Детейлинг по советски – чем и как полировали автомобили в СССР - ROSHAL-LKZ.RU

Детейлинг по советски – чем и как полировали автомобили в СССР

Непросто было быть автолюбителем в Советском Союзе - запчасти в дефиците, автомобили ненадежные, сервиса нет. Мы решили вспомнить те времена: Юрий Гладчук беседовал с Сергеем Ильичом Боярских, "аксакалом" редакции и некогда советским автомобилистом

Детейлинг по советски – чем и как полировали автомобили в СССР

Автомобильная жизнь в СССР. Часть 1. Советский автомобилист

Непросто было быть автолюбителем в Советском Союзе — запчасти в дефиците, автомобили ненадежные, сервиса нет. Мы решили вспомнить те времена: Юрий Гладчук беседовал с Сергеем Ильичом Боярских, «аксакалом» редакции и некогда советским автомобилистом.

— С какими нюансами эксплуатации сталкивались автолюбители?

— Владеть автомобилем в Советском Союзе было непросто, не говоря уже о том, что купить его было еще сложнее. Один из основных нюансов эксплуатации заключался в банальном отсутствии запчастей. Сегодня в Минске огромное количество точек с автомобильными товарами, тогда же магазин по продаже новых автозапчастей был один — на Логойском тракте, причем был он, разумеется, государственным. Нужно было регулярно его посещать: а вдруг что-нибудь появится в продаже? В дефиците было все, поэтому запчасти старались покупать впрок. Если на прилавке что-то есть, надо брать, потому что завтра, когда это может понадобиться, ты его уже не купишь. У кого не было гаража, хранили запчасти в подвалах, у кого не было подвала — на антресолях. В Минске, если мне не изменяет память, была лишь одна комиссионка автозапчастей, где, к примеру, продавались подержанные аккумуляторы. Смешно, да — подержанный аккумулятор?

— Nokian, Hankook, зимняя, всесезонная, шипованная — от выбора шин сегодня разбегаются глаза. А как в советское время обстояли дела с резиной?

— По резине был не просто дефицит — существовало ограничение по продаже. При покупке шин в техпаспорт — небольшую такую книжку со страничками — ставился штамп магазина с датой продажи. После этого, насколько помнится, что-то около трех лет владелец не имел права покупать шины. Вернее, их ему в период действия «эмбарго» просто не продали бы. Изнашивалась советская резина довольно быстро, если много ездить, за пару лет ее можно было износить в ноль. Как пройти техосмотр на «лысой» резине? Поэтому новые покрышки оставляли для техосмотра и зимы, а ездили на поношенных.

— Разделения шин на зимние и летние как такового не было. Купил хоть что-то — уже отлично. Фактически резина была всесезонной. Так вот, если едешь на «полулысой» резине зимой — держись бордюра, чтобы в случае чего о него колесами и тормозить. Еще с тех времен у меня осталась привычка нажимать на педаль тормоза прерывисто, хотя о том, что так работает ABS, тогда понятия не имел. Машин, конечно, тоже было меньше, но недостаток частного транспорта восполняли такси, общественный транспорт и грузовики. Дорожники работали, но не скажу, что чистили качественнее, чем сейчас. Скорее наоборот.


— Когда вы купили свой первый автомобиль? Каким образом происходила покупка?

— Первой моей машиной был «горбатый» ЗАЗ-965 1968 года выпуска, если память не изменяет. Купил я его в 1986 году, естественно, в подержанном виде. Чтобы купить новую машину, нужно было ждать своей очереди, которая растягивалась на годы. Машину можно было ждать до конца жизни и не купить. Распределялись машины по предприятиям — первые в очереди, разумеется, начальники. Для остальных — комиссионка.

Она тогда была на Партизанском проспекте, через дорогу от ресторана «Сосны». На площадке возле магазина стояли машины и ценники. По субботам там же проходил авторынок, насколько он был официальным — теперь сказать сложно. Сидит человек в машине — спрашиваешь у него, продает или нет. Дальше договариваешься и идешь в комиссионку оформлять покупку. Там получали бумагу о купле-продаже автомобиля и с ней ехали в ГАИ переоформлять.

— На волне дефицита в подержанном виде многие машины стоили дороже новых! Мне «горбатый» обошелся в тысячу рублей, впоследствии продал я его тоже за тысячу. Тогда в месяц зарабатывал где-то 175 рублей, но я был молодой и неженатый. Как-то накопилась тысяча — купил машину.

— Как тогда обстояли дела с автомобильным сервисом?

— С сервисом та же самая беда — дефицит. Станций было немного: на Куприянова и Кольцова был сервис «москвичей», на Серова — «жигулей», на Брестской — «запорожцев». Где обслуживали «Волги», понятия не имею, но в частных руках это была редкость. Если кто ездил, значит, непростой человек — при хорошей должности, со связями или еще чем-то.

Попасть на станцию проблематично, денег тоже не густо, поэтому обслуживали и ремонтировали сами. Во всяком случае среди моих знакомых таких, кто на СТО ездил, не было. Инструкции по эксплуатации в те времена были очень подробными, не то что сейчас, машины проще, поэтому особых трудностей тут не было. Зато гараж — проблема. Это сейчас он никому не нужен, а тогда надо было очередь отстоять, чтобы его построить. Поменять тормозные колодки, прокачать тормоза и так далее — это я прямо во дворе делал. Да, автомобильный инструмент тоже собирался тщательно и долго — дефицит. Поскольку ремонтом занимались самостоятельно, среди автолюбителей были знатоки, у которых всегда можно было спросить совета. Были также умельцы, которые не только себе машины делали, но и другим помогали. «Гаражники» в начальной стадии. Расценки были тогда совсем другими — за пару бутылок можно было договориться сделать то, что сам не можешь.

— Были ли какие-нибудь случаи в дороге?

— Случаи были всегда, особенно если у тебя «запорожец». Чтобы на нем далеко поехать, желательно кроме инструментов держать в багажнике, например, полуось. Я держал и не прогадал. Однажды в дороге ее обрезало. И крайне неудачно — кусок «сухаря» упал в картер дифференциала. Если бы не это, поставил бы новую полуось и дальше поехал, а так страшновато стало, что шестерни подхватят обломок, а между зубьями он бы дел натворил. Пришлось снимать двигатель в сборе с трансмиссией прямо на обочине. Поднял на домкрате заднюю часть машины, подложил под двигатель подручные средства — запасное колесо, кирпичи, палки и другой хлам, который смог у дороги найти. Отсоединил силовой агрегат, открутил заднюю поперечину, опустил машину на землю и откатил вперед метра на два. Двигатель соответственно остался прямо передо мной — делай с ним что хочешь. Починил, подкатил машину назад к мотору, поднял ее опять на его уровень, все подсоединил. Со мной шурин был, но он в основном только машину мне помогал катать вперед-назад. Вот и весь ремонт.

В общем, дефицит был всему головой. Из-за этого автомобильная жизнь в Союзе основывалась на блате и знакомствах, что, если по тем временам ностальгировать, при желании можно называть взаимовыручкой и взаимопомощью. Кому как нравится.

Советы из страны Советов, полезные и не очень

Напоследок представляем вам подборку советов и хитростей из советских книг и журналов на тему эксплуатации автомобиля. И хотя некоторые из них неоднозначны с позиции сегодняшнего дня, тем не менее в них отражена сложность владения транспортным средством в то время: дефицит запчастей, отсутствие сервиса, ненадежность техники. Однако все это способствовало развитию народного технического творчества — чего только умельцы на все руки не придумывали! Об этом — ниже.

***
Со временем щетки стеклоочистителя на всех автомобилях начинают хуже очищать стекло, так как резина теряет эластичность. Для восстановления качества очистки стекол надо щетки несколько минут подержать в кипящей воде, а затем, поставив на место, ненадолго влючить стелоочиститель для приработки. Можно подержать щетки в бензине, а затем вымыть их с мылом.

***
Трудно совершить маневр, если перегорела лампочка заднего хода. Ее можно заменить подкапотной лампочкой или использовать ручной фонарик, привязав его сзади к бамперу. В крайнем случае включите указатели поворотов.

***
В пути может перегореть электродвигатель стеклоочистителя. Отсоедините тягу от него и закрепите. Отведите щетку водителя в левое положение при помощи бельевой резинки. Привяжите к щетке шпагат — через форточку пассажир сможет чистить стекло, потягивая шпагат.

***
Верхний багажник автомобиля может служить в качестве антенны, если багажник изолировать от крыши, надев на лапки крепления тонкостенную поливинилхлоридную трубку или обмотав лапки синей изоляционной лентой. Провод к приемнику можно пропустить в дверном проеме, спрятав его под резиновым уплотнителем.

***
При нанесении антикоррозийной мастики на днище кузова в местах, наиболее подверженных абразивному действию песка и камней (под крыльями, порогами и др.), после нанесения первых слоев мастики положите ленту тонкой стеклоткани, капрона (старые чулки), бязи, марли или другой пористой ткани и покройте еще одним-двумя слоями. Теперь в этих местах кузова абразивное воздействие практически исключено.

***
Подобрать краску при ремонте кузова трудно, после высыхания она меняет цвет. Составив краску подходящего цвета, нанесите ее на прозрачное стекло. На неокрашенной стороне стекла вы увидите цвет, который будет после высыхания.

***
Если площадка перед гаражом без твердого покрытия, обработайте ее поверхность смесью воды с 20%-ной хлорной известью или ласло-сульфидным щёлоком, содержащим смолу. Поливка такой смесью грунта, особенно во время дождя, позволит избавиться от пыли на несколько месяцев.

***
При движении по грязным дорогам постоянно забиваются гнезда под домкрат. Это можно предотвратить, вставив в гнезда деревянные, поролоновые пробки или пробки от шампанского.

Читайте также  Необычные способы использования старой подушки

***
Трещину в банке аккумулятора заделывают эпоксидной смолой вместе с опилками от банки, полученными при зачистке шва.

***
На шкале спидометра «жигулей» каждое деление соответствует 10 км/ч, а три красные риски — скоростям 37, 62 и 96 км/ч. Эти риски указывают предельные скорости движения на I, II и III передачах.

***
Выхлопная труба ржавеет изнутри. Просверлите в нижней части трубы отверстие и вставьте в нее заглушенную трубочку с маслом. При работе двигателя масло будет испаряться и, осаживаясь на стенках трубы, создаст защитную пленку. Если поставить трубочку на резьбу, то каждый раз можно будет заливать свежую порцию масла.

***
Хозяйственное мыло не растворяется в бензине, поэтому им можно замазать места подтекания бензина, включая и резьбу штуцера бензопровода.

***
Как при техническом обслуживании, так и при ремонтных работах появляется необходимость снимать задний тормозной барабан. Иногда это сделать довольно трудно. Лучше всего пользоваться специальным приспособлением. Если его нет, барабан можно снять следующим образом. Поднимают домкратом нужную сторону заднего моста и подставляют колодки, чтобы вывесить его. Снимают колесо и выворачивают стопорные винты. Затем включают двигатель и передачу, придав вращение заднему мосту до соответствия скорости 50-60 км/ч, и затормаживают колеса ручным тормозом. При этом барабан повернется и легко снимется. Используя этот способ, необходимо соблюдать осторожность и технику безопасности — никто не должен находиться в плоскости вращения барабана.

***
На снятом барабане иногда обнаруживают шероховатости — следы износа. Их надо зачистить, чтобы не изнашивались новые колодки. Для этого вовсе не обязателен станок: проворачивают барабан тормозной поверхностью наружу и прикрепляют его к фланцу полуоси болтами (или гайками). Пускают автомобиль и, вращая барабан в соответствии со скоростью 10-20 км/ч, шабером или напильником выравнивают поверхность и зачищают ее наждачной бумагой. После этого можно менять тормозные колодки.

***
Чтобы защитить снаружи выпускные трубы и глушители автомобиля от коррозии, очистите их от грязи и рыхлой ржавчины и покройте тонким слоем графитовой смазки. Когда она обгорит, детали приобретут довольно прочную антикоррозионную пленку черного цвета.

***
Если на «Москвич-1500» между облицовкой радиатора и радиатором поставить банку, обмотанную влажной тканью, то во время движения содержимое банки охлаждается до +8..12°С при температуре окружающего воздуха +25°С. Изредка увлажняя ткань, удается сохранить даже молоко в течение всего летнего дня.

(По материалам Ю.Г.Горнушкина «Советы автолюбителям», Москва, 1979; «Советы автолюбителям», МГП «Геоинформмарк», 1992; Фейгин З.И., Гнатюк-Данильчук Р.П. Справочник автолюбителя. Минск, 1989.)

Тюнинг в СССР: Как советские водители улучшали свои машины

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Вопрос улучшения автомобиля сегодня волнует многих автовладельцев. Но даже в СССР, когда, казалось бы, все должны быть одинаковым, водители делали машины особенными. Порой получались довольно интересные проекты.

1. Набалдашник руля КПП

Одна из самых популярных доработок салона автомобиля в СССР – замена ручки рычага коробки передач. Родной набалдашник свинчивался, и вместо него накручивался новый, высокохудожественный вариант, кустарно изготовленный из пластика или эпоксидной смолы.

Наибольшей популярностью пользовались ручки с цветами (особенно розами), насекомыми, пауками, скорпионами.

2. Оплетка на руль

Большинство советских автомобилей не могло похвастаться удобным рулем. Стандартная «баранка» была сделана из черного пластика и неприятно скользила в руках, особенно у начинающего водителя. Именно поэтому оплетка руля, сделанная из проводов, капельниц или капроновой нити от бельевой веревки, считалась не только красивым, но и полезным улучшением. Такой руль был толще и лучше лежал в руках.

Водители, которые не могли себе позволить такое улучшение, довольствовались более бюджетным вариантом. Они обматывали обод простой изолентой.

3. Катафоты

Катафоты были одним из основных видов украшений на советских велосипедах. Также их часто крепили и на обычные машины. Зачем? Красные, оранжевые, желтые и белые стекляшки очень красиво блестели на солнце.

4. Колеса и покрышки

Многие представительские автомобили, а также военная техника, выезжавшая на парады, часто украшалась белыми полосками на колесах (флипперами). Такой способ тюнинга водители применяли и на обычных машинах. Также довольно эффектно смотрелись хромированные колпаки на колесах автомобилей 1950-60-х годов.

5. Чехлы на сиденья и массажная накидка

Вплоть до 1980-х годов автомобильная промышленность СССР не выпускала чехлов для автомобильных сидений. Поэтому многие водители делали их своими руками. Самые популярные варианты были из плотной ткани, задний диван делали из цельного ковра.

Сиденье водителя нередко оснащалось массажной накидкой. Сделанная из деревянных роликов, она должна была сделать долгое нахождение за рулем более комфортным.

6. Монетки под стеклом

Копейки под лобовое стекло втыкали многие автолюбители, но больше всего этим «грешили» водители автобусов.

7. Шторки

В годы СССР тонирование стекол не было распространено по причине отсутствия пленки. Лишь на самых престижных машинах, таких как «Чайка» и ЗиЛ, пассажиры скрывались от внешнего мира за шторками. В попытках их скопировать, самодельные шторки появлялись на «Жигулях», «Волгах» и «Москвичах».

8. Вентилятор

Советские автомобили были лишены климат-контроля и кондиционера, но проблема летней жары была весьма актуальной. Поэтому небольшой вентилятор считался очень полезным устройством в салоне.

9. Наклейки

Как и сейчас, во времена СССР машины, выезжающие за границу, маркировались специальными наклейками на заднем стекле. Это были черные буквы SU в белом овале. Очевидно, что автолюбитель, который побывал «за бугром», имел особый повод для гордости.

Почетные места на торпедах «Жигулей» и «Москвичей» нередко занимали переводные картинки с заморскими и отечественными красавицами.

10. Игрушки на фаркопе

Фаркоп, специальный крюк для крепления прицепа, сейчас встречается не так часто, как несколько десятилетий назад. Но водительская привычка украшать его детскими игрушками осталась. Особенно жутко смотрится голова пупса с закатившимися глазами и спутанными грязными волосами.

11. Брызговики

Сложно объяснить причину популярности брызговиков как элемента автотюнинга. Тем не менее, именно эта часть автомобиля постоянно украшалась советскими водителями. Сюда цепляли значки и катафоты.

12. Вещи на задней полке

Пока автомузыка еще не появилась в каждом автомобиле, задняя полка действительно использовалась для хранения вещей. Подушка и футбольный мяч могли пригодится в дальней дороге, а красная фуражка сотрудника МВД якобы спасала от штрафов.

13. Жидкость в фарах

Фары на советских машинах не были герметичными, поэтому запотевали и ржавели. Чтобы убрать водяной пар, в фару заливали тормозную жидкость. Она впитывала воду, и фара оставалась чистой и сухой.

14. Эмблемы автомобилей

Эмблемы советских автомобилей также стали элементом внешнего тюнинга. Хромированный элемент с передка «ушастого» «Запорожца» стал универсальным украшением как для легковушек, так и грузовиков и автобусов. А «чайка» с капота багажника ГАЗ-21 или эмблема УАЗ – идеальный вариант для любой легковушки.

В годы СССР у водителей часто не было возможности тюнинговать машину «по полной». Современным водтелям нужно знать о 7 улучшениях в автомобиле, за которые можно получить билет на штрафстоянку.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Долго, дорого… Все, что вы не знали о детейлинге и боялись спросить

Детейлинг – понятие раскрученное, но многие не понимают, с чем имеют дело. Поэтому мойки называют себя детейлинг-студиями. Таких автомоек, которые якобы занимаются детейлингом, – масса, люди едут, наносят какие-то покрытия, делают некачественную чистку – отсюда и формируется скептическое отношение. Но это в корне неверно.

Сам термин возник в США – стране, которая смело может назвать себя автомобильной меккой. Там машина давно считается не только средством передвижения, а практически членом семьи. Естественно, требует внимания и ухода. Детейлинг – это комплекс высокотехнологичных процедур, благодаря которым ваш любимый автомобиль будет выглядеть так, будто только с конвейера. И вы сможете закрепить полученный результат на долгое время.

Скажем честно, не все из нас привыкли ухаживать за автомобилем. Детейлинг = качественный уход за машиной снаружи и внутри. Это услуга, которая реально работает. Как все устроено?

Предварительный осмотр

Все автомобили разные и требуют индивидуального похода. Поэтому перед началом комплексных работ проводят тщательный осмотр лакокрасочного покрытия (проверка состояния, наличие царапин и сколов, присутствие голограмм на лаке, толщина покрытия, которая измеряется специальным прибором – толщиномером, и т. д.), определение поврежденных деталей, которые потребуют замены, а также осмотр салона – с целью подобрать оптимальное химсредство для очистки деталей интерьера.

Детейлинг экстерьера

После осмотра – мойка кузова. В случае с детейлингом советуют мойку премиум-класса. Это четырехфазная бесконтактная мойка машины качественными, подобранными специально для нее средствами. После этого – глубокая очистка абразивной глиной или автоскрабом, чтобы удалить мельчайшие вкрапления. Процедура повышает эффективность следующего этапа – полировки кузова. В зависимости от состояния автомобиля подбирают не только определенную пасту, но и полировальный круг. Затем убирают микроскопический поврежденный слой лака: небольшие царапины и потертости, которые образовались в ходе эксплуатации автомобиля.

Далее – защитные покрытия. Они закрепят результат и обезопасят автомобиль от внешних воздействий. Покрытия делятся на три типа. Разница в стоимости и длительности действия покрытия (важно использовать продукцию проверенных производителей):

  • простые защищают, восстанавливают ЛКП и отталкивают воду, их действие длится 2-4 месяца;
  • средние произведены на основе нанокерамики, применяются только после полировки и обработки и запекаются в УФ-лампах;
  • самые сложные – полностью керамические: наносятся в 5-6 этапов (что занимает 3-7 дней), а служат от года до шести.
Читайте также  Как выглядят квартира знаменитого актера, ведущего и блогера Станислава Садальского

На то он и детейлинг, чтобы уделить внимание деталям. В ходе работ с экстерьером чистят все хромированные элементы автомобиля и выхлопную трубу. Производят безопасную мойку двигателя специальным оборудованием и средствами. Выполняют очистку колесных дисков путем их полного демонтажа. Удаляют нагар от тормозных дисков, битум, дорожную пыль и следы агрессивной химии.

Детейлинг интерьера

В салоне машины мы проводим большую часть жизни: едем, едим, стоим в пробках и даже спим иногда. В ходе детейлинга салона производится его полный разбор: снимают передние сиденья, задний диван, при необходимости – даже потолок и декоративные элементы.

Специальным оборудованием и химическими средствами проводят глубокую очистку сидений и ковров. Кисточками, щеточками и сжатым воздухом удаляют пыль и грязь в самых труднодоступных местах.

Бывало у вас такое – свозили авто в химчистку, там его залили водой, протерли какой-то тряпочкой и отдали. А потом после чистейшей минералки на сиденье остались разводы. Все потому, что осевшую в глубине сидений грязь и остатки используемой химии никто не убирал. В случае с детейлингом глубокая внутренняя чистка происходит в несколько этапов специальным оборудованием. После грамотной детейлинг-чистки можно досматривать авто как в программе «Ревизорро»: грязи не найдете!

Если в машине присутствует затхлый запах, возможно, завелась плесень. Избавиться от нее помогает озонирование салона — процедура, во время которой специальным прибором генерируется озон. Он убивает плесень и грибок, разрушает источник неприятного запаха, оставляя после себя ощущение свежести только что купленного автомобиля.

Финальный этап – нанесение защитных покрытий на внутренние элементы салона. Там тоже несколько категорий, все подберут индивидуально.

Детейлинг – это и эстетика, и забота о здоровье. Многие не верят в его возможности. Что важно? Найти качественный сервис, откуда машину вы заберете, как из автосалона. Провести детейлинг без соответствующей подготовки, оборудования и опыта самостоятельно невозможно в принципе!

В Петрозаводске есть команда детейлеров, которая позаботится о вашей машине с соблюдением всех вышеупомянутых технологий. Это детейлеры салона «Авто-декор» на ул. Новосулажгорской, 23. Ловите ссылки на сайт и группу, где можно познакомиться со спектром услуг:

Мог ли купить машину советский гражданин?

В СССР существовало множество автозаводов, но чтобы иметь личный транспорт, одних только денег было недостаточно. Говорят даже, что выпуск автомобилей ограничивали намеренно, потому что он давал советскому человеку слишком большую свободу.

XVI съезд ВКП. Иосиф Сталин выходит из Большого театра. 1930г. Ав­то­мо­били на фото — бри­тан­ский Rolls-Royce из Га­ра­жа осо­бо­го на­зна­че­ния. Сле­ва на зад­нем плане — аме­ри­кан­ский Buick.

Автомобили в надежных женских руках

В первые годы Советской власти собственное производство автомобилей было мизерным, и большая часть автопарка состояла из «национализированных» иномарок (в том числе, из императорского гаража), которые использовались для служебных целей. Хотя получить права было не сложнее, чем сегодня (по всей стране открывались шоферские курсы в ДОСААФ), покупка личного транспорта была чем-то сенсационным.

Лиля Брик в салоне автомобиля. 1929г.

Одним из первых советских людей, которые владели личным автомобилем, стал писатель Владимир Маяковский. В 1928 году он, с разрешения Комиссариата внешней и внутренней Торговли СССР, привез из Франции Renault NN для возлюбленной Лилии Брик – сам он не водил, а вот она очень хотела. Кстати, Брик стала первой советской женщиной, получившей права. Через пару лет к ней присоединилась оперная певица Антонина Нежданова (в 1931 году у нее появился Ford-A) и Любовь Орлова (Packard-120). Конечно, чтобы купить иномарку, нужно было ехать за границу – ведь в СССР не было дилеров.

В 30-е годы начинает развиваться автомобильная промышленность в СССР. Но, в первую очередь, стране нужны грузовики, тракторы и автобусы, а также легковые автомобили для различных служб и учреждений (милиции, такси). Постепенно советское руководство задумывается о городском автомобиле, который можно было бы купить и для личных целей, и даже выпускает несколько опытных партий первых ГАЗ-А и КИМ 10-50, но Великая Отечественная война затормозила все эти проекты.

Легковой КИМ-10, грузовой ГАЗ-АА, пожарный ЗИС-5 (слева направо), 1940 год.

Очередь длиною в жизнь

А вот после войны в стране появилось большое количество «трофейных» «Опелей» и «Мерседесов», с которых советские автомобильные заводы стали копировать свои модели. В итоге к середине 1950-х годов советский человек получил возможность купить себе новый автомобиль. Спрос на чудо техники оказался выше, чем ожидания Госплана, поэтому за машинами выстраивались очереди на годы. Покупали непосредственно через завод. Тогда были популярными плакаты «Накопил – и машину купил!».

Сложностей при покупке машины было две: накопить необходимую сумму и встать в очередь (на это далеко не все имели право). При средней зарплате рабочего в 800 рублей, «Москвич 401» стоил 8 000 рублей, а «Победа» – 16 000 рублей. Очередь на эти автомобили была в районе 4 лет – и действительно, накопить было более чем реально.

В 1960-х после денежной реформы цены меняются: теперь при зарплате в 170 рублей «Москвич» стоит 5000 рублей, «Волга» – в два раза дороже. Но как это ни странно, все больше людей хотели купить себе машину. Если в 1960-х годах в Москве было зарегистрировано 150 тысяч автомобилей, то уже в 1970-х – полмиллиона! Речь идет как о служебных, так и личных.

Цех отделки. Автомобильный завод имени Ленинского комсомола (АЗЛК).

Меняется и система записи в очередь, в начале 1960-х это можно было сделать только по месту работы, а машины распределяли неравномерно. То есть одно предприятие получало 2 машины в год, а другое – десятки. Достойных встать в очереди выбирали в профсоюзе, и это было чем-то вроде поощрения. Очереди растянулись на 6-7 лет. Кстати, хотя в СССР и были кредиты на некоторые товары, авто можно было взять только за наличные.

Строительство новых районов Москвы. Трафик на дорогах, 1960 год.

Долгожданное разрешение на покупку автомобиля выглядело так: на карточке ставилась дата и время, когда можно было забрать машину и ее цена. В данном случае, это 22 сентября 1977 года, с 8 утра до 2 дня. ВАЗ 2106 обошелся в 7930 рублей. Цвет был сюрпризом – какую партию сделают на заводе, такая и достанется.

Были и внеочередники. «У меня дед от Горно обогатительного комбината Норильска получил через 5 лет 21013. Соседи предлагали обмен на квартиру в краевом центре; бабка уперлась: это подарок внуку. Лет 15 на ней ездил а теперь ржавеет в старом гараже», – вспоминает российский интернет-пользователь на автофоруме.

«Госплан не учитывал растущие доходы граждан, клепали машин ровно столько – сколько говорили сверху, хотя могли делать гораздо больше, – говорит другой пользователь. – Мой дед купил Волгу в 1975 году за 9 500 рублей, он был полковник со связями, за машиной ездил на ГАЗ по звонку. А продал ее в 1985 году за 18 000 рублей. То есть машина отъездила 10 лет, а цена ее из-за дефицита только выросла. А он за 11 000 купил новую Волгу».

Тогда же стали популярными лотереи « Спортлото » , где можно было выиграть автомобиль. В 1972 году, например, повезло маме Владимира Путина, которая выиграла белый «Запорожец».

Запорожец Владимир Путина.

Кстати, купив авто, проблемы только начинались: ведь нужно было и бензин достать (колонок было очень мало), и запчасти, и позаботиться о гараже – вдруг поцарапают у дома.

О сложностях покупки авто (и не только) в СССР ходили анекдоты даже за границей. Американский президент Рональд Рейган в 1988 году позволил себе рассказать такой на публике:

«В СССР, чтобы купить автомобиль, надо десять лет про­стоять в очереди. И вот приходит покупатель, вносит аванс, и служащий ему говорит:

— Всё, приходите за вашей машиной через десять лет.

— Это же через десять лет, какая разница?

— Да просто утром ко мне сантехник придет».

А откуда в СССР были иномарки?

Известно, что первый космонавт Юрий Гагарин владел двумя «Волгами» (одну купил, другую подарило советское руководство), а также футуристическим спорткаром Matra-Bonnet Jet VS, который ему подарили во Франции. А артист Владимир Высоцкий в разное время владел голубым седаном Mercedes-Benz S-class W116 и коричневым купе Mercedes-Benz SLC. Артисты нередко покупали иномарки во время зарубежных гастролей, получая разрешение от руководства страны.

Летчик-космонавт СССР Юрий Гагарин с автомашиной «Матра» у монумента «Покорителям космоса».

Но это был не единственный способ достать себе редкую машину. Все дело в том, что часто иностранные политики дарили руководству страны машины западного производства, а также их ввозили для иностранных посольств. Уже в 1960-70-х годах в Москве (а затем и в других крупных городах) открываются комиссионные магазины и рынки, где продавались «списанные» автомобили после ДТП по цене советских. Покупали такой автохлам не только те, кто хотел непременно иномарку, но и граждане, которые не имели права встать на очередь за советским авто. Восстанавливали автомобили самостоятельно, иногда годами. Некоторым везло – и им попадались почти не требующие ремонта экземпляры. Нередко в этом помогали связи.

Читайте также  Старый кошелек в новом облике – обновляем любимый аксессуар

Советский актер Иван Дыховичный рассказывал, как приобрел списанную «дипломатическую» Alfa Romeo в Москве, которая принадлежала жене посла Аргентины. «“Альфу” для меня первоначально оценили в магазине по старому “Запорожцу”, но трюк не удался, потому что кто-то еще хотел взять ее себе. Пришлось брать ее по цене “Жигулей”». Затем он подружился с механиком итальянского посольства. «Он помогал мне обслуживать “Альфу” и как-то раз говорит: “Хочешь, я привезу тебе Ferrari Dino?”. Естественно, я согласился. Он привез. Но для того чтобы сдать ее в комиссионный магазин, нужно было попасть на Ferrari в ДТП. Теперь представьте себе такую картину. Семидесятые. Садовое кольцо. Машин мало. И тут выезжает Ferrari и бьется в неповинный грузовик! Его водитель чуть не поседел от неожиданности».

ВДНХ. Автомобиль «Застава-1300».

В 1985 Советский Союз открыли для массового ввоза подержанных иномарок – это была чешская Skoda, югославская Zastava, Trabant из ГДР. Настоящий автомобильный бум. К концу Советского Союза только в Москве насчитывается около миллиона машин.

Советский автодефицит: как это было

Дилерские шоу-румы ломятся от автомобилей, скидки достигают чуть ли не 80%, но мы все равно едва ли можем позволить себе новую машину. Нет денег, достаточных для покупки в новых условиях с дорогой валютой. В СССР все было иначе. Деньги были, но не было машин.

Несмотря на то, что заводы и фабрики «одной шестой суши» работали практически в три смены, настоящим бичом советской экономики стало такое печальное явление, как дефицит. Нет, планово-административная экономика все рассчитывала правильно. Но товары народного потребления, к числу которых относились и автомобили с аксессуарами, распределялись через базы и фонды, которые решали, кто именно из тружеников может приобрести товар.

Денег в стабильно работающем государстве было много, желающих их потратить – тоже. И даже такой новый феномен, как массовый и относительно доступный автомобиль, в середине семидесятых годов довольно быстро исчез из свободной продажи именно по той причине, что платежеспособный спрос в СССР был большим.

Ситуация усугублялась тем, что та социальная прослойка, которая имела доступ к приобретению «благ», была не прочь на этом хорошо подзаработать. Именно поэтому во многих сферах дефицит искусственно раздували до таких масштабов, что про него потом слагали настоящие легенды и фельетоны. Чего стоит хотя бы одна реприза Аркадия Райкина про тот самый «дифсит».

Купить нельзя ждать

Для того, чтобы приобрести вожделенные Жигули, например, недостаточно было просто накопить 6 000–7 000 рублей (до знаменитого подорожания 1979 года «копейка» стоила 5 500 рублей). Поскольку всегда находились те, кому эти автомобили были более «положены» по статусу – например, передовики производства, ударники коммунистического труда и ветераны войны.

Впрочем, отстояв в «заводской» (то есть при фабрике или заводе был свой фонд, которому эти авто выделялись) очереди 5–6 лет, можно было стать владельцем искомой «классики». Правда, машина могла оказаться такого цвета, над которым даже дети смеялись, но что делать! Москвичи, Запорожцы и Нивы периодически даже можно было приобрести свободно – конечно, если речь идёт про относительно благополучные застойные семидесятые.

Если же было желание стать владельцем машины «немедленно», то приходилось рассматривать подержанный автомобиль, который нередко стоил дороже нового (!) в магазине. А что вы хотели? Зато быстро.

В отдельных случаях новую машину можно было приобрести без всех этих проблем – например, после длительной загранкомандировки, за время которой можно было заработать и скопить необходимую сумму, причем не в «деревянных», а в так называемых «чеках» – инвалютных рублях.

Трудности эксплуатации

Купить машину – это полдела. Ведь дальше на ней нужно было ездить! А для этого был необходим бензин, остальные смазочные материалы, расходники.

Проще всего было с бензином. Отстояв в очереди на АЗС, можно было заправить хотя бы литров 10-20, чего советским гражданам хватало на больший период, чем сейчас. Ведь многие ездили далеко не каждый день.

А вот с расходными материалами дела обстояли намного хуже. В магазине на того, кто задал невинный сейчас вопрос «свечи зажигания есть?», смотрели как на марсианина. Просто «прийти и купить» нельзя было почти ничего. Иногда выручали друзья-знакомые, которые за небольшую мзду позволяли «достать» искомые запчасти у «правильных» людей.

Справедливости ради стоит отметить, что иногда детали «всплывали» в свободной продаже – пусть и на очень короткое время. Это называлось забавным словом «выбросили». Тот, кто «успел подобрать», мог стать счастливым владельцем пары-тройки шин. Потом, правда, оказывалось, что шины производства какой-нибудь «золотозубой» республики были сделаны из «пластилина» и буквально разваливались на ходу.

В семидесятых годах владельцы Жигулей испытывали большие проблемы с распределительным валом – деталь считалась остродефицитной, и немало советских инженеров искали свои способы реставрации распредвала, я уже писал об этом подробно в статье про превращение Fiat-124 в ВАЗ-2101. Хуже было другое – из-за отсутствия в свободной продаже нужного антифриза или тормозной жидкости многие даже технически грамотные автомобилисты были вынуждены пропускать регламент по замене. Это приводило к преждевременному выходу из строя тормозных цилиндров, водяных насосов и многих других узлов и агрегатов.

Именно поэтому, «достав» резину, аккумулятор или даже обычное моторное масло, советский автовладелец становился по-настоящему счастлив. Конечно, это не касалось тех, кто имел прямой доступ к тем самым «базам и фондам», на которых это все делилось и затем перепродавалось втридорога.

Настоящей же катастрофой было ДТП. Приобрести кузовщину, оптику и стёкла на СТО было практически невозможно, а без них нельзя было ни отремонтировать машину, ни ездить на ней. Бывало, что некоторые машины из-за отсутствия «лобовухи» или капота стояли по несколько месяцев.

Воровство поневоле

Понятно, что такая ситуация породила воровство автомобильных деталей. Снимали все! Зеркала, «дворники», фары, стёкла, колеса, а еще – сливали бензин. Именно поэтому почти у любого владельца был «джентльменский набор» против злоумышленников – быстросъемные крепления зеркал, «секретки» на колесах, замки на бензобаке и специальные стопоры на фарах и лобовом стекле. К слову, сегодня история с воровством оптики повторяется – причем не как фарс, а как вполне себе трагедия даже для состоятельных россиян, у которых воруют фары с Туарегов и Кайенов.

Чтобы противостоять не только ворам, но и угонщикам, машины были оснащены различными механическими и электронными «противоугонками». Спросом пользовались не только банальные выключатели «массы», но и своеобразные «иммобилайзеры», прерывающие искру в случае неправильных действий водителя.

Советы бывалых

Советские автомобилисты проявляли смекалку и старались восстановить детали всеми возможными способами. К примеру, многие переделывали масляные фильтры в разборные, подбирая для замены фильтрующий элемент из подручных материалов. Для того, чтобы компенсировать выход из строя конкретной банки в аккумуляторе, его распиливали на отдельные части (!) и собирали из нескольких негодных аккумуляторов один более-менее приличный. Такими «советами бывалых» делились, их собирали в отдельные папки – словом, Страна Советов оправдывала своё название и в автомобильной сфере. Сейчас можно относиться к таким ухищрениям с определенной долей иронии, но автомобилистов той эпохи можно понять – если новую деталь негде было взять, приходилось выкручиваться по мере возможностей.

Несмотря на изложенные выше сложности, в СССР относились к автомобилю с большим уважением. Он был даже большей ценностью, чем недвижимость, поскольку квартиру можно было получить бесплатно, даже улучшая со временем жилищные условия. Характерная деталь: советские автовладельцы (пусть часто и невольно) были настоящими автомобильными энтузиастами – они относились к автомобилю не как к банальному средству передвижения, а как к семейному достоянию и социальному явлению, которое навсегда изменило их мир. Ведь современные панъевропейские путешественники из России являются прямыми наследниками тех, кто лет 30-40 назад покорял просторы СССР, становясь при этом опытным автолюбителем.

От первого лица

Борис Полажинец, инженер (с 1984 по 1990 год начальник КБ военного завода)

Я приобрел свой первый автомобиль в 1983 году. Это был ВАЗ-21013, который удалось купить «за чеки» после возвращения из длительной командировки на Кубу.

В первые годы старался ездить очень мало, поскольку запчастей и расходников в продаже практически не было, поэтому приходилось беречь ресурс автомобиля по максимуму. К чести Жигулей, они практически не ломались – правда, из-за «просроченного» антифриза как-то заклинил водяной насос. Еще много хлопот доставляли шины и аккумулятор, купить которые свободно я смог только в Венгрии в 1989 году, когда у нас немного «приоткрылся» железный занавес.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: