Сравнение и порядок применения автомобильных лаков HS, MS, UHS/VHS

Лак HS и другие автомобильные покрытия применяются после покраски – именно благодаря им создается красивый эффект блеска кузова авто.

Сравнение и порядок применения автомобильных лаков HS, MS, UHS/VHS

Сравнение и порядок применения автомобильных лаков HS, MS, UHS/VHS

Современные автомобили имеют трехслойные покрытия кузовных деталей. Их поверхность покрывается специальным прозрачным лаком, который защищает краску и обеспечивает отличные декоративные функции. Качество применяемого лака во многом обуславливает долговечность ремонта. Профессионалы используют только высококачественные покрытия (шеллак), причем цена совсем не является определяющим фактором. Для обработки кузова авто приобретают лак HS или другие модификации материала.

Классификация лаков

Все автомобильные лаки маркируются различными буквами (аббревиатурой). В чем разница между ними? Способ маркировки основан на содержании сухого остатка – самого важного параметра материала. Также маркировка учитывает концентрацию полимера, есть различия и в твердости средства.

Все лаки делятся на такие группы по сухому остатку:

  1. LS (низкое содержание). Имеют высокую текучесть, большой расход, выделяют много летучих компонентов, то есть не являются экологичными. В большинстве стран уже не используются.
  2. MS (среднее содержание). До ½ состава – органические разбавители. Лак этого типа прозрачный, отлично полирует, придает красивый блеск, но требует нанесения в 2-3 слоя из-за жидкой текстуры. Чаще используется для частичного окрашивания авто.
  3. HS (высокое содержание). Включают 60% сухого остатка, экологичны, экономичны, быстро сохнут. Могут наноситься в 1,5 слоя (первый тонкий, второй полноценный). Отличие лаков в том, что они более сложны в последующей обработке. Материал очень популярен при вторичном ремонте и нанесении аэрографии.
  4. UHS/VHS/HD. Это – лаки последнего поколения, которые требуют сушки при высоких температурах и обеспечивают качественное покрытие. В них присутствует сверхвысокое количество сухого остатка.

Чем выше сухой остаток, тем меньше летучих веществ проникает в воздух, следовательно, тем менее лаки будут токсичны для мастера и атмосферы. Также существуют специальные автомобильные лаки для полировки фар (например, BODY Lens Clear) – они производятся в аэрозолях и применяются только по непосредственному назначению.

Нанесение MS-лаков

Существует много популярных лаков данной серии. К ним относятся Vika («Вика»), Brulex («Брюлекс»), Reoflex («Реофлекс»), Quickline и прочие. Нанесение и сушка таких средств практически не отличаются от таковых у акриловых автоэмалей: тоже требуется минимум два слоя с полным просушиванием. Лучшие условия для применения материалов MS таковы:

  • температура окружающей среды – от +10 до +20 градусов;
  • влажность воздуха – до 80%.

Материал наносится на подготовленную поверхность при помощи краскопульта. Сушку допустимо проводить естественным способом, для ускорения процесса делают горячую принудительную сушку.

При повышении температуры скорость испарения растворителей повышается, а на поверхности формируется пленка. Те частицы растворителя, что все еще находятся под пленкой, устремляются в атмосферу позже. Они неизбежно образуют на пленке микродырочки – поры лака, которые визуально незаметны, но в будущем могут приводить к негативным последствиям.

Покрытие со временем перестанет блестеть, станет матовым и шероховатым. Поэтому рекомендуется не производить горячую сушку сразу после нанесения слоя – следует выждать для испарения большего количества летучих веществ, чтобы не возникло «эффекта закипания». Оптимальное время выдержки – 10 минут, при плохой вентиляции в помещении – до 15-20 минут, при этом верх краски должен быть сухим на ощупь. Далее наносят еще один или два слоя лака MS.

Нанесение HS-лаков

Лаки с high-концентрацией сухого остатка содержат меньше органических растворителей, по текстуре более плотные, меньше текут. Работа с ними различается с той, что проводят со средствами MS. Популярными марками являются Novol («Новол»), Solid («Солид»), Dyna 6000 и другие.

Технология применения материала подразумевает так называемое полутораслойное нанесение, но начинающие мастера зачастую не могут справиться с методикой. Сложно сразу определить нужную толщину каждого слоя и не ошибиться. Как и в предыдущем случае, важно идеально выполнить первый слой, чтобы готовое покрытие было качественным. Распространенной ошибкой является выполнение очень тонкого, сухого первого слоя и последующее наложение слоя толстого. Это приводит к появлению «апельсиновой корки», или шагрени, а также следующих дефектов:

  • потеков;
  • капель;
  • кипения;
  • отсутствия нужного блеска.

Нанесение двух толстых слоев материала не менее вредно, поскольку это придает ненужную грубость покрытию. Правила применения средств HS таковы: первый слой выполняется тонким, после чего должен получиться эффект полуглянца. Через 5 минут делают второй слой, полноценной толщины, мокрый. Если же первое покрытие все-таки получилось полноценным, ему надо дать высохнуть полностью (15 минут), после досушить на воздухе или при помощи приборов инфракрасной сушки.

Особенности применения лаков HS:

  • есть необходимость в добавлении пластификаторов;
  • если нужен более матовый оттенок, следует добавить матирующие вещества;
  • вязкость меняется в зависимости от температуры – при нанесении холодного лака во время сушки могут появиться дефекты, поэтому температура окружающей среды должна быть оптимальной (ближе к +20 градусам).

к содержанию ↑

Нанесение UHS/VHS-лаков

Летучих веществ в данной группе материалов еще меньше, а сухой остаток выше. Риск образования подтеков и прочих дефектов при их применении низок. Обычно хватает одного слоя, чтобы покрытие кузова выглядело идеально, так как его можно наносить с достаточной толщиной. Реже выполняют 1,5 слоя:

  • первый – буквально невесомый;
  • второй – полноценный, наносится сразу, без выдерживания.

Такая техника лакирования авто поможет сделать пропитку базы, что уменьшит опасность микропросадки лака. Лаки этой группы не требуют разведения, так как их вязкость уже является нормальной. В редких случаях материал разводят, но не более чем на 5%. Более сильное разбавление средства увеличит риск появления потеков и наплывов, часто приводит к закипанию пленки.

Сушку покрытия лучше всего делать в специальной камере – это серьезно повысит эксплуатационные качества. Современные лаки очень требовательны к сушке, поэтому в гаражных условиях справиться с работой может быть сложно.

Толстый слой лака следует тщательно просушить, иначе не будет набрана необходимая твердость. До сушки выдерживают покрытие 20 минут на воздухе, обязательно при хорошей вентиляции. Далее лак досушивают в инфракрасной кабине.

Лак – это завершающий слой автомобильного покрытия, и малейшая ошибка в его нанесении выльется в большую проблему. Поэтому важно правильно подбирать и верно применять средство, чтобы отремонтированное авто выглядело идеально.

Лак HS, ЛакMS и ЛакUHS: в чем разница между ними?

Завершающим этапом покраски автомобиля является покрытие его поверхности лаком. Лакирование выполняется после того, как краска полностью высохла. Выбирая из нашего ассортимента лаков, вы можете заметить, что у нас есть несколько видов этой продукции, это лаки разных марок:

  • Лак MS (Medium Solid) – жесткий;
  • Лак HS (High Solids) – мягкий;
  • Лак UHS (Ultra High Solids) – супер жесткий.

Каждый из них отличается определенными характеристиками и составом. Под жесткостью лаков подразумевается концентрация в их составе полимера, твердости и количество сухого остатка, что очень важно для профессиональных автомаляров. В лаках нет пигмента, поэтому они идеально подходят для образования прозрачной пленки на поверхности кузова авто, которая выполняет не только эстетическую функцию, но и защитную, защищая поверхность от царапин и краску от выгорания. Предлагаем вам более подробно разобраться в их маркировке.

Характеристика лака MS

Он оличается жидкой текстурой, а в своем составе имеют сухой остаток среднего уровня, кроме этого есть достаточно много летучих растворителей. Из-за жидкой текстуры наносить такой лак нужно в несколько слоев. С их помощью можно окрашивать как полностью весь кузов автомобиля, так и некоторые его участки.

Преимущество лака MS в том, что он:

  • легко обрабатывается и полируется;
  • хорошо сохнет;
  • отлично наносится и устойчив к образованию трещин.

Особенности лака HS

HS – это лак, который характеризуется, как жесткий. Все из-за того, что в его составе имеется высокий показатель сухих веществ и твердых частиц. В нем минимальное количество растворителей. В отличие от автомобильного лака марки HS его сложнее обрабатывать.

Специалисты и производители этих лаков выделяют следующие преимущества, это:

  1. экономичность;
  2. жесткость;
  3. глубина блеска;
  4. после высыхания через небольшой отрезок времени его можно эксплуатировать.

Лак MS в отличии от лака HS тяжелее поддается последующей обработке. Чаще такой лак используется при вторичной покраске авто или после выполненной аэрографии. Преимущества этого покрытия:

  • оно обеспечивает идеальную поверхность;
  • эластичность;
  • устойчивость к выгоранию и перепадам температуры.

Такой лак имеет недостаток – поверхность не рекомендуется протирать жесткими материалами, так как на хорошо отполированной поверхности будут заметны царапины.

Все об лаках UHS

Самое популярное покрытие среди наших клиентов — UHS. Это акриловый лак, с помощью которого кузову автомобиля можно придать насыщенного блеска и глянца. От других лаков оно отличается максимально-высоким уровнем полимеров в своем составе. Он имеет такие же преимущества, как и HS. Но его не так легко можно поцарапать.

Сравнить такой лак по его твердости можно только с керамическим, он ему совсем немного уступают. Кроме этого они отлично полируются и в случае необходимости на таком покрытии можно провести локальный ремонт. По сравнению с другими лаками цена на UHS немного выше, но это окупается. Такое покрытие можно наносит в два слоя, первый – адгезионным (тоненький), а второй – финишный, в отличии от других, которые необходимо наносить в несколько слоев.

Покрытие лаком кузова является завершающим этапом, поэтому мастерам следует ответственно отнестись к их выбору. Ведь от того насколько ровно ляжет лак будет зависеть результат. На лаковом покрытии нельзя экономить!

Технические характеристики и разновидности лаков HS

Автомобильное покрытие кузова сейчас делается трехслойное. Окончательно работы завершаются нанесением лаковым составом. Лак служит барьером от негативных факторов окружающей среды, а также придает завершающее декоративное покрытие основанию. Важно подбирать лишь качественные составы, чтобы получить нужный результат. Лак ХС относится к популярным среди мастеров сервиса, также используется тип МС. Подробно лак MS и HS отличия, в чем заключаются, будет описано далее.

Читайте также  Технические характеристики и техника нанесения алкидно-уретановых лаков

Что означает маркировка

Лакокрасочная продукция, создаваемая для автомобильного покрытия, всегда делается с полимерной основой. Маркировочное обозначение разделяет лаковый материал по уровню твердости и количеству сухого остатка, входящего в состав, что означает, сколько полимера включено.

Чем концентрация сухого остатка выше, тем качественнее свойства раствора.

Когда полимеров большое количество, то продукция считается с малым количеством вредных летучих разбавителей.

Лак ms и его характеристики

Буквенное обозначение МС, имеет расшифровку «medium solid» переводится с английского, как средний уровень твердости. Так полимерных веществ в составе среднее количеством, и также обстоит дело с летучими веществами. Наносить данные лаки требуется 2-3-мя слоями, из-за жидкого вида раствора.

Лак Ms считаются по классу мягким типом, отмечаются следующие положительные технические характеристики:

  • Наносить состав просто;
  • Быстросохнущие;
  • Проявляют стойкость к образованию трещинок;
  • Их несложно после полировать и обрабатывать.

Но срок службы прозрачного слоя недолгий, блеск, получаемый после нанесения не очень глубокий.

Лак hs и его характеристики

Лак hs в переводе от полного названия «high solid», означает высокая твердость. Поэтому здесь используется большее количество полимерных веществ, а летучих вредных разбавителей меньше. Делается покрытие авто стандартно полутора-слойным.

Подобное нанесение значит, что первый делается тонким, второй же обычным.

Нанесение MS-лаков

В продаже есть несколько востребованных марок, которые выпускают подобные средства: Вика, Брюлекс, Реофлекс, Quickline и иные. Наносятся и просушиваются лаки подобно акриловым автоэмалям. Делается двухслойное покрытие, каждый слой хорошо сушится перед распределением следующего. Оптимальные условия для работы со средствами следующие:

  • Температурные показатели от +10 до +20 градусов;
  • Влажностный режим до 80%.

Лакокрасочный материал распределяется по основанию авто с применением пульверизатора. Просушивать допускается в естественных условиях, либо применимо использование горячего просушивания, чтобы сократить время на процесс.

Увеличение температурных показателей приводит к ускорению испарительного момента с входящими веществами, на основание образовывается пленочное покрытие. Те же частички слоя, которые еще не просохли и закрылись пленкой, просушиваются позже. По этой причине от данных частичек на основании появятся небольшие отверстия, которые зрительно не будут бросаться в глаза. Но на свойства покрытия повлияют, со временем приведут к пагубным реакциям.

В итоге блеск потеряется, слой будет матовый с шероховатостью. Это служит появлению рекомендации не прибегать к искусственному просушиванию сразу же после лакирования основания. Требуется подождать, пока больше летучих элементов успеют испариться естественно.

Срок для этого процесса при подходящих условиях длиться десять минут, если вентилирование некачественное, то увеличивается до 15-20 минут. Проверяют поверхность, краска должна быть сухой поверху. После можно будет покрыть вторым и третьим слоем лака.

Нанесение HS-лаков

Лак ХС-76 составным элементом включает меньшее число сухого остатка, по структуре более густой и не течет при распределении. Применение данного типа отличается с использованием МС-вида. Востребованными на рынке считаются Новол, Солид, Дюна6000 и иные.

Требуется сделать полтора слоя покрытие, для новичков подобная практика сложная. Сложность заключается в создании сначала тонкого покрытия, после более толстого, без практики определить нужную толщину тяжело.

Как и при работе с МС-лаками первый слой главный. Он задаст остальным тон, поэтому с его нанесением нужно быть особо аккуратным. Ошибочно создавать чересчур тонкий слой, а позже делать излишне толстый. В итоге может появиться шагрень, и иные изъяны:

  • Капли;
  • Подтеки;
  • Кипение;
  • Не образуется необходимый блеск.

При этом если сделать двухслойное толстое покрытие, то в результате лаковое покрытие будет грубоватым по виду. Ремонтные работы должны выполняться по следующим правилам:

  • После нанесения тонкого слоя на поверхности должен появиться полуглянец;
  • Уже через пять минут можно наносить второй слой, который делается стандартной толщины.

Если не удалось сделать нужную толщину первого слоя, то выжидают 15 минут перед распределением следующего. Затем досушивается основание на воздухе либо с использованием инфракрасного излучения.

Можно выделить нижеописанные особенности применения данного типа лака:

  • Требуется дополнительно ввести пластифицирующие вещества;
  • Для придания матового покрытия, вводятся матирующие средства;
  • Уровень вязкости изменяется под температурными показателями. Если наносить лак в холодном состоянии, то могут проявиться изъяны во время высыхания. По этой причине стремятся работать при 20-градусной температуре.

Нанесение UHS/VHS-лаков

Лаки UHS и VHS отличаются наличием более высокого количества сухого остатка, а летучих растворителей совсем немного. Устойчивое покрытие создать проще, химстойкое свойство имеется. Появление подтеков и других изъянов менее вероятно, поэтому можно ограничиться однослойным нанесением, чтобы получить требуемый красивый результат. Делают его обычной толщиной, иногда делается 1.5 слоя:

  • Первый очень тонким;
  • К нанесению второго приступают сразу же после завершения предыдущего.

Подобная методика обработки бесцветного лака способствует пропитке основания, что уменьшит вероятность просадки покрытия. Данные средства не нужно разводить, создается сразу готовая для нанесения вязкость. Лишь изредка вносится разбавители, его количество не должно быть 5% от общего объема. Превышение количества растворителя сделает состав слишком жидким, и подтеки могут появиться, либо пленка может закипеть.

Просушивать слои желательно в специальной камере. Высыхание лакового покрытия в гараже маловероятно даст требуемый для эксплуатации слой.

Толстые покрытия в обязательном порядке сушатся, по-другому не получить требуемую твердость. До камеры сушат раствор в течение 20 минут на воздухе, необходима качественная вентиляция. Затем переходит авто для досушки в инфракрасную камеру.

Правила работы с быстросохнущими (экспресс) лаками

Подобные гель лаки отличаются быстротой высыхания, но из-за данного свойства использовать их по всей поверхности не получится, они подходят для обработки небольших участков.

Они используются в автомастерских, когда в них не имеются специальные камеры. Быстросохнущее свойство помогает избежать пылевого налета, чтобы после не приходилось долго устранять изъян.

Разводить лак можно лишь после окончания всех подготовительных работ, тогда он не успеют засохнуть раньше срока.

Распределение слоя делается аккуратно, он высыхает почти мгновенно, и если ошибиться, то на втором слое исправить положение будет практически невозможно.

В чём основная разница лака hs и ms

Лак hs и ms в чем разница, разобраться проще, когда проводится сравнение их основных характеристик:

  • Хс отличается меньшим расходом, слои делается в меньшом количестве;
  • Хс просушиваются оперативнее;
  • Мс по блеску более глубокий;
  • Мс проще полировать и обрабатывать после;
  • На Хс типе царапины более заметны;
  • Мс дешевле.

Обычно для полного окрашивания используется Хс тип, для частичной второй вариант.

Основные ошибки при работе с лаками MS

Основные проблемы возникают с МС типом, когда высыхание между слоями проходит с неправильным интервалом, кроме того делаются по толщине слои неправильно.

Так важно получить одинаковую толщину для каждого покрытия, только тогда покрытие будет блестящим без изъянов. Высушивать первый слой нужно до отлипа, когда покрытие не прилипает.

Основные ошибки при работе с лаками HS

Чтобы не допустить ошибки, требуется разобраться, что подобные средства отличаются памятью 1-го слоя. Так наличие шагрени переносится к следующему покрытию.

Регулярно бывает, что наносится 1-ый слой сухо, излишне тонким типом, а второй уже делается излишне толстым. А подобная ошибка ведет к закипанию, теряется глянец и т.п.

Иногда делаются идентичные по толщине покрытия, подобно работе с МС средствами. Тогда лак будет выглядеть не так красиво. Можно уменьшить последствия, если просушить покрытие дольше.

Нужно получить необходимую толщину для полуторного нанесения лака, строго следя за процессом, что сложно. Поэтому лучше обратиться к профессионалам.

Лаки ХС и МС востребованы в автомобильной обработке, но их применение трудно, по этой причине следует внимательно изучить правила работы, либо отдать процесс на выполнении профессионалам. Также важно приобрести качественный состав. Выпускают средства по ГОСТ, поэтому нужно запросить сертификат соответствия у продавца перед покупкой.

Видео: Применение лака ХС

Как выбрать лак для авто

При выборе лака автомаляр должен руководствоваться несколькими факторами, потому что покраска в условиях хорошо оборудованной мастерской и в гаражных условиях очень отличается.

На что нужно обратить внимание при выборе лака:

Влажность и температура окружающей среды

Для любых ЛКМ рекомендуемая рабочая температура 20 о С, однако, у стандартного HS и UHS-лаков вязкость зависима от температуры, это следует учитывать в работе и использовать соответствующий отвердитель. МS-лак менее капризен к температуре работает со стандартным отвердителем.

Воздухообмен

При малом воздухообмене важно выбрать лак, который не «закроется» быстро и весь опыл, который непременно появляется во время нанесения, успеет втянуть в себя. В противном случае есть вероятность испортить соседние детали и изменить структуру поверхности. Так MS-лак «закрывается» медленней HS, а UHS из-за максимального содержания сухого остатка среди лаков, формирует поверхностную плёнку быстрее остальных. Также воздухообмен очень важен для UHS-лаков в том числе и потому, что растворители могут не успеть испариться из глубины слоя, прежде чем лак «закроется», что опять же может привести к закипанию.

Если во время окраски лак был нанесён с дефектом, или положен на деталь в недостаточном количестве, или, наоборот, есть необходимость утопить соринку в лаке, т.е. перелить, в условиях слабого воздухообмена у лака UHS возникает риск кипения, превышение толщины лака вызовет проблемы. В случае с HS и MS увеличение количества слоёв будет менее критическим.

Сушка

Для HS-лака желательно использовать горячую сушку, это сделает розлив более качественным. Но даже при отсутствии ускоренной сушки MS и HS-лаки могут простить довольно много ошибок, а UHS-лаки более капризны. Это связано с особенностью лака со сверхвысоким сухим остатком, который на деталь наносится, по сути, одним большим слоем, и если его по всей толщине как следует не прогреть, то свою полную твёрдость он будет набирать крайне долго.

Читайте также  Каким лаком покрыть деревянную лестницу в доме?

Количество сухого остатка

MS — medium solid (среднее содержание сухого остатка) Содержит меньшее количество твёрдых частиц, более жидкий и мягкий лак по сравнению с лаками HS и UHS, наносится минимум в 2 полных мокрых слоя с обязательной выдержкой между слоями минимум 10 минут для испарения растворителя (при 20°С). Чем ниже температура и хуже вентиляция в окрасочном помещении, тем больше потребуется времени. Особенно это критично при ускоренной сушке. Если межслойная сушка была недостаточна по времени, то риск закипания вырастает значительно!

MS-лак не слишком капризен и может пропускать некоторые ошибки маляра. Хорошо полируется, легче чем HS-лак.

HS — high solid (высокое содержание сухого остатка) Лак HS более густой и вязкий чем MS, потому что в его составе меньше летучих разбавителей. Способ нанесения отличается от принятого при работе с лаками MS, HS наносятся по 1,5-2 слойной технологии. Первый слой HS-лака тонкий, но с розливом и равномерной легкой шагренью. После небольшой выдержки в пять минут наносится второй, полноценный мокрый слой с хорошим розливом. В случае сушки в камере или ИК-сушки выдержка 15 минут необходима для испарения разбавителя.

Следует иметь в виду, что HS-лаки чувствительны к изменению температуры и меняют вязкость в зависимости от неё.

Лаки HS широко используются при полной окраске автомобиля. Обеспечивают превосходную яркость и блеск поверхности. Отличаются повышенной твёрдостью и стойкостью. Меньше дают усадку.

UHS — ultra high solid (сверхвысокое содержание сухого остатка) Отличается самым низким содержанием летучих веществ (Low VOC) и, соответственно, плотный и экономичный в использовании. Этот лак возможно наносить более толстым слоем без риска образования подтеков. Лак обладает очень высокой тиксотропностью и дает возможность при большой толщине нанесения избежать появления подтеков, что важно для вертикальных поверхностей. Сушку желательно проводить в камере либо под ИК-лампой, чтобы лак быстро и качественно набрал свою прочность.

Этот лак еще более устойчив к атмосферным воздействиям и царапинам. При контактной мойке дольше остальных лаков сохраняет первозданный блеск, однако из-за своей твёрдости подвержен образованию сколов от камней на трассе.

UHS-лаки не требуют дополнительного разбавления. Вязкость этих материалов закладывается на стадии производства.

UHS-лаки показывают отличный результат, они обладают превосходной твердостью и прочностью, исключительно высоким блеском и гораздо экономичнее по сравнению с MS и HS лаками, но более требовательны к навыкам маляра и условиям работы, так как капризны к воздухообмену и сушке.

Экспресс лаки. Требуют отдельного упоминания, так как способность к быстрой полимеризации повышает производительность ремонта, однако не позволяет наносить такой лак на весь кузов сразу. Основная область применения таких лаков — быстрые ремонты 1-2 элементов. Экспресс лак востребован в СТО, где есть проблемы с соблюдением температурных режимов и наличием пыли в покрасочном помещении, где нет камеры и ИК-сушки. Быстрое высыхание таких лаков позволяет выполнять качественные ремонты без идеальных условий работы, и количество включений пыли, которое нужно заполировывать после высыхания, будет минимально.
При работе с экспресс лаками самое главное — очень короткое время жизни смеси. Поэтому готовить быстрый лак необходимо непосредственно перед применением, ни в коем случае не заранее. Наносить лак нужно осторожно, отслеживая процесс. Поскольку лак сохнет очень быстро, важно качественно нанести первый слой. Если он нанесен некачественно, вторым слоем исправить положение будет очень сложно, а иногда и просто невозможно.

Как выбрать автомобильный лак

Само понятие ЛКП – лакокрасочного покрытия – автомобиля уже включает в себя лак. Однако если заводская обработка кузова включает фосфатирование, грунтование и нанесение краски, то финальный слой лака наносится не всегда. Например, если базовая краска уже дает хороший блеск и отличается высокими защитными свойства. Впрочем, красоту самых лучших красок можно подчеркнуть с помощью лака. Сегодня Avto.pro разберется в назначении автомобильных лаков, их классификации, плюсах и минусах отдельных видов лака, а также особенностях их нанесения.

Лаки и эмали – в чем разница

Для начала стоит уточнить следующий момент: эмалевые краски и эмали – это не одно и то же. Под автоэмалью подразумевают отдельный класс автомобильных красок, а во многих случаев и все краски в принципе. Основные назначения красок таковы:

  • Защита кузова от внешних воздействий (ударов, действия ультрафиолета, агрессивной химии);
  • Придание интересного внешнего вида;
  • Повышение ремонтопригодности кузова.

Последний момент важен. Надежный слой ЛКП защищает металл кузова от коррозии. При нарушении целостности этого слоя металл начнет ржаветь, но не с очень большой скоростью. Если дефект будет вовремя выявлен, водитель может обратиться к мастерам или самостоятельно провести ремонт лакокрасочного покрытия, попутно удалив следы коррозии и воспользовавшись специализированной химией.

Эмаль – это особое стекловидное покрытие, которое необходимо нанести на изделие (например, ванну) и потом запечь при температуре около 1000°C. Либо эмаль наносят уже при такой температур в отдельной камере. Как несложно догадаться, эмаль вообще не относится к лакокрасочным материалам. Обозначение понятием «эмаль» вообще всех автокрасок не является верным, но при этом едва ли не общепринятым. На деле же речь идет об эмалевых красках.

В состав автоэмалей входят растворители, которые придают им нужную консистенцию и улучшают общие свойства. После засыхания краска образует тонкую матовую поверхность средней жесткости. Устойчивость этого слоя к ультрафиолету, перепадам температур и химии у разных видов автокрасок будет разной. Так чем же отличается лак от эмали? Иногда знак равенства ставят даже между этими понятиями. Отличия заключается в химсоставе, стойкости к различным воздействиям и цвете. Отдельные виды автоэмалей и вовсе являются пигментированными лаками, которые наносятся в 3-4 слоя и не требуют нанесения дополнительного слоя прозрачного лака.

Классификация и особенности автомобильных лаков

В общем виде автомобильный лак представляет собой композит из смол и растворителей – это почти автоэмаль! Образующийся после нанесения лака слой обеспечит лучшую защиту последующих слоев краски, грунта и собственно металла от механических и химических воздействий. Что также важно, лак предотвратит быструю деградацию пигментированного слоя – краски. К примеру, алкидные составы довольно быстро теряют свойства под действием ультрафиолета. Лак может продлить их жизнь. Различают автомобильные лаки по составам. Выделяют следующие:

  • HS (High Solids);
  • MS (Medium Solids);
  • UHS/VHS/HD;
  • 1K (LS).

Играет роль и химическое происхождение лаков. В большинстве магазинов автохимии основу ассортимента лаков составляют продукты акрилового типа. Они отличаются прекрасными декоративными качествами и неплохой стойкостью. Но также бывают следующие:

  • Уретановые – высокая атмосфероустойчивость, быстрое высыхание, особый глянец;
  • Эпоксидные – прочность и долговечность, неплохие декоративные качества;
  • Акрил-уретановые – промежуточные свойства между уретановыми и акриловыми составами.

Если вы знакомы с классификацией акриловых автоэмалей, то наверняка обнаружили в этом списке кое-что знакомое – понятия HS и MS составов. Рекомендуем читателям ознакомиться с данным материалом. Он поможет вам разобраться в классификации автомобильных красок. Жесткие HS лаки состоят на 50-70% из смол, на 20-40% из отвердителя и еще на 10-15% из растворителя. Процент твердых частиц в составе таких лаков велик. Ключевые особенности:

  • Экономный расход;
  • Хороший, глубокий блеск;
  • Относительно быстрое высыхание;
  • Жесткость.

Следствием высокой концентрации сухого остатка в HS лаках является то, что они обладают высокой плотностью и малой текучестью. Полутораслойное нанесение является базовой технологией нанесение таких лаков. При несоблюдении технологии слой приобретает т.н. апельсиновую корку или шагрень. Другие дефекты: отсутствие нужного блеска, появление потеков и капель. Лак можно нанести и в два слоя, но опытные маляры не рекомендуют поступать таким образом – лаковое покрытие получается грубым. Оптимальный вариант: нанесение тонкого первого слоя с эффектом полуглянца, высыхание в течение 5 минут, нанесение второго слоя. В HS лаки имеет смысл добавлять пластификаторы, матирующие вещества.

Лаки типа MS отличаются более жидкой текстурой. Доля сухого остатка средняя. Сам состав таков: 35-45% смол, 15-25% отвердителя и еще 30-50% растворителя. Лак более жидкий и текучий, чем HS, но предъявляет не самые высокие требования к технологии нанесение. Ключевые особенности:

  • Быстрое высыхание;
  • Относительная простота в использовании;
  • Возможность финальной обработки лакового слоя.

Процесс нанесение и последующей сушки MS-лаков почти не отличаются от таковых у пигментированных акриловых эмалей. Рекомендовано нанесение 2 слоев лака. Оптимальные условия для работы: +10-20°C, влажность воздуха в помещении в районе 80%. Превышать температуру не рекомендуется – контактирующий с воздухом слой лака формирует пленку, а находящиеся слои под ним слишком быстро теряют растворитель. Это приводит к образованию мелких пор, которые расширятся в будущем и станут более заметными.

Лаки UHS/VHS/HD особенно востребованы профессиональными автомалярами. Отдельные составы требуют высокотемпературной сушки. Составы весьма разнообразны. Наиболее востребованы супержесткие UHS – своеобразная эволюция HS лаков. Дают отличный блеск, отличаются высокой стойкостью к механическим воздействиям. Наносится в один, реже полтора слоя. Разводить UHS/VHS лаки обычно не нужно, но в редких случаях могут потребоваться дополнительные 5% растворителя. Самые современные из ультражестких лаков предъявляют особенно высокие требования к технологии сушки, так что работать с ними в гаражных условиях не стоит. В профессиональных мастерских слой лака сначала выдерживают до 20 минут на воздухе, пока он не наберет твердости, а затем досушивают в специальной инфракрасной кабине.

Лаки типа LS дают самую тонкую пленку, имеют наименьший процент сухого остатка. Растворитель составляет более 50% объема лака. Как правило, такие составы продаются в баллончиках. Отличаются простотой нанесения и быстрым высыханием, невысокими требованиями к технологии сушки. Пригодны для мелкого ремонта ЛКП, а вот если вы хотите нанести новый слой грунта и краски, то в ходе финальной обработки лучше воспользоваться более жестким лаком.

Читайте также  Как выбрать лак для паркета?

Как работать с автомобильными лаками: MS, HS, UHS/VHS и быстросохнущими составами

Почти у всех современных автомобилей поверх эмали на кузове находится тонкая пленка из бесцветного лака. Лаковое покрытие защищает эмаль от повреждений, придает машине эстетичный вид и продлевает срок службы металла. Профессионально нанесенный автолак создает ровное блестящее покрытие, без корочек и некрасивых тусклых пятен. Почти всегда брак в верхнем слое вызван ошибками при работе с автолаками.

Немного о лаках для автомобилей

В кузовном ремонте используются лаки с различной степенью вязкости. Одни автомастера считают, что лучше жидкие, хорошо растекающиеся по поверхности, а другие уверены, что густые удобнее за счет того, что дают возможность наносить более толстые слои.

Густота состава зависит от содержания сухого остатка (чем его больше, тем гуще лак). По этой характеристике автолаки разделяют на несколько групп:

  • LS – низкая (почти не применяется при лакировании машин из-за токсичности и низкокачественного результата);
  • MS – средняя;
  • HS – высокая;
  • UHS/VHS – сверхвысокая концентрация сухой составляющей.

HS (high solids) означает «с высоким содержанием сухого остатка». Среди всех лаков HS, UHS, VHS обладают наибольшим его содержанием.

Лаки относятся к медленно сохнущим. Ими можно покрывать сразу весь кузов в качестве последнего слоя, защищающего эмаль и придающего краске блеск.

Отдельной группой идут экспресс-лаки, высыхающие очень быстро. Их применение сокращает время ремонта локальных повреждений, но они неудобны для покрытия всей машины сразу.

Как наносить MS-составы

Жидкая текстура автолака MS (medium solid – среднее содержание сухого остатка) дает возможность проводить лакировку двумя влажными слоями с соблюдением промежуточной выдержки. В обычных условиях (+20°C и влажность 80%) выждать между нанесениями нужно 10 мин. При другой температуре или влажности время выдержки может увеличиваться.

Сушить MS-лаки можно естественным способом или использовать автосушилку. Если применяется горячая сушка, то нужна дополнительная пятнадцатиминутная выдержка перед принудительным сушением.

Зачем соблюдать время выдержки

При высыхании автолака происходит полимеризация смол и испарение добавленных для поддержания жидкой консистенции различных разбавителей и растворителей. При естественном высыхании полимеризация протекает медленно, поэтому сначала испаряются добавки, а затем происходит образование прочной лаковой пленки.

Горячий воздух, применяемый для ускорения высыхания, ускоряет создание пленки из полимеризирующих веществ, а добавки испаряются только с поверхности. Но частицы растворителя, оставшиеся внутри, по законам физики должны выйти наружу, поэтому они пробивают микроскопические дырочки в уже созданной пленке. Внешних дефектов при этом не бывает, но под микроскопом видно, что поверхность не гладкая, а покрыта крохотными кратерами. Из-за этого машина не блестит, а становится матовой. У мастеров такой брак называется «кипение».

Помимо отсутствия блеска, микроскопические ходы в лаковом слое снижают прочность покрытия, повышают вероятность появления сколов или трещин во время эксплуатации автомобиля.

Выдержка между слоями и пред началом сушки позволяет дождаться выхода всех летучих веществ. Тогда «кипения» не происходит, а лаковый слой получается прочным и блестящим.

Частые ошибки при работе с автолаками MS

Причиной неудовлетворительного результата при использовании MS-лаков чаще бывают две ошибки:

  • маленькая выдержка между нанесением слоев или перед принудительным сушением;
  • неравномерная толщина слоев.

Нередко мастера первое покрытие машины делают тонким, а второе – с хорошим растеканием и наведением глянца. Но в процессе сушки покрытие мутнеет и утрачивает блеск. Причина – все то же «кипение». При наложении толстого слоя находящиеся внизу летучие частицы не успевают испариться до образования наружной пленки и «пробивают» себе дорогу, образуя мелкие дырочки.

Залог успеха работы с MS-составами – одинаковые (25-30 мкм) слои и соблюдение выдержки. Это обеспечит красивое прочное лаковое покрытие.

Применение HS-средств

Более вязкие, по сравнению с MS, автолаки почти всегда наносятся по полутораслойному методу. Кроме того, составы обладают памятью «первого слоя». Если первоначальное покрытие без глянца и похоже на шагреневую кожу, то повторное наложение лака не исправит ситуацию – шагрень только усиливается.

Частые ошибки и как их избежать

Большинство дефектов покрытия HS связано с несоблюдением толщины слоев:

  1. Слои получаются одинаковыми, как при применении лаков серии MS. Не очень страшная ошибка, но если не дать большую выдержку начальному покрытию, то появится кипение. Если базовый слой получился мокрым, то нужно дать выдержку больше, почти как для жидких лаков, а затем наносить завершающий слой.
  2. Очень тонкий первый и сильно толстый второй слой. Первичное нанесение тонкой пленки приведет к тому, что на эмали останутся плохо слипшиеся сухие капли, создающие морщины, и без глянца. Память первого слоя, свойственная HS-средствам, приводит к тому, что сморщивание повторно наложенного покрытия усиливается и не дает полноценного глянца. Для исправления ситуации некоторые увеличивают толщину лака, а это провоцирует закипание и появление матовости.

Оптимальным вариантом считается соблюдение пропорции 1:3. Общая толщина лакового покрытия составляет 50-60 мкм. В первый раз наносится четверть материала (около 15 мкм) с разливом и наведением полуглянца. Тонкие морщинки, равномерно распределенные по поверхности, допустимы – они замаскируются завершающим покрытием.

После 3-5 минут ожидания, необходимых для испарения летучих составляющих, наносится слой втрое больше: с разливом и наведением глянца.

Если предполагается принудительное сушение, то горячую сушку проводят через-10-15 минут. Соблюдение этих правил позволит избежать закипания и получить покрытие без дефектов.

Вязкость HS зависит от температуры

Мастера, ранее работавшие с автолаками MS, при использовании HS-материала не учитывают внешние температуры. Это приводит к потекам при горячей сушке.

Чтобы понять причину, нужно вспомнить из школьного курса физики, что происходит с молекулами при охлаждении и нагревании. В холодном состоянии в вязких составах они находятся близко друг к другу, а при нагревании начинают удаляться от своих «собратьев». Тепловое расширение увеличивает текучесть. Это становится причиной того, что хорошо нанесенный на холодный кузов HS имеет отличную текстуру и глянец, а при горячем сушении вдруг начинает течь, оставляя некрасивые разводы. Аналогичная проблема встречается и у лаков UHS/VHS.

Чтобы избежать проблем при нанесении вязких составов, работать нужно с прогретым материалом. Теплым должен быть не только лак, но и поверхности машины. В зимнее время рекомендуется лакировать кузов в отапливаемой мастерской.

Особенности нанесения UHS/VHS автолаков

Густые вязкие лаки содержат маленький процент летучих соединений, поэтому их наносят одним толстым слоем или соблюдают двухслойную методику. Последняя технология сильно отличается от той, что применяется для составов со средним и высоким содержанием сухого остатка:

  1. Укладывается максимально тонкая основа, без наведения глянца.
  2. Сразу, без выдержки времени, наносится основной слой с большим разливом и глянцеванием.

Первичное нанесение нужно не для обеспечения толщины лакового покрытия, а для пропитки эмали или автокраски. Это позволит избежать микропросадки при высыхании наложенного толстого слоя.

Применение разбавителей и растворителей для тягучих UHS/VHS-материалов нежелательно. Для некоторых составов допускается небольшое разбавление (не более 5%), но большинство разводить запрещено.

Для однослойной технологии требуется большая тягучесть. Это позволяет избежать потеков при лакировании вертикальных плоскостей. Даже если потек случился, то при сушке он постепенно вытягивается и, по мере высыхания, превращается в не заметную глазу выпуклость. Такой дефект не виден и не снижает прочности лакового покрытия.

Большое разбавление приводит к снижению вязких свойств и насыщению лака летучими соединениями. Кроме того, что разжижение затруднит применение однослойной технологии, появляется риск закипания. Толстый слой затруднит испарения частиц растворителя, и они начнут повреждать образовавшуюся пленку, создавая микрократеры и придавая лакировке матовость.

При работе с теплым UHS/VHS-материалом без использования растворителей обеспечивается качественное покрытие. Благодаря низкому содержанию летучих веществ, риск закипания у этих автолаков минимален.

Еще одна особенность – начало полировки. Лаки UHS/VHS очень прочные и твердые, поэтому процесс полирования трудоемкий. Для облегчения работы специалисты рекомендуют начинать полировать спустя час после окончания горячей сушки.

Экспресс-автолаки

Отличительная черта этих лаков – быстрое высыхание. Это имеет преимущества и недостатки.

Из преимуществ стоит отметить ускорение работы при лакировке машин. Быстросохнущие составы применяют в следующих случаях:

  • Требуется ремонт мелких элементов автомобиля.
  • В мастерских нет сушильной камеры, а в покрасочном цехе пыльно. Быстрое высыхание позволяет свести количество пылевых вкраплений к минимуму (их легко потом заполировать).

Экспресс-лаки не наносятся сразу на весь кузов – короткая сушка может спровоцировать появление перепыла, когда лак попадает на другие участки. Полная лакировка машины проводится постепенно – после высыхания одного участка площади переходят к расположенному рядом.

Главная особенность экспресс-автолаков – быстрая полимеризация. Средство разводят сразу перед применением, когда основа уже очищена и обезжирена. Очень важно следить за разливом: некачественно нанесенный первый слой или перепыл сложно, а иногда и невозможно исправить с помощью повторного покрытия лаком. Требуется опыт работы с экспресс-автолаками для проведения крупных кузовных работ.

Нанесение автолака – завершающий этап ремонтно-покрасочных работ. Соблюдение правил послойного нанесения с учетом выбора материала не только придает машине эстетичный вид, но и защищает кузов. По качеству лакового покрытия чаще всего судят о ремонте в целом.

Анатолий Башкирцев/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы о различных материалах для строительства и отделочных работ. Уверен вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Анатолий Башкирцев.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ROSHAL-LKZ.RU
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: