Для каких целей применяют лицевую отделку мебели? - ROSHAL-LKZ.RU

Для каких целей применяют лицевую отделку мебели?

Облицовочный материал для мебели – имеет значение! Облицовочные материалы традиционно используются в производстве мебели уже много лет, придавая изделиям привлекательность и эксклюзивность.

Для каких целей применяют лицевую отделку мебели?

Облицовочный материал для мебели – имеет значение!

Облицовочные материалы традиционно используются в производстве мебели уже много лет, придавая изделиям привлекательность и эксклюзивность. Изобилие их разновидностей зашкаливает, а особенные свойства каждого заставляют задуматься над выбором. Сегодня речь пойдет об облицовочных материалах для мебели: что они из себя представляют, на что обращать внимание при выборе, и какие именно материалы лучше всего.

Что из себя представляют материалы для облицовки мебели и зачем они нужны?

Современные облицовочные материалы представляют собой популярную разновидность отделочных. Их основной функцией является украшение или декорирование мебели, придание ей презентабельного внешнего вида и эксклюзивности. Именно с помощью облицовочных материалов сегодня на мебельном рынке представлено огромное разнообразие гарнитуров и отдельных предметов всевозможных цветовых гамм и рельефов.

Материал для облицовки тонким слоем накладывают на поверхность мебели способом наклеивания или прессования. Не следует путать данный процесс с отделочными работами – в отличие от затирок, покрасок и пропиток, облицовочный материал можно взять в руки, согнуть, свернуть. Он, в отличие от отделочных жидкостей и растворов, обладает физическими свойствами.

Современными производителями мебели облицовочный материал используется регулярно. Его применяют для отделки:

  • шкафов;
  • кухонных гарнитуров;
  • мебели для ванной;
  • межкомнатных и входных дверей.

Кроме этого, облицовочные материалы используются для внешней отделки стен и потолков.

Колоссальная востребованность и популярность облицовочных материалов объясняется их преимуществами.

Декорирование мебели

С помощью цветной мозаики, декоративного стекла, пленки или шпона можно создать самые разнообразные варианты украшения мебели.

Благодаря данной особенности, любой невзрачной поверхности можно придать невероятно стильный и привлекательный вид.

Экономия

Все знают о том, что мебель из натуральных пород древесины стоит очень дорого, ее позволить себе может далеко не каждый. Посредством облицовочного материала в виде натурального шпона, шкафы и комоды, сделанные из более доступного по цене материала МДФ, выглядят не менее презентабельно своих собратьев из натурального дерева, при этом обладая ценой раза в 2 ниже.

Большой выбор

Сегодня покупатель может сам выбрать вид облицовочного материала, вид и свойства которого полностью его устроят. Доступная стоимость и разнообразие выбора часто выигрывают перед натуральной мебелью, внешнее покрытие которой составляет лишь прозрачный лак.

Масштабный рывок с появлением облицовочных материалов произошел в производстве кухонных гарнитуров: свет увидели глянцевые и матовые фасады всевозможных расцветок, которые так нравятся современным хозяйкам.

Придать интерьеру неповторимый стиль: выбираем материал для облицовки

Вариантов облицовки сейчас очень много, и при выборе определенного нетрудно растеряться. Внешний вид, цена, практические свойства – именно на эти показатели обращают внимание при выборе материала для облицовки мебели на заказ, и это абсолютно правильно. Ниже перечислим наиболее распространенные материалы, начиная с наиболее дорогостоящих.

Натуральный шпон

Натуральный шпон представляет собой тонкие листы древесины толщиной до 3 мм. Традиционно используется для мебели из МДФ и ДСП, создавая имитацию натурального дерева. На поверхность наносится посредством специального клея, это выполняется только в производственных цехах.

Его плюсами являются создание презентабельного внешнего вида мебели и большой выбор вариантов: от беленого дуба до благородного ореха. К минусам можно отнести недешевую стоимость и требования к бережному уходу. Шпон легко трескается, и не терпит влаги.

Пластик

Если говорить на языке производителя, то правильным будет определение «слоистый пластик высокого давления». Традиционно он используется для столешниц, гарнитуров в ванную комнату, и в производстве садовой мебели.

Плюсами являются доступная стоимость, долговечность, устойчивость к воздействию влаги. Явный минус – быстрое выцветание под напором прямых солнечных лучей.

Полимерные материалы

Полимерные материалы представляют собой специальную пленку, пропитанную смолами. В итоге получается твердое глянцевое покрытие, обладающее безукоризненным блеском. Такой материал уже традиционно используется при производстве кухонных гарнитуров.

Плюсами являются доступная стоимость и огромное изобилие расцветок, а к минусам, безусловно, относится хрупкость. Такое ламинированное покрытие очень легко поцарапать, оно может треснуть от удара даже небольшой силы. Ухаживать за ним следует только с помощью мягких средств для очистки поверхностей.

Так какой же облицовочный материал лучше выбрать для мебели?

Выбранный вариант облицовочного материала для мебели имеет очень большое значение как для общего интерьера квартиры, так и в практическом смысле. Натуральный шпон станет отличным вариантом отделки мебели для гостиной, спальни или прихожей, а в кухне будет отлично смотреться практичный пластик или ламинированное покрытие. Очень важно учитывать, что перебор с цветовыми гаммами может негативно повлиять на интерьер жилья, «удешевив» его.

Глава 9 ОТДЕЛКА МЕБЕЛЬНЫХ ИЗДЕЛИЙ

При выборе вида и способа отделки мебельных изделий необ­ходимо учитывать специфические свойства древесины, из кото­рой изготовляют эти изделия. Строение и свойства древесины на­ходятся в прямой зависимости от ее породы и местности, где она произрастала. При определении вида отделки учитывают порис­тость древесины, ее твердость, структуру, цвет, влажность, а так­же наличие в ней смолы и дубильных веществ. Различают отделку прозрачную, непрозрачную и имитационную.

При прозрачной отделке на поверхность древесины наносят прозрачное покрытие, что помогает сохранить цвет и текстуру древесины.

При непрозрачной отделке на поверхность древесины наносят непрозрачное покрытие (лаки и эмали, а также облицовочные материалы в виде пленок).

Имитационная отделка выполняется на малоценной породе древесины, на которой искусственно воспроизводят текстуру и цвет древесины ценных пород.

Отделка мебельных изделий улучшает их внешний вид, защи­щает от внешней среды.

При отделке применяют различные отделочные материалы.

Стадии технологического процесса отделки древесины для ме­бельных изделий приведены в табл. 9.1.

Подготовка поверхности древесины к отделке

Подготовку поверхности древесины к отделке подразделяют на столярную и отделочную (выполняется как под прозрачные, так и под непрозрачные покрытия).

Столярная подготовка.Эта подготовка включает в себя выпол­нение таких операций, как строгание, циклевание, заделка не­значительных дефектов на поверхности древесины и шпоне и шлифование. К незначительным дефектам относятся, например, небольшие трещины в шпоне и вырывы волокон в древесине, которые шпатлюют древесной мукой с клеем. Чтобы цвет шпат­левки совпадал с древесиной, ее подкрашивают.

При прозрачном покрытии шероховатость поверхности древеси­ны должна быть не ниже 32 мкм, при непрозрачном покрытии — 200. 60 мкм. Перед непрозрачным покрытием у древесины выс­верливают сучки, заделывают их пробками, затем поверхность древесины строгают, фрезеруют и шлифуют на станках.

Отделочная подготовка под прозрачную отделку.Эта подготовка включает в себя следующие операции: удаление ворса, обессмоливание, отбеливание, окрашивание, грунтование и порозаполнение. Шероховатость поверхности после отделочной подготовки должна быть не ниже 16 мкм.

Таблица 9.1Технологический процесс отделки древесины для мебельных изделий

Стадия техноло­гического процесса Виды операций при отделке
прозрачной непрозрач­ной имитационной
с сохра­нением текстуры древесины по сплош­ному фоновому покрытию шпатлевкой
Подго­товка поверх­ности древе­сины к отделке Удаление ворса, обессмоливание, отбеливание, окрашива­ние, огрунтовывание, порозаполнение, про­межуточная сушка и шлифование Обессмоливание, огрунтовывание, шпатлева­ние мест­ное и сплошное, промежу­точная сушка и шлифова­ние Удаление ворса, обессмоливание, отбелива­ние, окрашивание, нанесение текстуры, закрепле­ние текстуры лаком, промежу­точная суш­ка и шли­фование Обессмоливание, огрунтовывание, шпатлева­ние местное и сплош­ное, нане­сение текс­туры древе­сины, закрепление текстуры лаком, про­межуточная сушка и шлифование
Нанесе­ние отделоч­ных материа­лов Лакирова­ние, столяр­ное полиро­вание Лакирова­ние, кра­шение красками, нанесение нитроэма­лей Лакирова­ние Лакирова­ние
Устра­нение дефек­тов отделки Шлифова­ние, разрав­нивание, полирова­ние, удале­ние масла, матирование Шлифо­вание, разравни­вание, по­лирова­ние, уда­ление масла Шлифова­ние, разравнивание, полирова­ние, удаление масла, матирова­ние Шлифова­ние, разравнивание, полирова­ние, удале­ние масла

Примечание. Выполнение всех перечисленных в таблице операций не яв­ляется обязательным для всех случаев отделки.

Для удаления ворса поверхность древесины следует увлажнить. При увлажнении водой поверхность древесины многократно (не менее трех раз) увлажняют ею, а затем шлифуют. При увлажне­нии древесины растворами красителя или различных лаков ее ворс в результате набухания поднимается. Чтобы ворс при шлифова­нии древесины не приглаживался вновь, ему необходимо придать жесткость, для чего поверхность перед шлифованием увлажняют 3. 5%-ным раствором столярного клея или дисперсией ПВА в теп­лой воде. При отделке древесины полиэфирными лаками ворс не удаляют, так как эти лаки не вызывают заметного набухания дре­весины. Древесину шлифуют на станках шкуркой № 6. 8.

Обессмоливание производят при отделке древесины хвойных пород. Объясняется это тем, что при наличии смолы ухудшается сцепление (адгезия) лаков с поверхностью, а в результате зати­рается шлифовальная лента при шлифовании. Для обессмолива- ния поверхности применяют 25%-ный водный раствор ацетона, 5. 6%-ный водный раствор кальцинированной соды или смесь этих растворов в соотношении 1 :4. Эти составы в подогретом виде наносят щеткой на поверхность древесины и после растворения смолы смывают теплой водой или слабым раствором кальцини­рованной соды.

1-й состав 2-й состав

Перекись водорода 20%-ная 100 100

Жидкое стекло 10. 50 —

Аммиачная вода — 10

Лучшее отбеливающее средство — перекись титана, которая безвредна и пригодна для отбеливания древесины всех пород. От­беливание выполняют щеткой или тампоном, нанося слой ра­створа на поверхность древесины и затем смывая его теплой во­дой после нескольких минут выдержки.

Для одновременного отбеливания и обессмоливания служат составы, содержащие соответственно отбеливающие и обессмоливающие вещества. Например, один из составов на 1 л воды со­держит 30 г кальцинированной соды, 25 г поташа и 60 г хлор­ной извести. Состав смывают 2 —3%-ным раствором соляной кис­лоты.

Окрашивание древесины производят для придания ей новой ок­раски и сохранения ее текстуры. Различают окрашивание водора­створимыми красителями, пигментное («сухое») и подкрашен­ными жидкими грунтовками.

Из водорастворимых красителей применяют анилиновые (мо­рилки) и протравные (водные растворы солей железа, меди, хро­ма и марганца). Действие последних основано на окрашивании древесины в результате химического взаимодействия красителей с дубильными веществами древесины.

Водорастворимыми красителями древесину окрашивают вруч­ную, окунанием, пневматическим распылением и вальцами.

При окрашивании вручную окрашиваемую поверхность сма­чивают водой, а потом — раствором красителя кистью, тампоном или поролоновой губкой. Затем древесину насухо протирают су­хим тампоном вдоль волокон.

При окрашивании методом окунания детали навешивают на подвески и погружают в ванну с раствором. После извлечения из ванны краситель свободно стекает с деталей и протирки не требу­ет. Так красят в основном стулья и точеные детали.

Читайте также  Как собрать двуспальную кровать?

При окрашивании пневматическим распылением раствор кра­сителя на поверхность древесины наносят краскораспылителем. Излишки красителя снимают с поверхности тампоном. Расстоя­ние от сопла краскораспылителя до поверхности 250. 350 мм, диаметр отверстия сопла 1,5. 2 мм.

Окрашивание вальцами выполняют на станках, предназначен­ных для нанесения клея. Для равномерного окрашивания вальцы обертывают поролоном. Скорость подачи заготовки 6. 12 м/мин.

После окрашивания водорастворимыми красителями заготов­ки сушат в условиях цеха или в камерах с принудительной цирку­ляцией воздуха (конвективная сушка). Продолжительность сушки в условиях цеха при температуре 18. 23 °С — не менее трех часов, в конвективной сушильной камере при температуре 45. 50°С — 10 мин, при температуре 80. 85°С — 5 мин. При окрашивании водорастворимыми красителями глубина крашения составляет обычно не более 0,5 мм.

Пигментное («сухое») окрашивание — это покрытие поверх­ности древесины растворенными в воде до определенной концен­трации пигментами.

Окрашивание древесины подкрашенными грунтовками пред­назначено для одновременного поверхностного окрашивания и грунтования, что обеспечивает равномерное окрашивание древе­сины без поднятия ворса.

Грунтование и порозаполнение позволяют значительно сократить расход лака и эмали, улучшить качество отделки. Перед покрыти­ем изделия лаком его грунтуют. Лакокрасочная промышленность выпускает готовые к употреблению составы для грунтования (НК, БНК и др.) В грунты по мере необходимости добавляют порошок пемзы, мел, тальк, каолин, трепел, древесную муку или пигмен­ты для подкрашивания грунта под цвет древесины.

При отделке спиртовыми политурами поверхности огрунтовывают 3. 5%-ными политурами или нитролаками. Нанесенный там­поном тонкий слой политуры или нитролака сушат в течение 5…10 мин, а затем шлифуют вручную шкуркой № 5, 6. Огрунтовывание производят не менее двух раз с промежуточным шлифо­ванием.

Грунтовки наносят на древесину пневматическим распылени­ем, вальцами и обливом. Пневматическим распылением наносят грунтовку вязкостью (30 ± 5) с по вискозиметру ВЗ-4. Распыление производят на расстоянии 250. 400 мм от поверхности. Вальцами грунтовку наносят на станках. Скорость подачи заготовок 8…12 м/мин. Для нанесения грунтовок обливом применяют лаконаливные машины. Грунтовку наносят один раз.

После нанесения грунтовки изделия сушат и шлифуют.

При отделке масляными эмалями поверхность древесины грун­туют олифой. Грунтование и порозаполнение полиэфирным ла­ком применяют редко, так как он образует толстые покрытия с малой усадкой.

Порозаполнители поставляются обычно в виде двух компонен­тов: раствора пленкообразователя и наполнителя. Перед употреб­лением компоненты смешивают, так как суспензия порозаполнителей неустойчива: при хранении образуется плотный трудно­растворимый осадок в результате расслаивания порозаполнителя. Порозаполнители могут быть бесцветными или подкрашенными. Наибольшее применение получили порозаполнители КФ-1, КФ-2, ПМ-11, ЛК.

Порозаполнители наносят на поверхность древесины так, что­бы порошок-заполнитель заполнил поры древесины. Порозаполнитель наносят вручную тампоном, шпателем или вальцами. По­розаполнители вуалируют (закрывают) текстуру древесины, по­этому излишки их необходимо снимать и протирать поверхность.

Для нанесения вальцами применяют специальные станки.

Отделочная подготовка под непрозрачную отделку.Такая отдел­ка включает в себя операции обессмоливания, грунтования, мест­ного и сплошного шпатлевания.

Обессмоливание производится так же, как и при подготовке поверхности древесины под прозрачную отделку.

Для грунтования применяют грунтовки с пигментами, соот­ветствующие цвету основного лакокрасочного материала. Для не­прозрачной отделки используют казеиновые, масляные, нитро- целлюлозные, глифталевые грунтовки и пинотексы.

Местное шпатлевание производят густыми шпатлевками или замазками. Шпатлевку наносят шпателями и кистью два или три раза, так как она дает большую усадку при высыхании. После того как шпатлевка просохнет, ее шлифуют.

Сплошное шпатлевание выполняют для выравнивания всей по­верхности древесины и окрашивания ее в одинаковый цвет. Сплош­ное шпатлевание производится пневматическим распылением, обливом[14] и вальцами на станках. Зашпатлеванная поверхность должна быть ровной, без пропусков и подтеков шпатлевки.

Особенности облицовывания и отделки мебели из разных материалов

При проведении операции крашения древесины большое внимание обращают на подготовку поверхности, которая должна быть чистой, хорошо отшлифованной и очищенной от пыли.

В производстве мебели продолжают широко применяться разнообразные виды отделки: прозрачная и укрывистая, матовая и глянцевая, закрыто- и открытопористая (как по натуральной древесине, так и по защитно-декоративным покрытиям на основе бумаги), с перламутровым, металлическим и другими эффектами. Нередко встречается использование на деталях одного изделия или на одной детали эмалей различных цветов, сочетание прозрачной и укрывистой отделок.

Натуральная древесина в виде строганого шпона и массива является не только традиционным, но и престижным материалом для производства дорогостоящей эксклюзивной мебели.

Основным способом отделки мебели из древесины остается покрытие жидкими лакокрасочными материалами, однако и он претерпевает изменения. Появилась альтернатива традиционной «жидкой» отделки, производимой в условиях мебельного производства. Согласно ей, отделку строганого шпона осуществляют в условиях его производства, а изготовителям мебели шпон поставляется уже с защитно-декоративным покрытием. Отделку при этом осуществляют с использованием лакокрасочных материалов или путем напрессовывания прозрачной отделочной пленки (например, полиуретановой).

В процессе отделки жидкими лакокрасочными материалами все чаще применяются технологии, направленные на снижение вредных выделений: использование водорастворимых материалов, Л КМ в органических растворителях с высоким содержанием нелетучей части, применение вальцевого метода нанесения покрытий взамен налива, а также использование материалов УФ-отверждения, как водных, так и неводных.

Возрастающие требования по охране окружающей среды (введение норм по объему выделения формальдегида и эмиссии всех органических растворителей) способствовали дальнейшему развитию «сухого» способа отделки с использованием облицовочных материалов с готовым декоративным эффектом: различных пленок (полимерных и на основе пропитанных бумаг), а также ламинатов.

Применение облицовочных бумажно-смоляных и полимерных пленок позволяет полностью исключить или существенно снизить объем использования жидких лакокрасочных материалов. С появлением эластичных облицовочных пленок и постформующихся бумажно-слоистых пластиков «сухой» способ отделки перестал практически ограничивать дизайнерские возможности в облицовывании деталей мебели с рельефными поверхностями. Поэтому облиповывание является в настоящее время наиболее актуальным методом создания защитно-декоративных покрытий массовой мебели из композиционных материалов.

Современные технологии облицовывания часто имеют кардинальные отличия, связанные с многообразием плит-основ, облицовочных, клеевых материалов, а также с требуемой производительностью процесса и другими факторами. При этом тот или иной метод облицовывания позволяет получить покрытие с определенными потребительскими характеристиками: термо- и влагостойкостью, механической и химической стойкостью. Поэтому по названию технологии облицовывания можно спрогнозировать долговечность эксплуатации изделия, так же как и по виду самого облицовочного материала.

В случае применения в качестве облицовочного однослойного материала — синтетического шпона детали мебели для повышения износо- и влагостойкости их поверхностей подвергают последующему лакированию.

Использование в качестве облицовочного материала синтетического шпона, покрытого лаком при изготовлении и называемого пленкой с финиш-эффектом, дает возможность применять облицованные им детали для производства мебели без дополнительной отделки. Высококачественные финиш-пленки с эффектом «3D», благодаря специальной технике многослойного нанесения лака наиболее правдоподобно передают текстуру натуральной древесины.

Облицовывание в плоских прессах — это традиционный способ облицовывания пластей полноформатных плит и деталей в одно- и многопролетных прессах, обогреваемых и холодных. Прессы могут иметь различные конструктивные особенности, но технология облицовывания включает следующие стадии: на очищенные от пыли пласти заготовок наносится клей, после чего производится сборка прессуемого пакета.

Если в качестве облицовки используются листовые материалы (натуральный или синтетический шпон, полимерная пленка и т.д.), то пакет собирается, как правило, вручную. При использовании рулонных материалов перед обогреваемым прессом устанавливается устройство для накатывания полотна на подложку. Собранный пакет передается в пресс, где под давлением происходит отверждение клея.

Описанный в общем виде процесс облицовывания называется котированием. Таким образом, определяющим признаком традиционной для российской мебельной промышленности технологии кэширования является наложение облицовочных материалов на плиту-подложку с нанесенным на нее клеем, который может отверждаться различными способами: в холодном пакетном прессе, в обогреваемом короткотактном прессе, в стопе с верхним нагружением и т.д.

Кэширование может производиться пленками, на лицевую поверхность которых заранее нанесен лак, если он выдерживает температуру отверждения клея при данном виде технологии кэширования.

Одним из наиболее распространенных процессов облицовывания древесных плит в современной практике деревообработки является ламинирование.

Термином «ламинирование» обозначается процесс облицовывания древесных плит пленками на основе бумаг, пропитанных синтетическими смолами с неполной поликонденсацией. В процессе облицовывания под воздействием давления (до 30 кг/см 2 ) и температуры (до 250 °С) полностью высушенная, но не полностью полиме- ризованная смола выдавливается из пленки. Ее слой, прилегающий к подложке (плите), приклеивает к ней пленку, а смола, выдавленная в сторону греющей плиты пресса, создает на поверхности пленки структуру укрепленной на этой плите прокладки — глянцевую, матовую, зернистую, сетчатую и т.д. При этом достичь точного соответствия расположения текстуры, напечатанной на поверхности бумаги, и структуры тисненых пор невозможно. Этот факт следует учитывать при идентификации ламинированных плит, чтобы отличить их от деталей из массивной древесины.

Ламинирование производится преимущественно в обогреваемых короткотактных прессах зарубежного производства (Burkle, Wemhoner, Siempelkamp, Dieffenbacher и т.д.) или в установках проходного типа на базе ленточных прессов («Hymmen»). В любом случае в процессе ламинирования полностью отсутствует операция нанесения клея.

После окончательной поликонденсации содержащейся в пленке пропиточной смолы создается термореактивный полимер, имеющий повышенную устойчивость к воздействию химических веществ и повышенные физико-механические свойства.

В немецкой терминологии «ламинатом» называется декоративный бумажно-слоистый пластик (ДБСП). В российском мебельном производстве распространены сокращенные зарубежные названия HPL и CPL, которые обозначают следующее:

  • ? HPL (High Pressure Laminat) — пластик высокого давления, изготавливаемый в плоских прессах,
  • ? CPL (Continuous Pressure Laminat) — пластик непрерывного способа производства, изготавливаемый в ленточных прессах, при меньшем давлении, поэтому обладающий более низкими физикомеханическими показателями.

Облицовывание поверхностей

Термин «облицовывание», казалось бы, должен быть хорошо известен любому мебельщику. Однако, если побродить по сайтам Рунета, оказывается, что это совсем не так. К примеру, руководитель одной из отечественных брендовых фирм, поставляющих клеевые и облицовочные материалы, на своем сайте заявляет: «Существуют два способа облицовки поверхности ДСП: ламинирование и каширование». И ошибается дважды. Во-первых, облицовкой называют не процесс, а то, чем облицована поверхность, материал, например фанеру (строганую или лущеную), декоративный бумажно-слоистый пластик, синтетический шпон и т. д. Во-вторых, способов облицовывания несколько больше, чем два…

Метод облицовывания, а вместе с ним и термин появились в России где-то в начале XVII века, когда император Петр I создал в Санкт-Петербурге мастерские по изготовлению мебели европейского образца. В соответствии с существовавшей тогда технологией поверхность традиционной русской мебели, называемой белодеревной, в лучшем случае пропитывались маслом (олифой) или окрашивалась. Новая же мебель, сделанная по европейским стандартам, оклеивалась срезанными с массива тонкими пластинами древесины дорогих пород или камня, получившими в России название «фанера». Причем, на мой взгляд, название это пошло не от немецкого Furnier, как это написано в Большой советской энциклопедии, а, скорее всего, от шведского fanér или голландского fineer, что больше соответствует истине, учитывая повышенный интерес Петра Великого ко всему голландскому. Мебель, изготовленную по новой технологии, стали называть оклейной, а позднее − фанерованной.

Читайте также  Какой материал выбрать для шкафа купе?

Шпон − это фанера

Изначально фанеру получали скалыванием пласта с плахи, отрезанной от ствола дерева, или продольным распиливанием плахи. С развитием технологии деревообработки появились другие способы: строгание и лущение. И теперь фанера по способу получения подразделяется на колотую, пиленую, лущеную и строганую. Лущеная фанера, не имеющая заметной красивой текстуры, использовалась как подслой при фанеровании, а также для получения клееной фанеры, называвшейся ещё в 50-е годы прошлого века диктом или фанерой-переклейкой.

Клееная фанера изготавливалась путем склеивания нечетного количества заготовок заданного размера, вырезанных из непрерывного полотна лущеной фанеры, срезанного с вращающегося чурака. Эти заготовки назывались шпоном. Полученные из шпона-рванины прирезанные заготовки применялись в мебельном производстве и в просторечии также именовались шпоном, а со временем так стали называть и строганую фанеру.

К сожалению, в учебниках проблеме правильного употребления терминов никогда не уделялось должного внимания, из-за чего во многих книгах и сегодня можно прочитать: «Мебель, фанерованная шпоном», что, по сути, аналогично выражению «посоленное солью».

Изначально фанерование выполнялось вручную, с помощью притирочных молотков и животного (столярного), казеинового или «рыбьего» клея.

Но, начиная со второй половины ХХ века, из-за появления новых синтетических пленочных облицовочных материалов этот термин потерял исконное значение и стал частью термина «облицовывание».

Что такое облицовывание

В современном мебельном производстве под облицовыванием пронимают процесс наклеивания на поверхность заготовки какого-либо достаточно тонкого материала, обладающего определенными декоративными или защитными свойствами, с целью облагораживания изделия, придания ему нового «лица».

Раньше облицовывание относилось к отделке − способам обработки поверхностей, защищающим изделия от воздействия окружающей среды и улучшающим их внешний вид. Отделка включала не только пропитку, окрашивание и лакирование, но и резьбу, выжигание, инкрустацию, золочение и т. д.

Сегодня облицовывание выделилось в отдельную, самостоятельную технологию, имеющую довольно много разновидностей, особенности которых в первую очередь определяются применением тех или иных облицовочных материалов, клеев и типа подложки.

Таким образом, облицовывание − общее наименование процессов наклеивания какого-либо тонкого материала на поверхность заготовки, детали или изделия с целью облагораживания поверхности подложки.

Термин этот относится к применению любых видов облицовок − из натурального или синтетического шпона (пленок на основе бумаг, пропитанных смолами), пластмассовых пленок, фанеры клееной (многослойной) и т. д. Но если склеиваются материалы довольно большой или примерно равной толщины, то процесс называется склеиванием по толщине. Процесс может выполняться как с прогревом клеевого шва, так и без него, то есть горячим или холодным способом. Облицовывание натуральным шпоном сегодня может по-прежнему называться фанерованием. Но слово «шпонирование», вошедшее в употребление несколько лет назад в непрофессиональной среде и довольно часто встречающееся теперь не только в разговорной речи, но и на страницах журналов, в профессиональной лексике недопустимо.

Для обозначения обычного облицовывания пластей синтетическим шпоном (синтшпоном) русский термин своевременно предложен не был, и сегодня как выход используется словосочетание «облицовывание пленкой».

Недопустимо и выражение «облицовывание бумагой», поскольку для облицовывания деталей и изделий применяется не бумага, а смоляные (пластмассовые) пленки с листовым бумажным наполнителем (пленки на основе бумаг, пленки бумажные).

Технология облицовывания пластей

В общем случае любая технология облицовывания пластей включает следующие операции:

В результате образуется система, состоящая из собственно основы, клея и облицовочного материала. Причем свойства облицовки оказывают наибольшее влияние на технологию и режимы процесса.

Так, подобно декоративным бумажно-слоистым пластикам, облицовка вообще может не обладать свойствами, позволяющими её изгибать, может изгибаться без разрушения ограниченно, причем только в одном направлении − подобно древесному шпону или пленкам на основе бумаг, либо растягиваться при нагревании, полностью облегая трехмерную облицовываемую поверхность (пленки на основе термопластичных пластмасс).

Облицовочные материалы изготавливаются, поставляются и применяются в виде листов или рулонов, в том числе и натуральный шпон.

Выбор клея обусловливается адгезией облицовочного материала к определенному материалу подложки, стоимостью и удельным расходом клея, затратами на оборудование для его нанесения и создания давления, необходимого для приклеивания облицовки к подложке, а также требуемой производительностью (временем выдержки под давлением).

Большое значение, безусловно, имеет и форма облицовываемой заготовки − плоская, изогнутая в одной плоскости, а также в двух или даже в трех (объемная).

Расход клеевых материалов, способ подачи давления, время выдержки под давлением и т. д. всегда определяются выбранными режимами, которые зависят от вида подложки (материала детали), клеевой системы, вида облицовки и имеющегося оборудования.

В ряде случаев клей или его составляющие (отвердитель) заранее наносятся на оборотную сторону облицовочного материала.

Роль клея может выполнять не полностью полимеризованная пропиточная смола в облицовочном материале. Клей наносится только на подложку дважды: первый слой − основной состав клея, а второй, вместе с введенным в него отвердителем (нанесение «мокрый по мокрому») после короткой выдержки.

При использовании любых способов облицовывания особенно важны симметричное наклеивание материала с обеих сторон заготовки и правильное последующее кондиционирование (иногда до пяти суток), что снижает количество брака по причине коробления.

Все это многообразие параметров и, конечно же, требования к готовой поверхности − её внешнему виду и устойчивости к различным воздействиям среды − и определяют выбор способа облицовывания.

Ламинирование

Стремление к сокращению числа операций в мебельном производстве привело к преимущественному использованию так называемых ламинированных плит. Но многие сегодня просто не знают, что означает это понятие.

Термин возник у нас ещё в 1973 году, по окончании выставки «Лес-древмаш-73», когда отечественные переводчики не смогли правильно перевести с немецкого слово laminieren (от латинского lamina − «слой») и означавшее тогда в устах некоторых зарубежных специалистов технологию склеивания материалов по толщине, а заодно и облицовывание.

После долгих споров и разбирательств ламинированием у нас стали называть процесс облицовывания пластей плит или щитовых деталей пленками на основе бумаг, пропитанных смолами с неполной поликонденсацией полимера. Такие пленки укладываются на подложку (облицовываемую поверхность) и под воздействием высокой температуры плит обогреваемого плоского пресса (до 240°С) содержащаяся в них смола расплавляется, выдавливается в результате высокого давления плит (до 30 кг/см 2 ), и та её часть, что выдавилась в сторону подложки, приклеивает к ней пленку, а другая, выдавленная к прокладкам плит, формирует поверхность, воспринимая её фактуру (глянцевая, матовая, тисненая). Через некоторое время смола полимеризуется (отверждается) окончательно и превращается в термореактивный полимер, вместе с бумагой создавая однослойный пластик, приклеенный к подложке. Термореактивными свойствами смолы как раз и объясняется высокая устойчивость поверхности ламинированных плит к царапанию, абразивному износу, воздействию химических веществ и т. д.

Но в немецкой терминологии laminieren может обозначать, например, и склеивание трехслойного бруска для производства оконных блоков, а русский термин «ламинированная плита» соответствует немецкому MB-Platte (Melamin-beschichtete Platte) − древесные плиты, облицованные пленками на основе бумаг, пропитанных меламиновыми смолами. Кто-то из наших «специалистов» лет пятнадцать назад, даже не заглянув в учебник, решил через Интернет объяснить всем то, что услышал от такого же неуча, как он сам, и по сайтам и форумам пошли гулять перлы «плита меламиновая», «кромка-меламин» и тому подобные, хотя существуют стандарты, в которых наименование технологии получения ламинированных плит звучит правильно, а сама технология изложена вполне доступно.

Недостаток ламинированных плит в том, что их поверхность в силу особенностей технологии не может быть похожа на натуральную древесину. Сегодня, когда покупатель мебели все более разборчив, этот недостаток плитного материала становится для него в выборе мебели одним из определяющих моментов, и многие производители возвращаются к плитам, облицованным синтетическим шпоном, которые значительно лучше имитируют фактуру и структуру натуральной древесины.

Каширование

Это всего лишь определенный вид технологии облицовывания пластей синтетическим шпоном или пластмассовыми пленками. Для него характерны два основных отличительных признака: использование рулонных облицовочных материалов и их накатывание на облицовываемую поверхность в вальцах.

Последующее отверждение нанесенного на подложку или на облицовочный материал клеевого слоя может производиться самыми разными способами: холодным (в стопе, в пакетном прессе), в вальцовом или в плоском прессе, а также в ленточных прессах проходного типа.

Соответственно сущетвует несколько способов каширования: холодное, «теплое» и горячее, − каждый из которых имеет разновидности. Но об этом в следующем номере журнала.

Сергей НИКИТИН, компания «Медиатехнологии», по заказу журнала «ЛесПромИнформ»

Назначение и виды отделки древесины и древесных материалов

В зависимости от породы древесины, из которой изготовляется изделие, его назначения и предъявляемых к нему требований отделка выполняется различными способами. Отделка может быть

  • — прозрачной,
  • — непрозрачной (укрывистой),
  • — имитационной (резьба, инкрустация, лепка и др.).

Прозрачная, или столярная, отделка применяется при изготовлении изделий из древесины ценных пород или фанерованных изделий. Основным назначением ее является создание на поверхности древесины прочной прозрачной цветной или бесцветной, гладкой, блестящей или матовой защитной и декоративной пленки, максимально выявляющей или улучшающей природные декоративные качества ценных пород древесины.

Читайте также  Как ставить стяжку эксцентриковую мебели мебели?

Непрозрачная, или укрывистая, отделка создает на поверхности прочный непрозрачный цветной гладкий блестящий или матовый защитный и декоративный слой, скрывающей естественную текстуру древесины. Укрывистая отделка применяется для изделий из древесины малоценных пород, не обладающих красивой текстурой, для предметов, эксплуатируемых вне помещений, а также изделий специального назначения (кухонной, больничной мебели и др.).

Имитационная отделка применяется при изготовлении изделий из малоценных хвойных и лиственных пород; ее цель — создание новой текстуры на поверхности или окраска волокон древесины под цвет ценных пород. Защитно-декоративная пленка может быть непрозрачной или прозрачной.

Отделка во многом определяет внешний вид продукции и выбор потребителя, а отделочные материалы призваны обеспечить изделию не только привлекательность, но и защиту от воздействия разного рода факторов??- механических повреждений, перепадов температуры и влажности и т. п. Все защитно-декоративные покрытия (ЗДП) можно условно подразделить на три группы: твердые облицовочно-отделочные, жидкие лакокрасочные и порошковые. Предприятия промышленности выпускают также и комбинированные ЗДП, в которые вместе с облицовочными входят лакокрасочные материалы (ЛКМ).

К группе твердых облицовочно-отделочных материалов относятся строганый или лущеный шпон, пластики, полимерные и бумажно-смоляные пленки. В качестве основы жидких лакокрасочных материалов могут использоваться природные или синтетические пленкообразователи. Материалы каждой группы могут быть органорастворимыми и водоразбавляемыми. Водоразбавляемые подразделяются на водорастворимые и вододисперсионные.

Лакокрасочные материалы — многокомпонентные системы. Основная часть всех ЛКМ — это природные или синтетические пленкообразователи, то есть вещества, которые после нанесения на поверхность древесины тонким слоем способны образовывать при определенных условиях тонкую и прочную пленку, обеспечивающую хорошее сцепление с поверхностью детали или изделия. Компонентами отделочных материалов также являются растворители пленкообразователей, пластификаторы, красящие вещества, наполнители и в некоторых случаях вещества, которые необходимы для ускорения процессов отверждения.

ЛКМ классифицируют по химическому и эксплуатационному признакам, строению покрытий, оптическим свойствам и агрегатному состоянию. В основу химической классификации положена природа пленкообразующего вещества, из которого изготовлено покрытие. В этой публикации мы не будем рассказывать об основах формирования ЗДП для древесины и древесных материалов и рассматривать их структуру и строение, нас интересует применение в практике предприятий того или иного вида ЛКМ, используемых в технологиях отделки.

По эксплуатационному признаку или назначению покрытия подразделяются на атмосферостойкие, химически стойкие, термо-, морозо-, водостойкие и др. По строению ЛКП подразделяют на одно- и многослойные. Для многослойных покрытий приняты следующие названия слоев: первый (контактирующий с подложкой) — грунтовочный, или грунт, следующие слои — промежуточные, а верхний — покровный.

По оптическим или декоративным свойствам покрытия подразделяются на прозрачные и непрозрачные. Прозрачные чаще всего используют для обработки древесины и древесных материалов красивой текстуры и цвета. Для формирования прозрачных покрытий применяются бесцветные нитроцеллюлозные, полиэфирные, полиуретановые лаки или пленки.

Непрозрачные покрытия полностью скрывают цвет и текстуру древесины и древесных материалов. Этот вид ЗДП используется для обработки древесины хвойных или малоценных лиственных пород. Их также применяют для изделий, к которым предъявляются повышенные эксплуатационные требования (например, кухонной мебели). Для нанесения непрозрачных покрытий используют непрозрачные материалы, к которым относятся краски, эмали, порошки и пленки на основе пропитанных бумаг.

В зависимости от показателей внешнего вида ЛКП подразделяются на две подгруппы: с открытыми порами (A) и закрытыми порами (Б). Различить лакокрасочные покрытия по степени блеска или матовости позволяет простая классификация: высокоглянцевые (ВГ), глянцевые (Г), полуглянцевые (ПГ), полуматовые (ПМ) и матовые (М).

Для лакокрасочных покрытий установлены две категории: в первой не допускаются дефекты поверхности, во второй возможны отдельные дефекты поверхности в виде единичных штрихов, рисок, проколов, пузырей и т. д.

Лакокрасочные покрытия в зависимости от вида основного пленкообразователя, подразделяются на семь групп: полиэфирная (ПЭ), полиуретановая (УР), меламиновая (МЛ), полиакриловая (АК), карбамидная (МЧ), нитроцеллюлозная (НЦ), пентафталевая (ПФ).

В зависимости от агрегатного состояния ЛКМ защитно-декоративные покрытия могут быть сформированы на основе жидких ЛКМ, порошков или пленочных материалов. Производители ЛКМ сегодня все в больших объемах выпускают водоэмульсионные и порошковые материалы, а также составы, которые не содержат летучих компонентов и наносятся в виде расплавов, — так называемые стопроцентные лаки и краски. В мебельном производстве значительно возросла доля использования воднодисперсионных ЛКМ. Это экологически чистые материалы, обеспечивающие безопасность производства. Стоимость таких материалов невысока, а покрытия по физико-механическим и эксплуатационным свойствам не уступают органорастворимым продуктам.

Жидкие лаки — это растворы пленкообразователей в органических растворителях или воде. Ассортимент выпускаемых лаков для отделки древесины весьма разнообразен. В мебельном производстве в основном используют нитроцеллюлозные (нитролаки), полиэфирные, полиуретановые, алкидно-карбамидные, акриловые лаки.

Нитролаки характеризуются низким содержанием нелетучих веществ (24. 33?%). Достоинств у нитролаков довольно много. Эти продукты удобны и просты в применении. Они быстро высыхают и образуют покрытия с высокими декоративными и физико-механическими характеристиками. Лаки предназначены для отделки мебели и других изделий, эксплуатируемых внутри помещений. Отечественными компаниями — производителями ЛКМ разработаны нитролаки, содержащие матирующую добавку, используемые для получения матовых покрытий и нитролаки, предназначенные для имитационной отделки древесно-стружечных и древесно-волокнистых плит.

Достоинства полиуретановых лаков — малый расход, отсутствие необходимости шлифования и полирования обработанной поверхности для получения высококачественной отделки. Для таких покрытий характерны высокая степень блеска, абразиво-, атмосферо-, водо- и влагостойкость. Для обеспечения высококачественной тонкослойной прозрачной матовой отделки щитовых деталей мебели с открытыми порами и изделий решетчатой конструкции успешно применяются двухкомпонентные алкидно-карбамидные лаки. Эти недорогие лаки также отличаются небольшим расходом. После нанесения алкидно-карбамидных лаков поверхность не нуждается в облагораживании — это еще один плюс, позволяющий обеспечить высокий экономический эффект производства.

Акриловые лаки идеальны для отделки кухонной мебели, особенно светлых тонов, на поверхности которой изменение оттенка цвета с течением времени становится довольно заметным. Эти лаки характеризуются высокой физико-химической стойкостью к царапинам, воздействию воды, кофе, алкоголя и почти не желтеют с течением времени.

На российском рынке полиэфирные лаки российского или иностранного производства можно приобрести у компаний Technocolor, «Лак-Премьер», «ЛИГА», «ТимберАЛ», «БалтПромКомплект», ««Индустриальные краски», «Торговый Дом «ЕвроХим-1″», «И.Т.И.», «АРТ-Индустрия», «Фаэтон», Tanzor-M, «ТЕНДЕНТ», «ЛКМ СервисПлюс», «Сомэк», «Торгово-промышленная компания »ИНФРАХИМ»», «Производственное объединение »Краски для Всех»», «Фибролит», «ЧЕЛАК», ФКП «Комбинат «Каменский»», «ВитаХим». Плюсы полиэфирных лаков: большой сухой остаток, прекрасная наполняющая способность, высокие твердость и физико-химическая устойчивость. Такие лаки при высыхании образуют твердую пленку большой толщины, стойкую к воздействию разных реагентов и воды. На поверхность изделий полиэфирные лаки обычно наносят методом пневматического распыления или налива (с использованием лаконаливной машины).

Полиэфирные лаки подразделяются на парафиносодержащие и беспарафиновые (горячего или холодного отверждения). Парафиносодержащие лаки отличаются высоким содержанием пленкообразователей (93-97?%), что предопределяет их высокую эффективность. Такие лаки применяют для получения покрытий с зеркальным блеском или матовых покрытий для лицевых, фасадных поверхностей дорогой мебели. Парафиносодержащие лаки можно наносить толстыми слоями, так как их усадка мала, а отверждение происходит быстрее и надежнее в толстых слоях, чем в тонких, поэтому покрытие толщиной 300-400 мкм можно получить за одно-два нанесения. Грунтование и порозаполнение подложки редко применяют при отделке парафиносодержащими лаками.

Главный недостаток лаков, содержащих парафин, — невысокая адгезия к древесине. Эти лаки характеризуются низкой вязкостью и высокой текучестью. У растворов этих лаков короткий период жизнеспособности (около 30 мин). Из-за высокой текучести парафиносодержащие лаки применяют в основном для отделки горизонтальных щитовых поверхностей. При нанесении на вертикальные поверхности в них вводят специальные добавки.

Если при подготовке поверхности древесины под отделку не предполагается окраска водными растворами красителей, допускается обработка такими лаками шероховатой поверхности, так как лак не вызывает заметного разбухания поверхностного слоя древесины. По этой же причине из технологического процесса можно исключить операцию удаления древесного ворса.

Парафиносодержащие лаки рассчитаны на сушку при комнатной температуре. Полученные полиэфирные покрытия обладают высокой стойкостью к истиранию, поэтому при отделке может быть применено пигментное крашение древесины без опасения, что в процессе эксплуатации покрытие сотрется до подложки вместе с окрашенным слоем.

Беспарафиновые лаки содержат около 70?% пленкообразователей. Период жизнеспособности рабочих растворов этих лаков составляет не менее 20 ч. Покрытия на основе беспарафиновых лаков, в отличие от покрытий на основе парафиносодержащих лаков, характеризуются более высокими эластичностью и адгезией к различным подложкам. Беспарафиновые полиэфирные лаки просты в применении. Часто они используются в сочетании «полиэфирный грунт плюс полиуретановый лак или эмаль».

Отечественные производители ЛКМ производят множество марок полиэфирных лаков. Например, лаки марок ПЭ-246, ПЭ-265, ПЭ-2136 подойдут для формирования высокоглянцевых покрытий на щитовых деталях мебели, облицованных натуральным, синтетическим шпоном или материалами на основе пропитанных бумаг. Выпускают также лак ПЭ-2136У ультрафиолетового отверждения, который обеспечивает формирование высокоглянцевых покрытий на щитовых деталях мебели, облицованных натуральным, синтетическим шпоном или материалами на основе пропитанных бумаг. Лак ПЭ-2311 предназначен для получения матовых покрытий с готовым эффектом на щитовых деталях мебели, облицованных натуральным шпоном или материалами на основе пропитанных бумаг, а лак марки ПЭ-2315 — для получения глянцевых покрытий аналогичного эффекта. Для отделки изделий из древесины, эксплуатируемых внутри помещений, с последующей полировкой, а также для окраски музыкальных инструментов востребован высокоглянцевый лак марки ПЭ-232. Лак ПЭ-251 предназначен для получения прозрачных глянцевых покрытий. Он применяется в основном для высококачественной отделки стульев, кресел и других изделий из массивной древесины. Производители выпускают марки ПЭ-251А и ПЭ-251 Б.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: