Как предотвратить выгорание цвета краски на стенах

Подготовка стен и выбор краски: рекомендации, которые помогут отсрочить выгорание цвета даже при интенсивном воздействии солнца. Подходят ли для этого акриловые и силиконовые составы. Как приготовить краску самостоятельно.

Как предотвратить выгорание цвета краски на стенах

Как предотвратить выгорание цвета краски на стенах

Со временем любые поверхности, которые подвергались покраске, могут изменять свой цвет. На это влияют перепады температур, интенсивные осадки, солнечный свет и другие факторы. Чтобы не выцвела краска на фасаде дома или внутри помещения, необходимо уделить особое внимание подготовке основания и выбору лакокрасочного материала. Расскажем об этом подробнее.

Причины

Основные причины, по которым может происходить преждевременное или чрезмерное выгорание:

  1. Использование низкокачественных материалов, что приводит к быстрому разрушению и мелению покрытия.
  2. Несоблюдение рекомендаций производителя, использование неподходящего состава. Например, окраска внешних поверхностей материалом, предназначенным для работ внутри помещения.
  3. Яркие цвета больше подвержены выгоранию. Оттенки синего, красного, желтого быстрее теряют свою насыщенность.
  4. Содержание органических пигментов в составе также ускоряет обесцвечивание.
  5. Неправильная колеровка, отсутствие грунтовки и другие ошибки, совершаемые при покраске.

Эти причины лишь ускоряют процесс выцветания. В целом изменение цвета — неизбежное явление, которому в той или иной степени подвержены все типы красок.

Главным катализатором этого процесса является солнечный свет. Лучи солнца, попадая на поверхность, нарушают химические связи между молекулами, вследствие чего красящий пигмент разрушается, а оттенок становится менее ярким.

Как избежать

Чтобы окрашенные стены сохраняли свою яркость еще не один год, придерживайтесь следующих рекомендаций:

  1. Используйте краски строго по назначению: для наружных работ — фасадные, для внутренних — интерьерные.
  2. Не нужно экономить на лакокрасочных материалах. Хорошая краска не только отсрочит выцветание, но и обеспечит необходимую степень безопасности для здоровья.
  3. Стоит отказаться от колеровки, лучше покупать готовые цвета, так как они меньше подвержены процессам выгорания.
  4. Перед нанесением красящего состава необходимо тщательно удалить старое покрытие, иначе со временем оно может «съесть» яркость нового слоя.

Если краска на поверхности уже выгорела, вернуть ей насыщенность без повторного окрашивания не удастся.

Какую краску выбрать

Современный рынок строительных материалов предлагает большой выбор красок, каждая из которых обладает определенными характеристиками. Чтобы покрытие для стен не выгорало на солнце под воздействием ультрафиолета, выбирайте акриловые или силиконовые составы. Они подходят для любых типов работ, отличаются длительным сроком службы, хорошо ложатся друг на друга даже без дополнительной грунтовки.

Акриловая

По сравнению с другими красками акриловые составы менее подвержены выгоранию. Они быстро высыхают, не имеют неприятного запаха, подходят для разных поверхностей: бетона, металла, дерева. В составе отсутствуют токсичные компоненты, только пигмент, вода и связующее вещество — полимер.

Силиконовая

Силиконовые составы тоже не тускнеют под воздействием солнца, долго сохраняя свою насыщенность. Отделка стен этим материалом позволит защитить поверхность от загрязнений и влияния различных природных факторов.

Покрытие имеет пористую структуру за счет содержания силиконовых смол. Такая основа обеспечивает хорошую циркуляцию воздуха и беспрепятственный вывод лишней влаги.

Краска из алюминиевой пудры

Смесь, устойчивую к ультрафиолету, можно приготовить самостоятельно. За основу рекомендуем взять алюминиевую пудру, которая будет отражать солнечный свет и препятствовать перегреванию поверхности. Пудру необходимо развести с эпоксидной смолой, а чтобы добиться требуемой консистенции, нужно добавить растворитель.

В результате выцветания не только ухудшается внешний вид стены, но и нарушается защитный слой покрытия. Чтобы избежать неприятных последствий, достаточно подобрать подходящую краску и соблюдать технологию ее нанесения.

Выгорание цвета покрытия

Выгорание лакокрасочного покрытия — проблема, характерная для поверхностей и конструкций, эксплуатируемых снаружи помещения. Ему наиболее подвержены фасады зданий и сооружений, расположенные с западной или южной стороны. Основные причины выгорания — воздействие ультрафиолетовых лучей и чрезмерное меление ЛКП.

Как происходит

С точки зрения квантовой теории, свет — это поток частиц, обладающих определенным количеством энергии. По мере распространения он сталкивается с препятствиями. Достигая поверхности лакокрасочного слоя, частица отдает свою энергию, и та поглощается молекулами краски. В результате происходит возбуждение электронов и смена их энергетического состояния: разрушаются молекулярные цепочки и устоявшиеся химические связи. Внешне этот процесс проявляется как разрушение пигмента — меняется цвет покрытия, становится более темным или светлым, снижается его насыщенность и яркость.

Скорость выцветания под действием ультрафиолета зависит от многих факторов, первостепенные из них — интенсивность света и длительность его воздействия. Устойчивость покрытия определяют с помощью специальных приборов, используемых в автомобилестроении, текстильной промышленности, производстве лакокрасочных изделий и строительных материалов.

Важно! Выцветание лакокрасочного покрытия наблюдается не только из-за действия ультрафиолета. К аналогичным результатам может привести воздействие атмосферных осадков и абразивных частиц.

Факторы риска

К наиболее распространенным причинам выцветания лакокрасочного покрытия относятся:

  1. Несоблюдение инструкции по применению ЛКМ. Если материал, предназначенный для использования внутри помещения, применять для окраски фасадов, он будет более подвержен выгоранию.
  2. Применение специфических пигментов, изготавливаемых на заказ. Некоторые цвета более чувствительны к действию радиации и ультрафиолетового излучения — оранжевый, желтый, светлые оттенки красного.
  3. Низкое качество продукции. Дешевые краски, изготовленные с нарушением ГОСТ, часто подвержены деградации верхнего слоя. На их поверхности быстро проступает синеватый оттенок — следствие меления.
  4. Несоблюдение инструкции, составленной производителем ЛКМ. Распространенная проблема — колерование материалов, не подлежащих колеровке. Также возможно чрезмерное колерование краски средней или светлой базы.
  5. Неправильная подготовка поверхности. Риск выгорания покрытия возрастает, если была неправильно выбрана шпатлевка для предупреждения обесцвечивания или изолятор. Если перед покраской с подложки неполностью или некачественно удален слой старой краски — тоже.

Причиной выцветания часто служит меление — дефект покрытия, при котором верхний слой превращается в рыхлый порошок. В небольших количествах он считается нормой. Но сильное меление сопровождается чрезмерной эрозией слоя краски и ухудшением его защитных свойств.

Разрушению покрытия способствуют:

  • применение колорантов, не предназначенных для работ снаружи помещения;
  • использование ЛКМ, не пригодных для наружных работ;
  • краска низкого качества с повышенным содержанием пигмента.

Чтобы избежать повторного меления, его следы удаляют максимально, насколько это возможно. Очищение производят кистью с твердой щетиной, затем — водой под напором. Проверить качество очистки можно, проведя рукой по поверхности: не должно остаться мела. Если он все же есть, следует воспользоваться специальной грунтовкой-пропиткой, модифицированной латексной или алкидной грунтовкой. После высыхания — повторно нанести качественную краску для наружных работ.

Какие краски выгорают меньше

Выгоранию подвержены все лакокрасочные материалы. Различается лишь скорость, с которой протекает этот процесс. Ее обозначают термином светостойкость, который подразумевает о способность пигмента сохранять свои оптические свойства и постоянный химический состав под действием световых лучей.

Более подвержены обесцвечиванию или выцветанию пигменты органического происхождения. Так происходит из-за их повышенной склонности к фотохимическим окислительно-восстановительным реакциям: в результате обесцвечивания пигмента происходит не его потеря, а снижение насыщенности цвета. Для пигментов неорганического происхождения свойственны потемнение и изменение первоначального оттенка. Этот эффект наблюдается при наличии в составе ионов хрома, свинца и ряда других компонентов.

ЛКМ, менее склонные к выгоранию, выделяют и по типу связующего:

  • акриловые;
  • силиконовые;
  • латексные.

Акриловые составы универсальны — годятся для любых типов работ, хорошо ложатся, не требуют обязательного грунтования, служат долго. Составы менее подвержены обесцвечиванию, при этом быстро высыхают и не имеют неприятного запаха: в составе содержится только полимер, вода и пигмент. Акриловыми красками можно работать по бетону, металлу, дереву и другим поверхностям.

Силиконовые краски также не тускнеют на свету, долго сохраняют насыщенную окраску. Они создают защиту от загрязнений и негативных факторов внешней среды. Силиконовые краски — такие, как КО-174 — обеспечивают хороший воздухообмен и не препятствуют отводу избытка влаги.

Читайте также  Как подобрать цвет краски для стен?

Латексное покрытие менее подвержено мелению, чем алкидное. При окрашивании поверхностей, подвергаемых сильному солнечному излучению, краски на основе латекса — одно из наиболее рациональных решений.

Выгорание: вредно или нет

Выгоревшее лакокрасочное покрытие — это не только эстетическая проблема. В результате эрозии верхнего слоя нарушается защитный слой пленки. Из-за фотоокисления он теряет свои водонепроницаемые качества, становится гидрофильным.

При сильном разрушении происходит деградация поверхностного слоя пленкообразователя. Лакокрасочная пленка набухает, возрастает напряжение и жесткость. Это чревато микрорастрескиванием, расслаиванием поверхностного слоя покрытия и уменьшением срока его службы.

Как не допустить выгорание тона ЛКМ на стенах

Почти все покрытия из ЛКМ, которые наносят на разные поверхности, со временем теряют свою насыщенность.

Это происходит из-за различных температурных колебаний, осадков, ультрафиолета и так далее.

Чтобы красочное покрытие не начало процесс выгорания, важно хорошо провести подготовительные работы по поверхности и по определению правильной краски. Ниже об выгорании пойдет речь.

Причины выгорания цвета

Самыми важными и главными факторами, из-за которых покрытие быстро теряет свой насыщенный цвет и начинает выгорание это:

  1. Покупка материалов низкого качества, а это чревато получением некачественного покрытие, которое быстро портится и теряет внешний вид.
  2. Использование краски, при этом правила использования были не соблюдены. Применение средства, которое не подходит. Так, нельзя использовать краску для внутренних работ для окрашивания фасада дома.
  3. Яркие оттенки больше подвержены к быстрой потере цвета. Например, еще быстро запускают выгорание синие, красные и желтые поверхности.
  4. Если в составе красочного состава есть органические колера, тогда цвет тоже быстро потеряет насыщенность.
  5. Экономия на грунтовке, колеровка не по правилам и другие нюансы, которые могут быть допущены при окрашивании.

Эти пункты делают выгорание еще быстрее. Но конечно, в общем, выгорание и потеря насыщенности цвета – это естественный процесс, который постепенно начинает происходить с любыми видами красящих средств.

Но самой главной причиной выцветания является ультрафиолет.

Солнечный цвет, который падает на покрытие, портит связь между частицами, из-за этого красящий колер начинается портиться, и цвет становится не таким насыщенным.

Как этого не допустить

Чтобы стены, которые были окрашены, имели свой первоначальный яркий цвет долго время, нужно соблюдать определенные правила:

  1. Нужно применять краску строго в соответствии с инструкцией (для наружных работ – внутри помещения, а вот фасадные варианты – для внешних работ).
  2. Не нужно покупать дешевые средства. Если материал качественный, то он будет дольше сохранять свой оттенок, а также такие составы безопаснее для людей.
  3. Не нужно проводить колеровку, лучше купить уже который колер, так как готовые средства не так быстро выцветают.
  4. Перед тем, как покрывать поверхность новым красящим средством, нужно ее сначала хорошо почистить, убрать старый материал, так как это может испортить цвет нового покрытия и привести к быстрому выгоранию.

Если же ЛКМ уже выцвел, потускнел, то сделать опять такое насыщенное покрытие без перекрытия не получится.

Как выбрать краску

На сегодняшнем строительном рынке существует большое количество различных ЛКМ, каждый имеет свои особенности и показатели.

Чтобы красящее средство не теряло цвет под действием солнечных лучей, лучше остановить свой выбор на краске на основе акрила или силикона.

Их можно использовать в любых работах, долго служат, хорошо накладываются слоями, при этом не нужно делать дополнительный слой грунтовки.

На основе акрила

Если сравнивать с другими красками, акриловая не так подвержена выцветанию под действием ультрафиолета.

Нужно мало времени для высыхания, подходят на разные основания (из бетона, дерева или металла).

Такие красящие средства не содержат в себе токсины, есть красящий пигмент, вода и полимер (связующий компонент).

На основе силикона

Такие краски также не меняют цвет на солнце, и долго остаются яркими и сочными на поверхности.

К тому же, окраска оснований таким веществом помогает защититься от грязи, а также от воздействия различных природных явлений.

Такой слой краски пористый, потому что в нем содержатся смолы из силикона. Благодаря чему воздух свободно может двигаться, и влага быстро испаряется и не задерживается.

ЛКМ с пудрой из алюминия

Вещество, которое не боится солнечных лучей, можно сделать и самому.

Берется пудра из алюминия, такой материал может отражать ультрафиолет и поэтому основание не перегревается.

В пудру домешивают эпоксидку, а, чтобы была определенная густота, добавляют растворитель.

После того, как поверхность потеряла свой первоначальный вид, это уже смотрится некрасиво, но также краска уже не защищает основание так качественно, как это было раньше.

Чтобы этого не допустить, нужно правильно выбрать красящее средство, а также наносить ее, соблюдая все правила и требования.

Защита фасада от выгорания на солнце

Анализ строительных форумов показывает, что пять из десяти владельцев домов выбирают для своих строений серые фасады, ещё трое предпочитают кирпич и камень, и только двое готовы к нестандартным решениям.

Ключевым аргументом против ярких и привлекательных вариантов отделки является выгорание фасадов на солнце. Интересно, что это чаще смущает жителей средней полосы России, а не, например, бразильского Рио-де-Жанейро, американского Сан-Франциско или канадского Сент-Джонса. В этих городах много солнечного света, который не мешает сочным цветовым экспериментам их жителей.

Реализовывать смелые цветовые идеи можно в любой стране мира. На рынке достаточно решений, способных противостоять даже сильному солнечному излучению. Яркий фасад представляет собой беспроигрышное решение, недаром ежегодные дизайнерские рейтинги включают в себя хиты цвета. Так, в 2015 году на пике популярности был роскошный «Марсала», в прошлом году самым модным для фасадов был признан «Шалфей», а сейчас лидирует оттенок молодой зелени «Greenery».

Но загонять себя в рамки трендов не обязательно. Можно найти вдохновение в культуре других стран. Примером является работа Луизы Лакье Сальса-хаус в Вашингтоне. Голубой, желтый, зеленый, красный. Каких только оттенков не встретишь на этом островке цвета.

Сальса-хаус в Вашингтоне

Надолго сохранить фасад в первозданном виде помогут акриловые или силиконовые краски и штукатурки. Они имеются в ассортименте многих зарубежных производителей. Таких, как Caparol, Ace, TopColor. Акриловые и силиконовые составы устойчивы к атмосферным воздействиям, легко моются и обладают грязеотталкивающими свойствами.

Силиконовые покрытия отличаются важным преимуществом. Они способны «дышать», то есть стены беспрепятственно выводят из дома лишнюю влагу. Кроме того, силиконовые краски универсальны. Их допустимо наносить на уже окрашенную поверхность.

Важно защитить от солнца все элементы фасада. Часто без должного внимания остаются оконные рамы, и получается, что в ярких и насыщенных цветах появляются блеклые пятна. Специально для областей, где есть риск выгорания фасадов домов, разработана технология нанесения покрытия на ПВХ-профиль Schüco Automotive Finish.

Для смешивания красок применяются технологии из автомобильной промышленности, которые удовлетворяют высоким требованиям по цветопередаче и устойчивости к внешним воздействиям. Имеющаяся палитра оттенков позволяет подобрать нужное решение для любого архитектурного замысла.

Подобные рамы пригодятся и домовладельцам, решившимся на кардинальные меры в борьбе с солнцем. Имеется в виду выполнение панорамного фасада из стекла. Так получится подчеркнуть индивидуальный характер владельцев дома.

Современные технологии позволяют добиться непревзойденных теплоизоляционных свойств, поэтому делать прозрачные стены можно даже в северных регионах.

Однако, несмотря на модные веяния, не каждый человек готов отказаться от классических фасадов. От использования камня, дерева и кирпича. Этим материалам выгорание не грозит. Со временем они только приобретают еще более благородный оттенок. Но натуральная отделка не бюджетна, поэтому многие заменяют ее имитациями, имеющими другие характеристики.

Читайте также  Красители и пигменты для окрашивания бетона, цемента и кирпичной кладки

Например, искусственный камень отличается более широким выбором цвета, чем у натурального, но он неустойчив к внешним воздействиям. При выборе важно обращать внимание на качество цемента, наличие в растворе специальных улучшающих добавок, а также выбирать те составы, где краситель введен непосредственно в смесь, из которой производится отделка.

Цвет фасада дома. Как правильно подобрать цвет краски фасада?

Выбор цвета фасада дома очень часто сопряжен с трудностями и различными нюансами, начиная от непонимания того, как цвет будет выглядеть в реальности, заканчивая выгоранием цвета.

Оговоримся, в данной статье мы не будем рассматривать дизайнерские решения, сочетания цветов, природную гамму и тд. Оставим эту тему профессионалам — дизайнерам и архитекторам, к услугам которых и рекомендуем прибегать. Мы рассмотрим более «насущные» проблемы и технические моменты, связанные с цветом фасада вашего дома. Поехали!

1. Стойкость цвета фасада к выгоранию.

Стойкость цвета фасада – способность пигмента, добавленного в краску сохранять свой оттенок с течением времени, под действием ультрафиолета, погодных и прочих атмосферных и биологических воздействий. Одним словом, данный показатель характеризует время, по истечении которого выбранный вами цвет не побледнеет и не исказится.

Существует ошибочное мнение, что краска на фасаде может выгорать. Опровергаем: выгорает не краска, выгорает некачественный пигмент, а мы грешим на краску. Да, возможен вариант, при котором некачественная краска принесет много бед: пропустит влагу, отшелушится, вспучится и тд, но выгореть она не может.

Для понимания к чему мы ведем, объясним, как колеруется краска и как работает система компьютерной колеровки.

Профессиональная краска не изготавливается сразу в определенных цветах, лишь изредка можно встретить подобное. Причина в большом количестве возможных оттенков и ограниченном сроке хранения продукции. Для этого и было придумана компьютерная колеровка красок. Большинство красок изготавливается в нескольких базах:

База 1 – белая краска, с большим содержанием белого пигмента (диоксида титана), предназначена для колеровки в пастельные тона или для применения в белом цвете.
База 3 – краска с малым содержанием белого пигмента (полупрозрачная) для колеровки в яркие, насыщенные тона.

В зависимости от выбранного цвета фасада подбирается база и компьютерная установка добавляет пигмент в краску в нужном количестве, согласно рецептуре. После чего на специальной установке краска перемешивается. На выходе получается краска в выбранном вами цвете. Подбор цвета фасада осуществляется клиентом по вееру (цветовой карте) производителя. Выбранный цвет — рецептура, содержащая определенное количество различных цветных пигментов, рассчитанное на определенное количество колеруемой краски, для точного воспроизведения выбранного нами оттенка.

Качество и основа пигмента напрямую влияет на продолжительность жизни краски. Очень важно понимать, подходит ли пигмент, которым колеруется краска для работ по окраске фасада. Пигменты, в свою очередь, можно разделить на органические и не органические.

Органические пигменты – выгорают, имеют меньшую стоимость, как следствие стоимость колеровки краски выходит ниже. Подходят такие пигменты только для применения внутри помещения, для колеровки интерьерных красок. Для предотвращения изменения цвета в процессе эксплуатации поверхности нельзя производить окрашивание свежей минеральной поверхности с высокой щелочностью дисперсионными красками с органическими пигментами.
Не органические пигменты, как правило, дороже и могут применяться для колеровки любых красок, без ограничений, в том числе фасадных. Они не выгорают, либо делают это очень медленно.

Стоимость колеровки краски определяется следующими затратами:

• Количество пигментов, требуемых для получения выбранного вами цвета краски в нужном объеме.

• Стоимость самого пигмента. Да, она разниться от самых дешевых – желтого и коричневого, до самых дорогих – красных и синих

Совет: Если вы выбираете насыщенные и яркий цвет на фасаде, а стоимость колеровки составляет менее 20% от стоимости базы краски — это повод задуматься и задать продавцу вопросы о изготовителе пигментов, их стойкости и основы.

2. Различие цвета фасада на образце и в реальных условиях.

Очень распространенной проблемой является визуальное несоответствие цвета на веере и на фасаде дома. Не стоит сразу грешить на проблему с колеровкой и непопадания в цвет. Для начала нанесите краску на лист белой бумаги и соотнесите с эталоном, возможно ошибки нет. А в чем тогда проблема? Дело в том, что в зависимости от многих реальных факторов цвет на доме может выглядеть иначе.

Выделим основные моменты:

На большой поверхности цвет будет казаться более темным и насыщенным.
Глянцевые/шелковисто-матовые/сатиновые/матовые материалы одного и того же цвета визуально отличаются.
При различном освещении (солнечное, искусственное и тд.) и в разное время суток цвет воспринимается глазом по разному.
При сильном разбавлении материала интенсивность цвета снижается, что приводит к несоответствию цвета эталону.
Цвет лессировочных лазурей соответствует цвету на веере только при полном укрытии подложки. При нанесении на стену лазурь всегда будет светлее.
Цвет заколерованной штукатурки или краски, которая нанесена на шероховатую подложку будет казаться темнее, чем на веере
При фрагментарном окрашивании, место окраски оптически будет выделяться относительно всей поверхности.

3. Слишком темные цвета.

Темно-серые, черные и яркие цветовые тона на фасадах приобретают всю большую популярность. Однако тут стоит проявить осторожность. Дело в том, что насыщенные цвета очень сильно нагреваются летом и могут привести к печальным последствиям для всей системы утепления фасада. У каждого оттенка из цветового веера должен быть индекс HW (HBW), который, простыми словами, характеризует степень близости цветового оттенка к белому.

Значение HW 100 – белый цвет, значение HW 0 – черный цвет.

По общепринятым правилам, для стандартных систем индекс HW не должен быть меньше 20, иначе сама система утепления может не выдержать нагрузок и разрушится. Допускается лишь фрагментарное применение данных цветов на фасаде.

Выцветание краски

ВЫЦВЕТАНИЕ КРАСОК, изменение цвета красок при действии на них лучей солнца или вообще лучистой энергии, причем в большинстве случаев цвет красок делается менее насыщенным, более белесоватым. Громадное большинство красок органического происхождения выцветает на солнечном свету в течение нескольких месяцев, недель или даже часов; краска при этом резко изменяет свой цвет. Это можно легко заметить, если выставить на солнечный свет полоски окрашенной бумаги, наполовину закрыв их непроницаемым для лучей экраном.

Среди органических красок есть такие, которые показывают чрезвычайно быстрое выцветание, приближающееся к процессу, наблюдаемому при фотографировании. К таким краскам принадлежат: цианин, ортохром, пинахром, пинавердол, пинацианол и дицианин. Благодаря своей способности легко выцветать эти краски могут служить сенсибилизаторами для фотографических процессов. Металлические краски гораздо более стойки, и только немногие из них изменяют свой цвет на свету; к последним принадлежат некоторые соединения железа. Большинство неорганических красок являются стойкими соединениями, и изменения цвета в них не зависят от фотохимического процесса.

Одним из удобных методов для получения выцветания красок, как в видимой части спектра, так и в части ультрафиолетовой является исследование их в прозрачных средах (коллодий, желатина, спирт, вода, сахарные растворы), причем выцветание красок исследуется либо оптически (спектрофотометрически) либо фотографически. Выцветание красок, осажденных на волокне, можно изучать по спектру отражения этих красок; этот способ, как и способ прозрачных сред, дает весьма точные результаты.

Изучение фотохимического процесса в красках показывает, что если вещество имеет простую полосу поглощения, без вторичных максимумов, то разложение происходит пропорционально количеству поглощенной энергии Е, и изменение концентрации вещества с выражается формулой: —dc/dt = αE, где α — постоянная. Если полоса поглощения будет сложной, состоящей из нескольких налегающих друг на друга полос, то скорость выцветания в каждой полосе может быть различна, и таким образом можно получить весьма сложный эффект от действия лучистой энергии.

Читайте также  Свойства и порядок работы с краской для тюнинга автомобилей Кэнди (Candy)

Выцветание в большинстве случаев является процессом, зависящим от окисления красок; это можно доказать, пропуская кислород над освещенной и выцветающей краской. В результате такого выцветания образуются углекислота и вода. Т. о. здесь происходит процесс медленного окисления. При разложении краска дает стойкие продукты, не превращающиеся обратно в первоначальное красящееся вещество. Подобный процесс окисления встречается у преобладающего числа органических красителей. Выцветание красок является процессом, сильно зависящим от среды, в которой краска помещена. Так, например, если мы растворим цианин в коллодии, обольем полученной смесью стекло и получим тонкую, прозрачную, окрашенную пленку, то такая пленка сохраняется без изменения в течение многих месяцев в темноте, но на свету коллодионная окрашенная пленка быстро изменяет свой цвет, давая быстрое выцветание. Если приготовить спиртовой раствор того же цианина, то такой раствор, имея ту же полосу поглощения в спектре,- как твердая коллодионная пленка, практически не выцветает, — во всяком случае выцветание его во много раз медленнее, чем в твердом коллодии. Прибавление к спирту коллодия вызывает небольшое изменение скорости реакции; но достаточно прибавления небольшого количества азотной кислоты или продуктов фотохимической реакции, чтобы реакция пошла с значительной скоростью. Таким образом среда оказывает огромное влияние на самый процесс выцветания красок.

Влияние кислорода окружающей среды или кислорода, поглощенного слоем растворителя краски, весьма значительно; при наблюдении окисления краски, расположенной в виде тонкого слоя на неорганической подкладке (стекло, кварц) и в присутствии кислорода, легко заметить, что уменьшение количества кислорода над краской замедляет процесс и, при концентрации кислорода, практически равной нулю (при давлении в 0,001 мм ртутного столба), процесс останавливается. Совершенно другая картина наблюдается в том случае, если краска находится в органической среде, которая может легко отдавать свой кислород, производя окисление краски. Такой средой является, например, коллодий. В этом случае процесс в абсолютной пустоте продолжается за счет кислорода среды, в которой растворена краска, и краска продолжает выцветать при давлениях, меньших 0,001 мм. У вышеуказанной группы красок процесс выцветания представляется в достаточной мере простым, причем явление выцветания иногда сопровождается вторичными реакциями, зависящими от присутствия среды. Все описанные выше процессы выцветания красок являются процессами необратимыми. Особняком стоят некоторые краски, которые показывают реакцию гораздо более сложного характера. К таким краскам принадлежит, например, метиленовая синька (Methylenblau). Если поместить эту краску в виде окрашенной желатинной пленки на свет, то происходит побеление пленки; в темноте пластинка снова приобретает свой прежний цвет. Т. о. может казаться на первый взгляд, что здесь происходит обратимая фотохимическая реакция, на самом же деле ее нет. Если исследовать точным способом спектр пленки до выцветания, после выцветания и после восстановления продуктов на воздухе, то можно заметить, что в крайних красных лучах получается изменение поглощения после восстановления краски; в большей же части спектра поглощение метиленовой синьки и продуктов ее восстановления получается одинаковое. Если устранять кислород, заклеивая слой краски стеклянной пластинкой при помощи канадского бальзама, то можно видеть, что под закрытой частью выцветание метиленовой синьки происходит быстрее, чем в части открытой.

Наконец, надо отметить, что существуют краски, которые могут обнаруживать изменение цвета на свету в атмосфере водорода и которые т. о. показывают явления восстановления при действии света. Путем восстановления можно получить из некоторых красок их, так называемые бесцветные основания — лейкобазы. Достаточно легко получаются лейкобазы для метиленовой синьки. При действии кислорода воздуха лейкобазы чрезвычайно легко переходят опять в краску; поэтому их приходится держать в атмосфере угольной кислоты в запаянных сосудах. В общем случае получение такой лейкобазы фотохимическим путем невозможно, и для этой цели применяется обычный процесс восстановления. Только у красок, указанных выше, можно получить продукты их восстановления фотохимическим путем.

Совершенно так же, как видимый спектр, действуют на краски ультрафиолетовые лучи, причем в некоторых случаях, при действии определенной группы волн, получается более сложный процесс. В самом деле, можно показать, что краски легко изменяются под влиянием озона — озон оказывается сильно белящим веществом. Как известно, ультрафиолетовые лучи с длиной волны короче 200 mμ (вероятно, около 193 mμ) вызывают образование озона, а с длиной волны от 209 до 287 mμ — разрушение озона; поэтому, действуя определенным комплексом ультрафиолетовых лучей (короче 200 mμ) на краску, мы вызываем процессы двоякого рода: 1) сама краска может разложиться под влиянием ультрафиолетовых лучей и 2) образующимся в ультрафиолетовом спектре озоном можно вызвать белящее действие.

Изучение выцветания красок в лучах Рентгена показывает, что если эти процессы и существуют, то являются совершенно ничтожными, и попытка произвести выцветание красок в течение нескольких часов не дает никакого эффекта. Отсутствие эффекта получается и при действии лучей радия на чистые краски.

Из сказанного вытекает целый ряд практических приемов для защиты предметов от выцветания. Прежде всего, нужно устранить попадание прямых солнечных лучей на легко выцветающие предметы; для этого такие предметы приходится или совершенно защищать от лучей света, гл. обр. летом, или стараться отфильтровать сильно действующие на краски ультрафиолетовые лучи, вызывающие образование озона. Отфильтровывание легче всего производится при помощи стекол. Т. о. застекление картин, нарисованных акварелью или масляными красками, в состав которых входят анилиновые краски, может предохранить их от выцветания. Способность красок легко выцветать является основанием для применения их в фотографии. Как известно, фотографическая пластинка чувствительна гл. обр. к синим и фиолетовым лучам и мало чувствительна к лучам красным, желтым и зеленым. Чтобы сделать фотографическую пластинку чувствительной к соответствующим частям спектра, ее прокрашивают некоторыми легко разлагающимися красками, и тогда пластинка делается фотохимически чувствительной в той области, в которой имеются полосы поглощения красок. Так, прокрашивая пластинку цианином, мы можем сделать ее чувствительной для красных, желтых и зеленых лучей. Этот процесс сенсибилизации имеет огромное практическое значение как в технике, так и в явлениях природы вообще: процесс нашего зрения, процесс ассимиляции углерода растением являются своеобразными процессами сенсибилизации. Применяя комбинацию нескольких красок, имеющих поглощение в разных частях спектра, можно получить такую смесь, которая при действии света будет давать цветные отпечатки, — на этом основан способ т. н. фотографии через выцветание. Одной из трудных задач этого способа является фиксирование полученного изображения без изменения окраски, которую первоначально имело полученное через выцветание изображение. Этот способ цветной фотографии развит в целом ряде работ и, несомненно, представляет очень большой практический интерес.

Источник: Мартенс. Техническая энциклопедия. Том 4 — 1928 г.

Анатолий Башкирцев/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы о различных материалах для строительства и отделочных работ. Уверен вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Анатолий Башкирцев.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ROSHAL-LKZ.RU
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: