Вырастет ли спрос на прокат с покрытием в России? - ROSHAL-LKZ.RU

Вырастет ли спрос на прокат с покрытием в России?

Участники рынка озабочены ситуацией с ценами на металлопрокат, сообщили в ТПП РФ. Объединение промышленников уже обратилось, в связи с этим, к главе Минпромторга с просьбой вмешаться в ситуацию. В письме на имя Дениса Мантурова председатель Торгово-промышленной палаты (ТПП) Сергей Катырин отмечает, что предприниматели рассчитывают на меры по стабилизации цен на металлопрокат.

Вырастет ли спрос на прокат с покрытием в России?

Металлурги прокатили внутренний спрос

После взлета стоимости металлопроката на 50–80% участники рынка попросили правительство вмешаться в ситуацию. Минпромторг, однако, не ждет падения цен до осени.

Участники рынка озабочены ситуацией с ценами на металлопрокат, сообщили в ТПП РФ. Объединение промышленников уже обратилось, в связи с этим, к главе Минпромторга с просьбой вмешаться в ситуацию. В письме на имя Дениса Мантурова председатель Торгово-промышленной палаты (ТПП) Сергей Катырин отмечает, что предприниматели рассчитывают на меры по стабилизации цен на металлопрокат.

«В ТПП продолжают поступать многочисленные обращения предпринимателей из регионов России в связи с тяжелой ситуацией, обусловленной значительным повышением цен и дефицитом материалов на рынке металлопродукции. Согласно предоставляемым деловым сообществом данным, рост цен на металлопрокат на внутреннем рынке с ноября 2020 года по апрель 2021 года составил 50—80%. При этом в мае 2021 года ожидается дальнейший рост цен в пределах от 8,6% до 12%», — отмечается в письме, на которое ссылается ТАСС.

В Минпромторге проблемой роста цен на прокат уже озаботились, хотя и не ждут ее быстрого решения. Замминистра промышленности и торговли Виктор Евтухов в ходе круглого стола в Совете Федерации сообщил, что министерство не ожидает охлаждения мировых цен на сталь раньше конца осени. Минпромторг поэтому предлагает повысить пошлины на вывоз лома черных металлов до 90 евро за тонну. Введение же запретительной пошлины на вывоз металла из РФ надавит на его цену лишь в краткосрочной перспективе, считает Евтухов. При этом мера может привести к остановке металлургических предприятий.

Можно, конечно, менять наше законодательство и вводить прогрессивный налог на прибыль — для определенных отраслей на оговоренный короткий период в рамках сложившейся конъюнктуры, говорит Евтухов. Это будет не только металлургия, но и химия, и лесопромышленный комплекс. Но это не повлияет на цены, считает он, а только позволит забрать деньги одних отраслей и направить их на поддержку других.

Цены на прокат растут по объективным причинам

Взрывной рост цен на продукцию металлургического производства носит естественный рыночный характер, полагает преподаватель кафедры финансовых дисциплин Высшей школы управления финансами Анатолий Гожий. Восстановление мировой экономики после пандемического кризиса привело к расширению спроса на металлопрокат, что создало для отечественных производителей уникальную возможность высокоприбыльной реализации своей продукции. Этот процесс, естественно, сказался и на внутренних ценах — в полном соответствии с чисто рыночным механизмом ценообразования. В определенной мере этому способствует и ярко выраженный олигополистический характер отрасли, в которой сама специфика производства предполагает высокую концентрацию капитала.

Кроме чисто конъюнктурных моментов, значимую роль в росте цен на металлопрокат играет общий рост затрат на производство, продолжает Гожий. Инфляция издержек — каждодневная реальность российской экономики, оказывающая непосредственное влияние на рост себестоимости продукции любого производства. И металлургическая отрасль — не исключение.

К примеру, в рамках принятой в нашей стране практики перекрестного субсидирования именно бизнес несет основную нагрузку расчетов за электроэнергию. А металлургия — одно из самых энергозатратных производств, напоминает эксперт. 2020 год был отмечен рекордным за последние 5 лет (далеко выходящим за рамки общей инфляции) ростом оптовой стоимости электроэнергии. Ее цена для промышленных потребителей по итогам прошедшего года оказалась выше аналогичного показателя в США и ряде стран Европы.

Помимо чисто производственных издержек, следует учитывать и такую важную составляющую, как экология, продолжает Гожий. Отрасль относится к «грязным» производствам и требует постоянных и масштабных расходов на осуществление мероприятий по защите окружающей среды. Недавние события, связанные с аварией на производстве «Норильского Никеля» и значительные штрафы, наложенные на компанию, а также общие ориентиры развития страны, направленные на улучшение экологической обстановки в стране, увеличиваю экологическую составляющую издержек металлургов.

Таким образом, рост стоимости продукции металлургического производства определен не только крайне благоприятной внешней конъюнктурой, но и чисто внутренними составляющими формирования себестоимости продукции. Поэтому неосторожное административное регулирование цен на металлопрокат (без корректировок всей цепи издержек) неизбежно приведет значительным финансовым потерям отрасли и падению производства, уверен эксперт. А введение заградительных мер на вывоз продукции не даст отечественному производителю в полной мере воспользоваться возможностями восстановительного роста мировой экономики и сопряжено с рисками потери части рынков сбыта.

Проблема внутреннего потребления продукции металлургов — следствие общего состояния отечественной экономики, характеризующейся слабым развитием механизмов рыночного регулирования и дисбалансом внутрихозяйственных связей, считает Гожий. Но в то же время высокая концентрация капитала и минимальное участие малого и среднего бизнеса непосредственно в производстве открывают перед государством возможность эффективного использования механизма демпфера — с локальной ориентацией на поставки металлопроката предприятиям, задействованным в реализации национальных проектов инфраструктурного характера, а также связанных с системой госконтрактов.

Сработать может и непосредственное участие государства в централизованной закупке продукции металлургических предприятий на основании заранее определенных квот, полагает Гожий. Фиксация закупочных цен на уровне среднерыночных в сочетании с более гибким подходом к расчетам с предпринимателями по госзакупкам вполне может обеспечить внутреннего рынка в металлопрокате без использования административного ресурса.

Административными мерами действительность не побороть

Аналогов нынешнему взлету цен на мировом рынке стали и металлопроката в последние 20—30 лет нет, говорит эксперт информационно-аналитического центра компании Hamilton Антон Гринштейн. В последний раз нечто похожее наблюдалось на пике прошлого экономического цикла, в 2007—2008 годах. Однако тогда этот рост был меньше — всего 40—50% — и растянут во времени на полтора-два года.

Теперь же цены на рулонную сталь, скажем, в США, выросли с начала 2020 года втрое, констатирует эксперт. Причем, если в 2007—2008 годах цены на стальную продукцию на российском внутреннем рынке были выше мировых, что давало возможность с помощью административных мер снизить их или остановить рост, то теперь ситуация обратная.

Сегодня российские металлургические компании находятся в худших условиях, констатирует Гринштейн. Административные меры, направленные на снижение цен, не сработают, потому что их рост результат не столько превышения спроса над предложением из-за экономического роста, сколько увеличения издержек, вызванных пандемией и чрезмерными ответными действиями центральных банков и правительств, рекордно нарастивших объем денежной массы. Поэтому вряд ли справедливо говорить о сговоре российских металлургических компаний и металлотрейдеров, полагает эксперт.

Синхронный рост цен вызван не договоренностью, а объективными общими рыночными условиями.

Действительно, если посмотреть на динамику внутренних и внешних цен на отходы и лом черных металлов, по которым с 1 февраля были введены заградительные пошлины, то в России цены сейчас ниже, чем в мире. Однако, обращает внимание эксперт, снижение цен началось лишь в апреле, то есть через два месяца после введения соответствующих сдерживающих мер, и к текущему моменту оно уже приостановилось.

По мнении Гринштейна, это служит подтверждением тому, что рост цен на рынке черных металлов связан с объективными причинами, исключить которые административными мерами нет никакой возможности. Потенциал такого рода мер крайне низок и связан с дилеммой: поставить под угрозу финансовое положение металлургических компаний — или взвалить оплату роста цен на металлопродукцию на кого-то другого.

Государство, по понятным причинам, связанным с дефицитом федерального бюджета, субсидировать рост издержек не хочет. Для бизнеса, работающего в других отраслях и выступающего в роли потребителя продукции черной металлургии, такие цены в ситуации слабого спроса неподъемны — о чем, собственно, и предупреждает ТПП России. В результате получается тупик, выйти из которого пока пытаются, убрав трейдерское звено. Понятно однако, что сэкономленных на этом решении денег никак не хватит для решения проблемы роста цен.

Ждать ли понижения цен на строительные материалы в 2022 году?

В 2021 году многие застройщики и заказчики столкнулись с проблемой резкого роста цен на большинство строительных материалов. Сейчас все стараются выработать позитивную стратегию на оставшуюся часть этого года и на следующий строительный сезон. В этой статье мы разбирались в основных причинах кризиса и попытаемся порассуждать, чего ждать в 2022 году?

Читайте также  Почему ржавеет медь и как защитить ее от коррозии

С чего все началось?

В конце 2020 и начале 2021 года начали расти цены на пиломатериалы и сталь. Это было связано с ажиотажным спросом на эту группу товаров. Со временем образовался дефицит, в результате чего стали дорожать и другие изделия. В мае правительство обратило внимание на эту проблему и повысило вывозные пошлины.

В частном домостроении сталь применяется в виде арматуры в фундаментах, для армирования кладки, обвязочных поясов и т. д. Следом вверх поползли цены на кровельные материалы из листового металла, которые используются для заборов и крыш. Лист металлочерепицы в 2020 году стоил 400 – 500 рублей, на момент написания статьи цены уже превышали 2000 рублей.

В поисках альтернативного кровельного материала покупатели переключились на гибкую черепицу, но для нее требуется сплошной настил из фанеры или ОСБ, цена на которые тоже повысилась.

Рост цен на ОСБ и фанеру связан с дефицитом древесины. К июлю ОСБ стало дороже на 337%. В 2020 году розничная цена на плиту составляла около 500 рублей, к августу стоимость достигла 2600 – 3200 рублей.

В меньшей степени подорожали стеновые материалы, но косвенно ситуация на рынке влияет и на них. В большинстве случаев штучные материалы (кирпичи, газоблоки) продаются паллетами, которые делают тоже из дерева. Также дорожают пленки, которые при продаже выполняют роль упаковки.

Исключением является газобетон. Цены на него в меньшей степени привязаны к стали и дереву. К тому же газобетонная промышленность в России не сильно завязана на экспорт или на крупных городских застройщиков. Основной целевой аудиторией газосиликата являются частные застройщики. Правда дефицит очень скоро появится и в этой отрасли, что заставит производителей перейти на практику квотирования, сохраняя отгрузки только для «стратегических» партнеров.

Что с другими товарами?

Часто рост цен на строительном рынке объясняют исключительно его внутренними причинами, но такой подход является поверхностным. Так как цены растут не только на эту группу товаров. Например, одновременно со строительными материалами в 2021 году был зафиксирован рост цен на электронику, гаджеты, молоко, овощи, сахар, масло, бензин, недвижимость, яйца, упаковку и т.д.

Причины роста цен на строительные материалы

  • Пандемия и локдаун. В 2020 году производства и стройки по всему миру были остановлены из-за коронавируса, упал спрос на продукцию. Соответственно производство стали и заготовка древесины были остановлены. За период январь – июнь 2020 года выплавка стали была ниже на 14,4% по сравнению с тем же полугодием 2021 года.
  • Непредсказуемость ситуации. Возможность повторного локдауна заставляла производителей строительных материалов сокращать производство.
  • Дефицит на рынке. Ожидание повторных волн пандемии заставило многие страны, которые зависят от импорта сырья, формировать резервы. Эта проблема коснулась не только строительных материалов, но и продовольственных товаров: Китай в 2020 году купил 11 млн тонн кукурузы вместо обычных 3-5 млн.

Цены растут не только в России, но и во всем мире, в США стройматериалы подорожали в 5 – 6 раз.

  • Рост спроса на загородное жилье в мире. После карантинных ограничений многие задумались о приобретении частных домов. В европейских странах и США большая доля коттеджей строится по каркасной технологии, для которой основными материалами служит древесина, пленки и утепляющие материалы.

В России в 2021 году наблюдается рост цен на недвижимость. За месяц с апреля по май цена выросла на 5%, с начала года — на 12%, в некоторых регионах — на 30%.

  • Повышение цен на транспортировку. Увеличились общие издержки на доставку товара из-за подорожания бензина.

Факторы риска в 2022 году?

Из-за сложной ситуации на рынке многие перенесли строительные работы на будущий год. Рассмотрим факторы, которые могут повлиять на развитие событий в следующем сезоне.

  • Новые волны пандемии. Коронавирус все еще нельзя списывать со счетов, возможность появления новых штаммов и повторения сценария 2020 года сохраняется. Это наиболее непредсказуемый фактор, который сложно спрогнозировать. Ситуация усугубляется медленными темпами вакцинации в нашей стране. На момент написания этого материала полную вакцину получили всего 22% человек. При этом срок действия препарата рассчитан всего на 6 месяцев, это означает, что через полгода эта доля может стать еще меньше, если люди не посчитают нужным сделать ревакцинацию. Ситуация в других странах лучше: в США – 50%, в Германии – 56,3%.
  • Рост инфляции. В марте годовая инфляция в России составила 5,8 %, Центральный банк рассчитывал на 4%. Инфляция растет не только в России, но и во всем мире. ЦБ повысил ключевую ставку, это означает, что кредиты станут дороже.

В западных странах инфляция стимулируется активной политикой по поддержке населения после пандемии.

  • Введение пошлин на импорт сырья. Правительство в мае установило новые вывозные пошлины на пиломатериалы. На коротком временном отрезке эта мера способна замедлить рост цен, но в долгосрочной перспективе она повысит нагрузку на производителей, что в конечном итоге еще больше привяжет российские цены к мировым.
  • Курс национальной валюты. Ослабленный рубль выгоден государству, так как он позволяет пополнять бюджет и выплачивать зарплаты за продажу природных ресурсов на мировом рынке за доллары или евро. Для внутренних производителей стали, леса и других строительных материалов курс валют работает также. При высоких мировых ценах производителям выгоднее продавать продукцию на внешнем рынке.

Чтобы цены сбалансировались, продажа на внутреннем рынке должна стать такой же выгодной, как и на внешнем. При этом ослабление рубля, рост налоговой нагрузки на производителей делают экспорт более привлекательным.

  • Возможное ограничение цен. Эту меру правительство еще не использовало в отрасли строительных материалов, но она была введена в области продовольствия. Например, соглашение о фиксации цен на сахар и масло было продлено до 1 октября 2021 года. Это означает, что производитель не может поднять стоимость товара в рознице выше определенного значения. Издержки при этом перекладываются на средние и мелкие компании, которые производят другие товары из этого сырья. Так фиксация цен на сахар привела к росту цен на конфеты и кондитерские изделия.

Что будет с рынком строительных материалов в 2022 году?

  • Рынок стабилизируется, но возвращения цен на уровень 2020 года ждать не стоит. Со временем ажиотажный спрос спадет, это приведет к небольшому «отскоку», но в России стоимость строительных материалов не вернется к показателям 2020 года. Связано это в первую очередь с повышением финансовой нагрузки и ростом рисков для внутреннего производителя. Крупные стратегические предприятия могут получить государственную поддержку и льготы, они частично компенсируют издержки, но для средних и мелких производителей ничего не изменится.
  • Дефицит сохранится. Повышение вывозных пошлин приведет к снижению производства, так как мелкие производители не захотят брать на себя риски. Нет смысла открывать новые предприятия, так как налоговая нагрузка и пошлины «съедят» весь доход. Уже сейчас отдельные производители вводят практику квотирования.
  • При сохранении повышенного спроса, крупные производители будут продолжать практику введения квот на различные группы строительных товаров. В первую очередь будут удовлетворять потребности крупных застройщиков, частникам и самостройщикам станет сложнее купить строительные материалы. Некоторые производители будут уходить с рынка малоэтажного строительства, ориентируясь на более крупных застройщиков, так как последние с большей вероятностью будут получать поддержку от государства.

Вывод

Теперь остановимся на рекомендациях для тех, кто планирует строить дом в 2022 году.

  • Стоит рассчитывать на больший бюджет. Возможно следует отдать предпочтение технологическим решениям, которые раньше были более дорогими. В современных условиях «недорогие» и «дорогие» технологии практически сравнялись.
  • Выбирать из материалов, на которые меньше повлиял рост цен. К таким категориям относится газобетон и керамзитобетон. В скатных кровлях не обойтись без дерева, а вот плоскую можно выполнить с помощью бетонного перекрытия.
  • Оптимизация проекта. Раньше для отечественного рынка было характерно строительство с большим количеством избыточных по прочности решений. К 2022 году имеет смысл посоветоваться с проектировщиком, чтобы оптимизировать проект и убрать из него избыточные конструкционные решения.
Читайте также  Как выбрать антикоррозионную эмаль?

Спрос на автодома в России вырос на 40%

Интерес россиян к автодомам на колесах в период карантина — в апреле и мае (по ситуации на 27 число) 2020 года — вырос на 40% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Об этом говорится в аналитическом отчете сайта частных объявлений «Авито».

«Столь резкий рост может объясняться стремлением россиян посвятить летний отпуск внутреннему туризму — организовать доступную поездку и при этом не зависеть от транспортных ограничений, введенных из-за пандемии. Динамика предложения автодомов пока отстает от темпов повышения спроса, увеличившись по сравнению с 2019 годом только на 6%», — говорится в сообщении компании.

По данным ВЦИОМ, 95% граждан страны в этом году не связывают свой отпуск с выездом за границу России даже, если ограничения на перелеты будут отменены.
В свою очередь аналитический центр НАФИ отмечает, что 23% граждан России, ранее выезжавших исключительно за рубеж на отдых, в связи с эпидемиологической ситуацией в 2020 году будут путешествовать только по родной стране.

В этой связи личный автомобиль выглядит безопасным средством передвижения в путешествии. А автодом помимо прочего еще и позволяет избежать необходимости использования гостиниц и съемного жилья.

Чаще всего автодома на карантине искали москвичи и жители Санкт-Петербурга: в сумме на обе столицы приходится более 20% трафика по объявлениям о продаже автодомов. Наиболее высокие темпы роста показывает Иркутск, Красноярск, Саратов и Тольятти.

«В каждом из перечисленных городов спрос увеличился год к году более чем на 100%. Менее всего автодомами интересуются жители Тюмени — спрос в этом городе упал на 17% по сравнению с прошлым годом»,

— сообщают аналитики «Авито».

В среднем количество объявлений о продаже подержанных домов на колесах с каждым годом прирастает на 6%, говорится в исследовании. Впрочем, такой тренд отмечается не во всех регионах, к примеру, в Иркутске предложение увеличилось на 116%, а спрос — на 156%. А в Челябинске рост числа объявлений опередил спрос: 69% и 59% соответственно.

В среднем по России подержанный автодом стоит около 700 тыс. рублей. Самые дорогие машины продаются в Москве (1,9 млн руб.) и Нижнем Новгороде (1,06 млн руб.). Самые дешевые машины предлагаются в Ульяновске (239 тыс. руб.) и Омске (338 тыс. руб.).

Наиболее ощутимо растет цена кемперов в сравнении с 2019 годом в Барнауле (+260%) и Тольятти (+154%), а самые стабильные цены — в Самаре (+3%) и Москве (+6%)

Мода на путешествия в автодомах пришла из США в Европу и сейчас распространяется в России. Чаще всего путешествующие берут такие машины в аренду. Однако в России отдых в прокатном автодоме пока что нельзя назвать доступным удовольствием, и не каждый россиянин сможет его себе позволить.

В среднем в летний сезон аренда автодома составляет 12-15 тыс. рублей в сутки.

Таким образом, типичный отпуск на колесах только в части аренды обойдется в 150-200 тыс. руб., отмечает в разговоре с «Газетой.Ru» генеральный директор арендной компании Touring Cars Максим Мигунов.

«Если брать семью из четырех человек, то затраты на аренду примерно сопоставимы с тем, что в прошлом году россияне в среднем тратили на поездку в Турцию с учетом отелей и перелетов. Но так в лоб с отдыхом в стиле all inclusive это нельзя сравнивать, поскольку это принципиально другой вид отдыха — ты, где захотел, там и встал. Хочешь в горах, хочешь у моря — каждый день за окном новый вид», — объяснил Мигунов.

По словам собеседника, в России постепенно увеличивается количество кемпингов (оборудованных стоянок для размещения автодомов) и трафик кемперов. По подсчетам Ростуризма, в России всего порядка 30 точек, по оценке Мигунова, автотуристических баз отдыха уже на 70 больше. Преимущественно они сконцентрированы в центральной части страны на наиболее популярных туристических направлениях.

Автотуризму не хватает государственной поддержки, считает глава Общенациональной ассоциации автомототуризма Сергей Лобарев. По его словам, сегмент автомобильного туризма самый массовый в России и ему срочно нужно признание и правовая основа, которая бы позволила регионам выделять средства на развитие инфраструктуры.

«Ни в одном нормативно-правовом документе, в том числе законе о туризме, нету даже такого направления — автотуризм. В Ярославле, Ростове, на Алтае, в Воронежской Архангельской и Омской областях власти хотят развивать туризм и придорожную инфраструктуру. Они говорят мы рады были бы субсидировать, но это нигде не прописано», — пояснил «Газете.Ru» Лобарев.

Дорожали, несмотря на кризис: как изменились цены на аренду и покупку коммерческих помещений в 2020 году

Поделиться:

  • Вячеслав Дворников

Спрос на аренду в целом снизился, однако популярность помещений свободного назначения в пандемию наоборот росла, следует из исследования «Авито Недвижимости». При этом стоимость аренды и покупки всех видов коммерческой недвижимости увеличилась, несмотря на кризис. Рассказываем, как изменился рынок за год — и почему.

В сегменте купли-продажи сильнее всего подорожали торговые площади — на 10%. В сегменте аренды максимально выросли ставки на офисы и помещения свободного назначения (ПСН) — на 12%.

Рынок купли-продажи коммерческой недвижимости в 2020 году по сравнению с 2019 годом

Рынок аренды коммерческой недвижимости в 2020 году по сравнению с 2019 годом

Доля купли-продажи коммерческой недвижимости в общем спросе и предложении в 2020 году

Доля аренды коммерческой недвижимости в общем спросе и предложении в 2020 году

Средняя цена разных типов коммерческой недвижимости в 2020 году

Купля-продажа

Тип помещения Средняя цена, кв.м
Офис 53 443
ПСН 53 443
Склад 39 764
Торговая площадь 52 555

Аренда

Тип помещения Средняя цена, кв.м
Офис 786
ПСН 569
Склад 250
Торговая площадь 819

Рост стоимости коммерческих помещений может быть связан с тем, что из-за снижения ставок по депозитам и колебания курсов валюты инвесторы приобретали площади в выгодных локациях, отмечают аналитики «Авито Недвижимости». Кроме того, рост средних цен может быть связан с появлением новых офисных зданий и других объектов высокого класса со ставками выше среднего, объясняют аналитики Knight Frank.

Особой популярностью пользовались помещения свободного назначения (ПСН): их доля в структуре спроса коммерческой недвижимости в категории купли-продажи составила 46%, на рынке аренды — 36%. В ПСН располагаются востребованные в условиях пандемии сервисы доставки еды и продуктов, пункты выдачи заказов онлайн-магазинов. Кроме того, ПСН часто находятся в спальных районах, а люди как раз стали чаще покупать товары и услуги в точках у дома, отмечает Тимур Зайцев, руководитель направления коммерческой недвижимости «Авито Недвижимости».

Как считали спрос на помещения

По методике «Авито», спрос на коммерческую недвижимость — это число запрошенных контактов продавца от потенциальных покупателей. Учитывали объявления, размещённые на «Авито».

Что в регионах?

Спрос на покупку коммерческих объектов особенно вырос в Сибири и на Урале, отмечают аналитики «Авито Недвижимости». Например, в Новосибирске он подскочил на 28%, в Омске — на 26%, в Челябинске — на 18%. На рынке аренды в лидерах роста — Екатеринбург (+13% за год), Новосибирск (+8%) и Омск (+5%).

В большинстве регионов спрос на аренду коммерческой недвижимости снизился. В Москве — сразу на 7%.

Динамика спроса и предложения на рынке купли-продажи коммерческой недвижимости в крупнейших городах России в 2020 году

Как изменился рынок аренды товаров за время карантина

Рынок аренды растет во всем мире. По оценке Allied market research, только в сегменте проката одежды онлайн он увеличится на 10% и достигнет $1,856 млн к 2023 году. При этом отмечается рост вложений в отрасль. В США еще в декабре 2016 сервис по аренде женских вещей Rent the Runway объявил о привлечении $60 млн, затем сумма достигла $500 млн, а оценка компании в 2019 году составила $1 млрд. В России рынок аренды вещей также растет и захватывает все новые направления. По данным РАЭК и PBN Hill+Knowlton Strategies, с 2017 года прирост составляет от 20% до 30% ежегодно, и в этом году ожидался очередной скачок вверх. Однако пандемия коронавируса внесла свои коррективы. Какие именно – рассказывает сооснователь сервиса аренды вещей Next2U Екатерина Крайванова.

Самые популярные направления аренды после автомобилей:

Товары для детей

Туризм и активный отдых

Декор, мебель и оборудование для мероприятий

Прибыль под угрозой

Рынок аренды непродовольственных товаров в РФ на 2019 год оценивается в 12 млрд рублей, 10 млрд из них – автомобили, по данным сервиса аренды вещей Next2U на основе запросов в поисковых системах Яндекс и Google в 2019 году в Москве. В этом году ожидался рост на 20–25% и открытие десятков новых прокатных компаний. Уже сейчас можно с уверенностью сказать, что этого не произойдет.

Все дело в том, что пик спроса на наиболее популярные категории аренды – одежду, товары для детей, туристическое снаряжение и оборудование для мероприятий – приходится на весну и лето. Это закономерно: в теплое время года люди уезжают в путешествия, для которых арендуют детские кресла и палатки и охотнее организовывают свадьбы, что рождает интерес к прокату платьев и техники для торжеств. Если в более теплых странах сезонность менее заметна из-за особенностей климата, то в России начала весны ждут большинство арендодателей. Часть из них распределяют полученный в эти месяцы доход на весь год. Но прибыль этой весны попала под удар.

Фото: pixabay.com

Резкое снижение спроса

Отмена мероприятий, закрытие ресторанов и самоизоляция моментально отразились на количестве запросов, на сайте Next2U падение запросов на аренду составило порядка 80%. Большая часть оставшихся – это отложенный спрос. Число фактических аренд по направлениям одежда, товары для детей, туризм, декор и оборудование для мероприятий упало на 95%.

Такая ситуация привела к закрытию ряда прокатов (многие из них перестали вести соцсети и отвечать на запросы) или отказу от шоу-румов и переходу на формат доставки (например, odevaev.com). Они столкнулись с полным отсутствием выручки, необходимостью платить зарплату и арендную плату за помещения. К слову, оплата труда оказалась сложностью не только для российских компаний. Американский прокат одежды премиум-сегмента Rent the Runway хоть и объявил о поддержке своих работников, компенсациях и оплачиваемых отпусках, столкнулся с недовольством и критикой бывших сотрудников компании, которые говорят об увольнениях и сокращениях зарплат.

Стабильность показали компании, которым удалось договориться со своими сотрудниками и владельцами помещений о новых условиях. Те, кто закрылся, надеются вернуться к работе, но пока не уверены в этом. Есть и те, кто нашел выход из сложной ситуации с арендодателем в переезде шоу-рума, например, Lux Dress Rent скоро откроет свои двери, но уже в другом помещении.

Новые потребительские привычки

Удержать спрос таким же, каким он был до пандемии, оказалось невозможно, но нашлось другое решение – запуск новых направлений. Карантин породил целую культуру самоизоляции: вечеринки в Zoom, online-концерты, участившиеся доставки из ресторанов и баров, но главное, что сыграло на руку российскому арендному бизнесу, – интерес к домашним тренировкам. Спортивное оборудование практически не было представлено в ассортименте прокатов, однако сотрудничество агрегаторов с фитнес-клубами позволило сформировать предложение. Почти нулевой спрос на аренду кардиотренажеров вырос на 560%. На рынке появились новые игроки, компании, чьей профильной деятельностью не является аренда, но аренда стала для них источником дополнительного дохода и возможностью диверсификации. Например, сеть фитнес-клубов MyFitLab, «Фитнесстиль», «ЭЛИС».

Фото: pixabay.com

Также на 160% выросла аренда игровых приставок и бытовой техники – в первую очередь роботов – мойщиков окон и кухонной техники, люди занимались домом и готовкой на карантине больше, чем обычно. Эти категории пользовались спросом и раньше, но не таким высоким. За рубежом также оказался заметен спрос именно на технику. Сервис аренды любых вещей Fat Lama, действующий в Великобритании и США, сообщает, что во время пандемии сохранился спрос на скутеры, мойки высокого давления, проекторы, микрофоны.

Однако не все смогли извлечь пользу из новых привычек клиентов. Несмотря на то что многие крупные прокаты одежды использовали в своих рекламных кампаниях как повод для аренды Zoom-вечеринки, не так много клиентов пошли на это, так что компании понесли убытки.

Тренды и прогнозы

В мае Boston Consulting Group совместно с холдингом «Ромир» провели исследование потребительских настроений с участием 1200 респондентов по всей России. По полученным данным, потребители намерены сократить свои расходы на 90% товаров и услуг, в том числе на развлечения и рестораны, покупку техники и других товаров длительного пользования. Респонденты рассчитывают, что смогут позволить себе вернуться к тратам прежнего уровня не раньше, чем через год. На фоне такого падения потребительской активности на рынке продажи непродовольственных товаров может вырасти спрос на их аренду. Это поможет потребителям получить необходимую функцию от вещи, заплатив за нее в среднем только 5–10% стоимости.

Экономия потребителей приведет к еще одному тренду – сдаче в аренду своих вещей частными арендодателями. Заработок на уже совершенных покупках без необходимости расставаться с ними навсегда имеет шансы стать столь же обыденным, как продажа вещей на Авито. Такой пассивный доход может быть неплохим подспорьем – например, сдавая домашний велотренажер в аренду, можно заработать около 7 тыс. рублей в месяц, а перфоратор – 1,5 тыс. рублей за три дня.

Фото: pixabay.com

Необходимость экономии и более сложный процесс принятия решения о дорогостоящей покупке стимулируют развитие нового направления на этом рынке, гибрида аренды и продажи – тест-драйва. Использование этого инструмента стимуляции продаж уже не ограничивается автомобильным рынком.

Еще в прошлом году новую услугу предложили Karcher, Xbox, Apple и Samsung. В России этой весной тест-драйв как новый канал продаж запустили бренды Thule, Moon, Britax Roemer, а также сетевой магазин «Олант». Они предлагают бесплатную аренду товаров на неделю перед покупкой. Побочной выгодой тест-драйва для бренда является обратная связь от клиентов, возможность собрать возражения и недовольства, чтобы затем их отработать – либо в рекламной кампании, либо уже в новой модели товара. Например, бренд Thule получил много похожих замечаний об одной из моделей детских колясок: потенциальных покупателей смущало, что ребенок в ней не может сидеть под углом 90 градусов. В следующих коммуникациях с клиентами дистрибьютор и дилеры стали делать акцент, что эта особенность продиктована требованиями безопасности: так как коляска используется для бега, у нее есть существенные отличия от традиционных. Таким образом бренд получает от тест-драйва не только новые продажи, но и обратную связь от реальных покупателей, экономя на исследованиях локального рынка.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: