просвечивают коричневые трещины). Сразу встает вопрос: что автор хотел сказать этими коричневыми трещинами под несчастными щенками :)

Поэтому перед применением кракелюра обязательно убедитесь, что у вас не получается «кракелюр под собачками». Можно делать трещины рядом с мотивом, а можно под мотивом, но в случае с живыми существами лучше делать рядом…

С этим кракелюром можно делать столько интересных работ: главное – научиться им уверенно управлять и выдерживать стилистику. И, поскольку нюансов здесь очень и очень много, за одну-две статьи это описать невозможно: нужно много теории и практики.

Кракелюрный лак

Кракелюр хорошо знаком художникам. Это трещинки на старом слое краски. Они придают неповторимый вид произведению живописи, подтверждают ее старину и часто увеличивают стоимость. Поэтому в наше время многие пытаются искусственно состарить картину. Такой процесс тоже называется кракелюр — используют кракелюрный лак.

Что такое кракелюр

При помощи специального лака для кракелюра на поверхности можно получить сеть трещин, в которые для контраста втирают тушь или масляную краску. Эта техника применяется при декорировании предметов в быту.

Используют кракелюр в декупаже. На стеклянные, деревянные, керамические, металлические изделия наносят рисунок и покрывают его лаком. Затем происходит интенсивная сушка, в результате которой образуются трещины. Необязательно использовать дорогостоящие материалы, можно пользоваться подручными средствами. Это клей ПВА, белок сырого яйца, желатин, уксус, некоторые вещества в виде геля, применяемые для стирки.

Одношаговый кракелюр в декупаже

Нанесение на различные поверхности происходит разными методами. Самый популярный способ – кракелюр одношаговый. Он используется для получения эффективных трещин контрастного цвета на предметах. Для этого понадобятся:

  • изделие для декупажа;
  • краска водоэмульсионная или акриловая двух цветов;
  • клей ПВА;
  • рисунки;
  • акриловый и финишный лак;
  • фен;
  • синтетическая кисть;
  • грунтовка.

Декупаж изделия выполняется поэтапно:

  1. Поверхность очищается от грязи и пыли, затем обезжиривается спиртом.
  2. На чистую поверхность наносят кистью слой грунтовки. Она должна полностью просохнуть.
  3. На грунтовку наносят краску, которая в дальнейшем будет просвечивать через трещины.
  4. Поверхность покрывается кракелюрным составом.
  5. На предмет наносится контрастная краска.
  6. Последний слой высушивается феном. При сушке краска начинает трескаться. Сквозь трещины проступает предыдущий слой.

Если на изделии нет рисунков, их нужно вырезать из бумаги и приклеить после очистки и обезжиривания предмета. Закрепляется рисунок клеем ПВА. Выполненный по данной инструкции одношаговый декупаж с кракелюром хорошо выглядит на вазах и горшках с цветами, на подносах и тарелках. Отделка заканчивается нанесением финишного покрытия. Этим способом можно оформить рамки для фотографий, шкатулки из дерева, фарфоровые изделия.

Читайте также  Характеристики и особенности нанесения лака ПФ-170

Двухшаговый кракелюр в декупаже

Двухшаговым методом пользоваться сложнее. Для работы необходимо приготовить:

  • предмет для украшения;
  • акриловый лак;
  • художественные кисти;
  • гуммиарабик;
  • шеллак;
  • битум;
  • пудру серебряную или золотую.

Гуммиарабик похож на вязкую жидкость. На открытом воздухе он быстро твердеет. Шеллак – это природная смола.

Двухшаговый кракелюр наносится в такой последовательности:

  1. Предмет очищают, обезжиривают и покрывают акриловым лаком в 2 слоя. Дают просохнуть.
  2. Обильно наносят шеллак. Чем толще слой, тем крупнее будут трещины. Нельзя допускать подтеков.
  3. На еще липкий слой шеллака наносится гуммиарабик и растирается.
  4. Гуммиарабик твердеет и трескается. В трещины можно втереть битум и пудру.
  5. Покрыть изделие финишным слоем.

Описание и техника нанесения кракелюрных лаков для декупажа

Лак с эффектом кракелюра бывает одношаговый и двухшаговый. Одношаговый (или однокомпонентный) наносится между контрастными слоями краски. Двухшаговый (двухкомпонентный) – на слой шеллака. Состав нужно наносить на поверхность украшаемых предметов правильно. Делается это по возможности синтетической кисточкой. Перед нанесением шеллак нельзя взбалтывать, чтобы в нем не образовались воздушные пузырьки.

В помещении не должно быть никакой пыли. Перед работой его нужно хорошо проветрить. Полученные трещинки на предмете можно затереть краской темного цвета и пудрой серебряного или золотого оттенка. Излишки удаляются тампоном, смоченным растительным маслом. В конце работы поверхность изделия тщательно протирается и покрывается финишным защитным акриловым лаком.

Трещинки образуются по направлению движения кисти. Для получения кракелюрной сеточки пользоваться лаком нужно с помощью мелких мазков.

Все тайны одношагового кракелюра

О краклюре.
Кракелюры — это трещины, которые появляются на живописных полотнах и на лакокрасочных покрытиях в процессе старения.
Одношаговый кракелюрный лак позволяет получить искусственно состаренные покрытия. Его можно использовать для декоративного оформления различных изделий: рамок, шкатулок, браслетов, мебели, посуды и др.
Одношаговый кракелюр выглядит, как растрескавшийся слой краски, сквозь трещины которого виден нижний слой краски.

Поверхности.

Одношаговый кракелюр можно делать как на твердых пористых поверхностях, таких как: дерево, неглазурованная керамика, картон, холст. Так и на менее пористых: металл и стекло.
Порядок работы на всех типах поверхностей одинаков, отличие лишь в самом первом шаге — в грунтовке.
Подготовка поверхности — грунтовка.

Пористые поверхности.

На пористые поверхности наносим акриловый грунт плоской синтетической кистью в 2-3 слоя. Для того, чтобы грунт ложился ровно — каждый следующий слой следует наносить перпендикулярно предыдущему. Каждому слою даем тщательно просохнуть от 30 минут до 1 часа. Если при нанесении грунта его слой получился достаточно толстым и неровным, то после полного высыхания грунта его можно пошкурить. Не стоит использовать очень грубую наждачную бумагу. Для полировки грунта вполне будет достаточно взять наждачку 1.

Стекло и глазурованная керамика.

Перед тем, как делать одношаговый кракелюр на стекле- его необходимо тщательно помыть и обезжирить- протереть спиртом.
После этого наносим на стекло грунт. Не стоит наносить акриловый грунт на стекло, если вы хотите в дальнейшем использовать это изделие в быту. Так как грунт может легко сойти пленкой вместе со всем декором.
Лучше использовать специальный грунт для стекла. Такой грунт выпускает фирма Maimeri. В банке этот грунт мутновато-белый, при высыхании становится абсолютно прозрачным. Наносить этот грунт следует в один слой плоской синтетической кистью. Кисть после использования моем в воде.
Также, вместо специального грунта стекло можно покрыть клеем-лаком для декупажа фирмы Viva decor. В ассортименте есть матовый и глянцевый клей. Этот клей-лак универсальный, подходит для техники декупаж как на пористых поверхностях, так и на стекле.

Металл.

Для металлических поверхностей существует специальный грунт, который продается в строительных магазинах.
Наносит обычный акриловый грунт на металл не стоит, потому что, как и в случае со стеклом, он может сойти пленкой.

Старые поверхности.

Если у вас возникло желание обновить старую мебель, покрытую лаком, то здесь придется набраться терпения и запастись свободным временем, т.к. это процесс не быстрый.
Перед тем, как грунтовать старую лакированную поверхность ее нужно очистить от старого лака.
Если слой лака небольшой, то можно убрать его при помощи грубой наждачной бумаги. Если же это старая добротная советская лакировка, то в этом случае нужна тяжелая артиллерия- специальные средства на основе растворителя, которые продаются в строительных магазинах или же промышленный строительный фен(обычный не поможет).
Какой бы способ вы не выбрали- специальное средства для очистки от старого лака или спец.фен- нужно быть готовым к сильным малоприятным запахам растворителя. Поэтому лучше всего убирать старый лак с мебели в хорошо проветриваемом помещении, на лестничной клетке или на улице.

Для работы нам понадобится:
— декорируемый предмет
— грунт
— акриловая краска (цвет фона+цвет трещин)
— одношаговый кракелюрный лак
— кисть плоская синтетика
— спонж
— акриловый лак
— стаканчик с водой
— салфетки для вытирания кистей

Порядок работы:

1. Создаем цвет трещин — наносим на поверхность акриловую краску плоской синтетической кистью.
Можно нанести несколько цветов акриловой краски, тогда трещинки получатся разноцветными, это смотрится очень интересно. Даем краске полностью высохнуть около 30 минут.
Здесь мы можем наносить любой вид акриловой краски- матовую, глянцевую или металлик.

2. Наносим одношаговый кракелюрный лак плоской синтетической кистью. Чем толще слой лака, тем крупнее получатся трещины.
Не обязательно покрывать кракелюрным лаком полностью всю поверхность, можно покрыть только отдельные участки (верхний слой краски растрескается только там, есть лак). В этом случае, для того чтобы эффект состаривания смотрелся естественно, при нанесении границы лака следует делать плавными.
Дать лаку просохнуть примерно 20-30 минут. Проверить готовность довольно просто — проверяем лак пальцем «на отлип». Если лак липнет, но не пачкает палец, то можно переходить к следующему шагу.
Очень важно следить, чтобы лак не пересыхал — для получения эффекта растрескивания поверхность лака перед нанесением краски должна быть слегка липкой. Если лак окончательно высохнет, то он не сможет растрескать краску.

Одношаговые кракелюрные лаки всех фирм на водной основе (кисть после работы отмываем в воде).

3. Создаем цвет фона — наносим матовую (обязательно!) акриловую краску плоской синтетической кистью или спонжем в один слой. Глянцевая краска и краска металлик не растрескиваются.
Важно! При нанесении краски спонжем трещины получаются более естественные, а при нанесении кистью — более геометрические.
Спонжем наносить краску проще, она ложится ровнее и без подтеков. Не стоит набирать на спонж слишком много краски.
Размер и ширина трещин зависят от толщины слоев лака и краски, а также от направления движения кисти. Краску необходимо наносить одним мазком, нельзя проводить кистью с краской несколько раз по одному и тому же участку поверхности, т.к. в этом случае краска будет ложиться неравномерно.
Когда краска полностью высохнет, через трещины верхней краски будет виден первый красочный слой.

4. После полного высыхания краски, при желании, можно приступать к дополнительному декору поверхности: сделать декупаж, нанести акриловую краску или структурную пасту через трафарет, сделать рисунок контурной краской и многое-многое другое.
5. В завершении, для защиты работы от влаги и царапин покрываем ее финишным акриловым лаком (глянцевым, сатиновым или матовым). Лак наносим плоской синтетической кистью.

Кракелюр в декупаже: техника декора

Техники одношагового и двухшагового кракелюра на мебели и в декупаже, правили пользования кракелюрным лаком

Кракле — это трещины на поверхности старинной мебели. Имитация кракле не только придает современной мебели антикварный вид, но и поможет преобразить вашу старую мебель.

Кракелюрами лучше декорировать отдельные элементы мебели или часть поверхности. Не стоит полностью покрывать кракелюрами стол или шкаф, иначе они будут выглядеть «больными».

Профессионально выполнить кракелюр своими руками могут не только опытные мастера. Это под силу сделать как любителям, так и начинающим декораторам.

Виды лаков и красок кракелюр

Для получения трещин используют так называемые двухшаговый и одношаговый кракелюрные виды лаков и красок. Двухшаговый кракелюрный лак разных производителей выпускается комплектом из двух баночек, а одношаговый — в одной.

Когда вы выбираете в магазине краску кракелюр, посмотрите на время высыхания, рекомендованное производителем. Если ваша тумбочка должна быть неотразима уже к завтрашнему утру, то вам подходит лак с наименьшим сроком высыхания.

Одношаговый кракелюрный лак — это интересная декоративная отделка, имитирующая потрескавшуюся краску на поверхности предмета.

Двухшаговый кракелюрный лак в основном используют для покрытия поверхности мебели, декорированной росписью. Он прекрасно состарит поверхность и рисунок.

Одно- и двухкомпонентный кракелюрные составы в аэрозольных баллончиках — это современный отделочный материал, который быстро наносится, является износостойким и не требует ухода и финишного лакирования.

Как пользоваться кракелюрным лаком: правила

Безусловным достоинством двухкомпонентного кракелюрного лака является предложение готовых декоративных цветовых решений для базового и финишного слоя и красивый рисунок трещин.

В первом баллончике находится краска (базовый слой), во втором — кракелюрный состав. Для получения изысканного результата на мебели нейтральных тонов вам подойдут цвета близких, компонентных оттенков.

Так как пользоваться кракелюрным лаком не так уж легко, вы можете ознакомиться со следующими правила:

  1. Вначале тщательно загрунтуйте поверхность.
  2. Затем распылите краску из первого баллончика с расстояния не менее 10 см.
  3. После высыхания покрытия (время высыхания краски рекомендовано производителем) нанесите состав из второго баллончика. По мере высыхания верхнего слоя краски начнут появляться трещины.
Читайте также  Как выбрать лак для паркета на водной основе?

Особенность работы с одношаговым кракелюрным покрытием в аэрозольном баллончике состоит в том, что состав распыляется на поверхность, окрашенную акриловой краской, тогда, когда краска еще не высохла.

Кракелюр одноэтапный: пошаговая инструкция

Одноэтапный, одношаговый кракелюрный лак имитирует окрашенную поверхность, где красочный слой потрескался от времени. Полученный эффект позволит превратить современный предмет интерьера в ценную старинную вещь.

Слой этого лака наносится между двумя слоями акриловой краски, заставляя верхний слой краски растрескиваться.

Предлагаемый мастер-класс по кракелюру, поможет начинающим мастерам освоить основные техники этого декора.

Вам понадобится:

  • акриловая краска двух цветов;
  • флейцевая кисть для окрашивания и нанесения лака;
  • одношаговый кракелюрный лак;
  • акриловый грунт.

Одношаговый кракелюр для начинающих мастеров – один из самых несложных видов декора. Следуйте пошаговой инструкции и у вас все получится:

Мягкой синтетической флейцевой кистью нанесите кракелюрный лак ровным слоем средней плотности. Дождитесь высыхания. Время высыхания лака указано производителем, следуйте рекомендациям.

  • Затем чистой кистью нанесите верхний слой акриловой краски средней плотности, контрастного или компонентного цвета.
  • По мере высыхания верхнего слоя краски начнут появляться трещины.

  • Поверхность с эффектом кракле защитите лаком на водной основе, но не ранее чем через 4 часа после высыхания верхнего слоя краски.
  • Кракелюр двухэтапный: пошаговая инструкция

    Отделка двухшаговым кракелюром — это двухэтапное лакирование, в результате чего появляются мелкие трещины, которые необходимо подчеркнуть контрастным цветом. Комплект для кракелирования состоит из медленно сохнущего лака (первого шага) и быстро сохнущего лака (второго шага).

    Деревянная мебель перед отделкой кракле тщательно грунтуется и прокрашивается, иначе первый слой лака «уйдет» в поры древесины и трещин не получится.

    Для того чтобы освоить эту технику декора, предлагаем ознакомиться с пошаговой инструкцией и пройти мастер-класс с двухшаговым кракелюром:

    Вам потребуется:

    • флейцевая синтетическая кисть для окрашивания;
    • две флейцевые синтетические кисти для лакирования;
    • акриловая краска;
    • двухшаговый кракелюрный лак;
    • красочный пигмент умбра;
    • ватный косметический диск или салфетка;
    • хлопчатобумажная ткань.

    Кракелюр в декупаже – один из самых популярных способов декора, который используется в каждой второй работе по декупажу.

    Поверхность подноса, предварительно окрашенную в два слоя акриловой краской и декорированную салфеткой в технике декупаж, будем покрывать двухшаговым кракелюрным лаком.

  • Флейцем для лакирования нанесите первый слой (первый шаг) кракелюрного лака. Лак распределите ровным слоем средней толщины. Дождитесь высыхания. Можно досушить феном.
  • Чистой флейцевой кистью нанесите слой другого лака (второй шаг). Он должен быть ровным, средней толщины. Наносите его быстро, параллельными движениями, не снимая предыдущий слой. Нужно досушить феном.
  • После высыхания второго слоя другого лака проявятся трещины. Для четкого выявления трещин вотрите в них контрастный по цвету красочный пигмент.

  • Вотрите пигмент в поверхность с помощью бумажной салфетки круговыми движениями.
  • Остатки пигмента необходимо убрать с помощью хлопчатобумажной ткани.
  • Если поверхность предмета, сделанная в технике кракле, склонна к истиранию, то после полного высыхания лака второго шага покройте ее сверху финишным лаком на водной основе или составом, рекомендованным производителем лака. Сделать это надо не раньше, чем через 4 часа.
  • Если этот лак на водной основе, кисть промывается водой. Время высыхания лака бывает разным, поэтому следуйте рекомендациям производителей. Поверхность, покрытую лаком, можно досушить феном, но не горячим воздухом.

    Техника кракле: рекомендации для начинающих

    Для тех, кто в первые решил в своем декоре использовать технику кракелюр, предлагается ознакомиться с рекомендациями для начинающих мастеров:

    1. Если необходимо получить темную состаренную поверхность, лучше воспользоваться битумным лаком.
    2. Когда необходимо получить хорошо выраженные трещины, воспользуйтесь масляной краской. Если краска удаляется с поверхности плохо, можно смочить ткань в уайт-спирите или льняном масле и протереть поверхность.
    3. Трещины кракелюра на мебели будут хорошо видны при использовании краски контрастных цветов.
    4. Металлики можно использовать только в качестве первого слоя. Если такую краску нанести сверху, то трещин не получится.
    5. Если направления нанесения лака и краски совпадают, то трещины будут параллельными. Если лак и верхний слой краски наносились перпендикулярно друг к другу, то рисунок трещин получится в виде сетки.

    Величина и размеры трещин будут зависеть:

    • от толщины верхнего слоя краски, то есть чем больше краски, тем крупнее трещины
    • от направления нанесения верхнего слоя краски

    Для закрепления пройденного материала, предлагаем посмотреть подробное видео мастер-класса по кракелюру:

    Кракелюр на мебели: винтаж и оригинальность интерьера

    Техника «кракле» («кракелюр») предполагает искусственное состаривание лакированных или окрашенных поверхностей различных предметов мебели и интерьерных атрибутов (картин, шкатулок, ваз и других аксессуаров).

    Название технологии искусственного состаривания произошло от французского слова «craquelure» — трещина. Несмотря на то что данная технология изначально появилась как средство реставрации антикварной мебели, сегодня она широко используется и при производстве новой изделий, чтобы придать им некоторый флер старины.

    Технология кракелюрования деревянных поверхностей


    Современная промышленность выпускает множество составов для нанесения кракелюра в домашних условиях собственными руками. Причем некоторые из них могут использоваться не только для обработки дерева, но и для нанесения «антикварных» трещинок на поверхность изделий, выполненных из пластика или металла. Достаточно стильно и оригинально будут смотреться декоративные металлические дополнения деревянной мебели, на которых патина или декупаж дополнены кракелюром.

    Для нанесения кракелюрных трещинок можно купить однокомпонентный лак для кракле или двухкомпонентный состав, набор которого продается в виде двух флаконов. Для бытового старения мебели вполне подойдет однокомпонентный лак.

    Многие опытные реставраторы считают, что более естественный, старинный вид, мебельные предметы получают если трещины формируются с использованием подручных средств – уксусной эссенции, яичного белка, желатина и даже геля для стирки. Однако тем, кто хочет опробовать свои силы в реставрационных работах впервые, лучше воспользоваться специальным лаком кракле, продающимся в магазинах хозтоваров под брендами «Stamperia» и «Ferrario» (Италия) или «Havo» (Нидерланды)имеющие название «Creall-Crackle» или «Antique Crackle».

    Техника кракле для начинающих реставраторов

    Домашним умельцам, которым жалко выкидывать устаревшую, но ставшей привычной, мебель и желающим обновить ее можно предложить технику реставрации в стиле «прованс». Для выполнения реставрационных работ необходимо приобрести два вида акриловой краски контрастных оттенков и однокомпонентный лак «Кракле Кантри Стиль», предназначенный для совместного использования с акриловыми красителями.

    Перед началом реставрации с поверхности мебели удаляется старое лакокрасочное покрытие, после чего деревянную поверхность грунтуют акриловой краской (желательно цветом «металлик»). После полного высыхания металлизированной красочной основы поверхность реставрируемого изделия покрывается кракелюрным лаком.

    При этом следует учитывать, что от толщины лакового слоя зависит ширина трещинок. Чем толще лаковый слой, тем линии сетки кракле будут шире.

    После полного высыхания лака на него наносится второй окрашивающий слой, для которого выбирают матовую краску — глянцевая или металлизированная для второго окрашивания не годится, так как она не вступит в реакцию с лаковым слоем и самопроизвольного образования сетки кракле не произойдет.

    Пока краска не застыла ее поверхность прорабатывается кистью с синтетическим ворсом, благодаря чему образуется сеточка трещин. Если трещинки начали образовываться при реакции матовой краски с высохшим лаком кракле, то обработку кистью можно не проводить, так как отсутствие опыта может привести к неряшливости декорирования.

    Начинающим реставраторам можно порекомендовать приобрести наборы для домашнего творчества «Кракле» (производитель «Аква-Колор») или «Креатив» (TINTA Viva), в которые входит одношаговый кракенлюрный и защитный лак, кисточки и несколько флаконов с акриловой краской различных цветов.

    Использование двухкомпонентных составов

    Более качественную кракелюрную сетку можно получить при использовании двухкомпонентного лака «Кракле Соттиле» (бренд «Stamperia»). При реставрировании деревянных мебельных изделий, после очистки поверхности от старого лакокрасочного покрытия и шлифовки, на нее кисточкой с синтетическим ворсом наносится лак, обозначенный как «Шаг 1».

    После подсыхания лакового слоя в течении 30,0…40,0 минут на него наносят второй компонент – «Шаг 2». От толщины второго слоя зависит декоративность полученной сетки. Для ускорения процесса сушки второго лакового покрытия многие «самоделкины» использую фен для волос, а при значительной площади — строительный фен.

    Для того чтобы сделать трещины более видимыми их повергают дополнительному декорированию, для чего в трещины втирают порошок бронзы или алюминиевую пудру-«серебрянку». Лучше использовать специальную металлизированную пудру для кракелюрования «Porporina» от «Stamperia». Можно использовать обычную масляную краску или битумный лак.

    На заключительном этапе, хорошо протертую поверхность вскрывают финишным лаком-фиксатором «Darkening Lacquer» или акриловым лаком на водной основе.

    При использовании «фирменных» средств и составов для искусственного старения мебели в технике «craquelure» необходимо соблюдать следующие правила:

      при покупке лака необходимо встряхнуть флакон, проверяя прозрачность, однородность консистенции и густоту состава; для исключения образования пузырьков на обрабатываемой поверхности и в слое лака флакон с рабочим составом перед употреблением нельзя взбалтывать; реставрационные работы должны проводиться в проветренном помещении, где выполнена влажная уборка; при использовании однокомпонентных составов, направление трещин будет совпадать с направлением движении кисти; при использовании контрастных акриловых красителей особенно декоративный эффект получается при выборе красок светло-темного или бледно-насыщенного оттенков.

    Использование подручных средств в технике кракле

    Если нет под рукой фирменных составов для создания антикварной сетки, то можно использовать подручные средства, которые имеют в арсенале любой домовитой хозяйке или рачительного домашнего умельца. Наиболее часто при формировании трещинок используют:

      канцелярский или ремонтно-строительный поливинилацетатный клей; различные виды мебельных лаков; из пищевых продуктов можно выбрать уксусную эссенцию, желатин или сырой яичный белок.

    Также стоит изучить дополнительно некоторые рекомендации:

      При использовании поливинилацетатной эмульсии (клея ПВА) ее наносят толстым слоем на декорируемую поверхность и слегка подсушивают. При приобретении клеевым слоем липкой консистенции поверх него наносят акриловую краску на водной основе, и после того как она вступила в реакцию с клеем и проявилась текстура трещин изделие просушивают бытовом или строительным феном. Для домашнего «старения» можно использовать пентафталевый лак «ПФ 283», который наносят на изделие и предварительно просушивают естественным образом в течении четырех часов до образования слегка липнущей пленки. После этого лаковое покрытие вскрывают слоем акриловой краски и сушат до появления сетчатой текстуры. Далее изделие сушат естественным путем. Яичный белок применяют по двукратно наложенному слою акриловой краски. После того как белок без применения фена высох, на него наносят контрастную (по отношению к основе) акриловую краску. Аналогична техника кракле с применением желатина. Ее достоинством является возможность формирования линий сетки, ширина которых напрямую зависит от толщины желатинового слоя. Девятипроцентный раствор уксусной эссенции наносят губкой на высохший краситель на основе акрила. Сетка в виде трещин появляется практически сразу.
    Читайте также  Характеристики и особенности нанесения автомобильного лака

    Заключение

    Начинающим реставраторам следует знать, что первые попытки могут быть неудачными, так как в технике искусственного старения «craquelure» очень важное значение имеет опыт работы и полученные при этом навыки, которые могут заменить никакие «фирменные» средства и наборы.

    Видео

    В видео представлена подробная инструкция по нанесению кракелюрного лака.

    Одношаговый кракелюр

    Одношаговый кракелюр (однокомпонентный) — одна из техник декорирования, познакомившись с которой, вы сможете изготовить оригинальные поделки для интерьера дома. Существуют и другие направления, такие как патинирование, золочение, декупаж и еще несколько. Все их можно комбинировать, дополнять и привносить индивидуальные нотки. Со всеми техниками ознакомимя позже, а начнем с очень яркого и вырозительного однокомпонентного кракелюра.

    Что из себя представляет однокомпонентный кракелюр

    Кракелюр («fr» craquelure) в переводе с французского — трещина красочного слоя или лака в произведении живописи. Одношаговый кракелюр используется для состаривания простых однотонных поверхностей. Для этого поверхность декорируемого предмета покрывается основным фоном. Именно этого цвета будут трещины. После полного высыхания краски наносится одношаговый кракелюрный лак простыми движениями в одном направлении, и снова высушивается. Далее наносится краска основного цвета, под действием которой кракелюрный лак начинает трескаться, и в трещинах проглядывает краска фона. Готовое изделие можно покрыть для прочности прозрачным лаком для акриловых красок.

    Понятие однокомпонентный подразумевает использование в процессе декорирования одного средства (компонента). Стоит выделить, что двухкомпонентные и однокомпонентные составы могут давать эффект простого растрескивания. При этом, однокомпонентные могут дать трещинки как в лаке, так и в краске.

    Общая схема однокомпонентного пирога следующая:

    • Первый этап заключается качественной подготовке и грунтовке заготовки.
    • Затем красим в тот цвет, который мы хотим увидеть в трещинах и полностью просушиваем,
    • Далее наносим кракелюрный лак. Даем ему немного подсохнуть (здесь следующие нюансы — чем дольше сушить, тем трещины будут мельче и длиннее).
    • Наносим краску верхнего слоя.
    • После нее можно патинировать или лакировать.

    В результате данных манипуляций кракелюрный лак за счет разницы в поверхностном натяжении трескает краску основного цвета и в трещинах проглядывает предыдущий слой краски. Для наглядности рекомендуется ознакомится со следующим видео:

    На что следует обратить внимание

    При нанесении верхнего слоя краски нужно придерживаться следующих правил:

    • Нельзя красить дважды по одному и тому же месту, так как трещинки начинают образовываться сразу, и есть возможность их закрасить.
    • За один раз краску нужно наносить максимально ровным, укрывистым слоем, чтобы через нее не просвечивалась нижележащая краска.
    • Консистенция краски основного цвета очень важна – не жидкая, но и не густая, чтобы кракелюрный лак позволил ей растрескаться.
    • Важно эту краску наносить ровно, с одинаковым нажимом на кисть. Если нажим будет сильнее, то слой краски будет тонким, трещины будут длинными и вытянутыми, тонкими (при нанесении кистью) или мелкими и «чешуйчатыми» (при нанесении губкой).

    Для воссоздания красивых натуральных трещин необходимо правильно комбинировать губку, кисть, слои краски и просушку кракелюрного лака. И, естественно, подбор оптимального кракелюрного состава не менее важен. Поэтому, характер трещин полностью зависит от:

    • Кракелюрного состава.
    • Толщины слоя лака.
    • Условий просушки.
    • Консистенции краски верхнего слоя.
    • Толщины верхнего слоя краски.

    Какой лак выбрать для одношагового кракелюра

    Лак для одношагового кракелюра — это средство, производимое на водной основе, имеющее вид жидкого клейстера. Оно высыхает крайне медленно. А акриловая краска, нанесенная поверх такого состава, высыхает по сравнению с ним просто стремительно. Именно поэтому происходит ее растрескивание, спровоцированное движением в нижележащем слое.

    В продаже, на полках магазинов для творчества вы можете найти множество баночек однокомпонентных составов различных производителей. Самые распространенные одношаговые лаки, которые используются:

    • Лак кракелюрный — фирма DECOLA (Россия).
    • Craquelle Medium — фирма Hobby Line (Германия).
    • Krakelierlack — фирма Nerchau (Германия).
    • Krakelee Medium — фирма Marabu (Германия).
    • Antique Effekt — фирма Sadolin (Дания).
    • Idea Decoupage — фирма Maimeri (Италия).
    • Krakelierlack DecoArt medium — фирма Rayher (Германия).
    • Crackle Medium — фирма Decorfin (Голландия).
    • Краска-кракелюр Krakelierfarbe — фирма Glorex (Швейцария).
    • Одношаговый кракелюрный лак — фирма Арс Хобби (Россия).
    • Одношаговый кракелюрный лак — фирма Таир (Россия).
    • Одношаговый кракелюрный лак — фирма Аква-колор (Россия).
    • Country Style Crackle — фирма Stamperia (Италия).
    • Одношаговый лак Vintage design «Я декоратор» — фирма Русарт (Россия).

    К сожалению, каждый состав дает своеобразные трещинки, и выбрать тот состав, который однозначно понравится, с первого раза вряд ли получится. Поэтому, следует поэкспериментировать с разными составами. Прочувствовать их и выбрать оптимальный для себя.

    Ошибки, которых лучше избежать в одношаговом кракелюре

    Ошибки в подготовке основы

    • Пористая основа впитает в себя кракелюрный медиум, который не сможет дать полноценных трещинок в последующем красочном слое.
    • На основу наносится только один, тонкий или неравномерный, слой грунтовки или акриловой краски.
    • Составы наносятся грубой (щетинной) кистью.
    • Качественно подготовленное основание (дерево, гипс, пластик, керамика и проч) — это поверхность с двумя слоями акриловой краски или грунтовочного состава.
    • Если вы хотите оставить цвет и фактуру основы, можно покрыть ее прозрачным отделочным лаком с глянцевым или матовым эффектом.
    • Каждый слой средства, нанесенный на основу, нужно хорошо просушить.

    Нанесение кракелюрного медиума (состава)

    Как правило, все кракелюрные составы, независимо от цены и производителя, позволяют получить эффект растрескивания. Делают они это каждый по-своему, и к работе с каждым из них нужно немного привыкнуть. Тем не менее, есть общие правила работы.

    Типичные ошибки:

    • Кракелюрный лак-медиум перед работой не перемешан или перемешан слишком сильно и содержит множество пузырьков воздуха.
    • На основу наносится неравномерный слой кракелюрного лака (если непреднамеренно, то это считается ошибкой).
    • Состав наносится грубой, например, щетинной кистью, оставляющей «бороздки».

    Правила:

    • Перед применением нужно состав хорошо перемешать (для равномерной консистенции) и немного подождать (пока исчезнут возможные пузырьки воздуха).
    • Наносят состав плоской синтетической кистью (для ровного, без «бороздок» покрытия). Тонкий слой средства даст мелкие трещинки, толстый — крупные. Неравномерный слой даст разные по размеру трещинки.
    • Если состав нанесен только на отдельные части работы, то и кракелюр появится только в этих местах.
    • Движения кисти направлены в одну сторону, состав наносится на поверхность за один раз.

    Нанесение акриловой краски

    Это, пожалуй, самый тонкий момент во всей работе. Именно от времени наступления этого этапа, точности и равномерности нанесения краски зависит окончательный вид работы по созданию трещинок.

    Типичные ошибки:

    • Краска наносится слишком рано, то есть когда кракелюрный лак еще недостаточно подсох (он и липнет, и пачкается).
    • Краска наносится слишком поздно. Для разных составов это разный срок (нужно смотреть описание).
    • Краска наносится в хаотичных направлениях (если не предусмотрено по задумке).
    • Краска наносится не «за один проход», а накладывается на еще непросохший слой повторно или «возится» кистью туда-сюда.
    • Используется грубая или, наоборот, слишком мягкая (не упругая) кисть.

    Правила:

    • Краска наносится в тот момент, когда кракелюрный лак перестает при дотрагивании до него пачкать палец, но все еще липнет.
    • Для получения крупных и грубых трещин краску можно наносить немного раньше срока, делая уверенные пастозные мазки.
    • Для ускорения высыхания средства можно применить теплую струю фена.
    • Краской должны быть покрыты все участки с кракелюрным лаком.
    • Наносить краску нужно строго в один слой (не возить кистью по одному и тому же месту).
    • Движения кисти направлены в ту же сторону, что и при нанесении медиума (если иное не предусмотрено задумкой).
    • Состав наносят плоской синтетической кистью (для ровного, без «бороздок» покрытия).
    • Тонкий слой краски даст более тонкие и изящные трещинки, толстый — крупные и глубокие. Неравномерный слой даст разные по размеру и виду трещинки.

    Сушка одношагового кракелюра

    Совершить ошибку на данном этапе довольно сложно. Для ускорения конечного результата возможны два варианта: ждать, пока все произойдет само, или ускорить процесс образования трещин при помощи теплой струи строительного фена (подойдет и фен для волос).

    Правила:

    • Трещинки начинают проявляться практически сразу, особенно, если составы нанесены тонким слоем.
    • Сначала проявляются большие трещинки, потом они продолжают расти и, как правило, покрываются сеткой более мелких трещинок.
    • Процесс нагревания ускоряет этот процесс.
    Анатолий Башкирцев/ автор статьи

    Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы о различных материалах для строительства и отделочных работ. Уверен вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Анатолий Башкирцев.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    ROSHAL-LKZ.RU
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: