Чем и как окрашивали автомобили в гаражных условиях в Советском Союзе

Рассказываем, когда в Союзе начали применять металлик, выпускать двухцветные автомобили и не стесняться ярких оттенков.

Чем и как окрашивали автомобили в гаражных условиях в Советском Союзе

Луч цвета: как и во что красили автомобили в СССР

Малоизвестные факты о палитрах советских машин.

В плане пестроты транспорта улицы крупных городов Советского Союза были куда ярче и наряднее нынешних. Это сегодня у потребителей три основных любимых цвета: черный, серый да белый. У советских покупателей, с одной стороны, выбор зачастую отсутствовал – брали, что давали. Случалось, на площадке магазина стояло штук двести голубых машин. Но с другой – в какие только оттенки не красили автомобили наши заводы!

Хотя автопром СССР пришел к буйству красок не сразу. В 1930-е основным колером «Эмок» и ЗИСов считался черный, реже попадался серый. Архивные фотографии сохранили и двухцветные ГАЗ М-1, но, вероятно, это были единичные образцы. Интересный факт приводила в 1940 году газета «Московский транспортник», рассказывая, что на ВСХВ (ныне ВДНХ) выставили газовскую машину, которая «при свете солнца имеет кремовой цвет, но с наступлением темноты начинает светиться, излучая изумрудный свет». Как добились такого «хамелеонного» эффекта в 1940-м, издание умолчало.

После 1945 года основными цветами «Москвичей» и «Побед» стали мышино-серый и светло-бежевый.

Нитрокраски того времени отличались блеклостью, но примерно также выглядели тогда и иные массовые европейские модели. Так что нынешние реставраторы, доводящие кузова до максимального блеска, строго говоря, отступают от оригинала.

Гамму «Побед» со временем разбавили синими и даже зелеными машинами. А вот черных ГАЗ-М20 на заводе не делали. Причем по объективной причине. Дело в том, что кузова изготавливали с большой долей ручной доводки, однако большие поверхности все равно часто получались неидеальными. А на черном любая неровность особенно хорошо заметна.

Прорыв в цветовой палитре советских автомобилей случился в середине 1950-х, когда довольно унылый серо-зелено-голубой мир разбавили двухцветные «Москвичи-407» и такие же новенькие «Волги», окрашенные по последней европейской моде.

В основном, яркие экземпляры уходили на экспорт. Но продавали такие машины (в большей степени «Москвичи») и в Союзе. Светло-кремовый сочетали обычно с темно-красным, зеленым или голубым. Существовали и иные комбинации. Салоны, особенно «зарубежных» версий, тоже стали повеселее. Хотя основными расцветками внутренней отделки на внутреннем же рынке оставались все-таки серый и голубой.

Мода на двухцветность быстро прошла. Более поздние «Волги» ГАЗ-21 обычно сходили с конвейера в черном наряде (высший чиновничий шик и мечта многих частников). Встречались белые, серые, голубые, иногда зеленые экземпляры.

Для интерьера 21-й «Волги» заготовили разные цветовые сочетания, но основным был серо-голубой.

Зато всеми оттенками расцвели «Москвичи» моделей 408 и 412. Палитра отличалась огромным разнообразием – от ярко-красных, голубых, желтых до белых машин. Кстати, последние в СССР считались самыми непрестижными, покупали их лишь поневоле, когда выбора не оставалось. Народ утверждал, будто бы такие автомобили ржавеют быстрее, хотя на самом деле на светлом коррозия просто была лучше видна.

С «Москвичами» начала 1970-х вошел в обиход, а потом распространился на «Запорожцы» и «Жигули» цвет «Охра золотистая». Он был очень близок к колеру, в который красили городские автобусы: «Икарусы» и многие ЛиАЗы. Не сказать, что популярности способствовали запросы покупателей – их как раз не спрашивали, просто так сложилось в промышленности на тот момент.

Ярославские синтетические эмали 1970-х получились куда насыщеннее и ярче прежних. Однако «Волги» ГАЗ-24 (впрочем, как и ГАЗ-21) красили, в основном, в спокойные цвета: черный (куда без него!), белый, серый, голубой. Встречались зеленые и еще реже синие. А уж красные ГАЗ-24, как на рекламных фото «Автоэкспорта», оставались и вовсе единичными.

Зато с появлением «Жигулей» советские улицы снова расцветились, как новогодняя елка. А мода стала меняться активнее. Так, одно время ценились темно-зеленые и темно-синие «трешки» и «шестерки». Потом все гонялись за машинами оттенка «кофе с молоком». А вот белые по-прежнему брали неохотно.

Очередная революция в советской цветовой гамме связана с «Москвичом-412». Первые такие седаны, окрашенные металликами, появились осенью 1975 года и произвели фурор. Ведь даже «блестящих» иномарок тогда было совсем мало! Поговаривали, будто в СССР специально завезли югославскую эмаль. Как правило, продвинутые «Москвичи» уходили на экспорт.

Интерес к продукции АЗЛК за рубежом к тому моменту сокращался, часть машин оставалась на родине. Вот только получить такой автомобиль в магазине рядовые граждане могли лишь за «благодарность» продавцу рублей в 50. Немалые по тем временам деньги!

Люксовые «Москвичи-2140SL» окрашивали, в основном, именно металликами. Дошло до того, что эти седаны обычных цветов некоторые автомобилисты стали считать неполноценными. А вот «Жигули» покрывать блестящими эмалями начали позже – распространение нарядных моделей из Тольятти отмечалось с середины 1980-х.

Но все это цветовое пиршество потускнело к закату эпохи СССР, когда любимым в народе оттенком стал скучный «мокрый асфальт». А с развитием свободного рынка яркие колеры вообще перешли в разряд экзотики. Разве что желтые такси теперь выделяются на общем черно-серо-белом фоне…

Технические особенности покраски в СССР.

Восстанавливаю полученный по наследству мотоцикл Восход-3М.

Собственно, это мечта моего детства, и вот, перепало… С доками не всё однозначно, но на номерах… Собственно побег до 2000, муха за 31 год сидела считанные разы… Но коленями немного потёрты места бардачков.

Под родной краской угадывается красно-коричневый грунт. Хочется восстановить по-максимуму близко к оригиналу. Краска, как я понимаю МЛка, а вот грунт? ГФ? Аэрографом подкрасить реально? Красить с перекрывом?

Комментарии 50

ГФка есть нескольких цветов, в том числе и темнокрасного (коричневого). Но по поводу аутентичности, вряд ли вы сможете соблюсти все процессы как красили тогда, запекая млку, даже хотя она и есть в доступе. Не проще использовать БОЛЕЕ современные материалы.и выбрать ЛЮБОЙ зеленый цвет по вашему вкусу…грунт база+лак.

Где вы его откопали, был даавно давно 2М, но это уже история)

А зачем тебе мл-ка? Ты ей переход нормально не сделаешь, только полностью деталь крыть. Уж лучше тогда акрил взять

Ок, понял. Вот откроются с 12 го магазины, сгоняю, подберу.

Бери кусок восхода, иди на подбор краски. Закажи грам 100 базы, должно хватить. Места протиров шкуришь p240-320. Обезжириваешь. Далее на носишь грунт акриловый на протиры. В идеале перед ним дать тонкий слой кислотника на метал. Но это по желанию. Грунт высох, шкуришь всю деталь p1000 на мокрую. Далее сушишь, обезжириваешь и хочешь аэрографом, хочешь пулером наносшь базу с напылом от границ грунта в разные стороны. Затем покрываешь лаком всю деталь. Полировка, воск, жидкое стекло по желанию))
Но как по мне, проще его заново перекрасить чем заниматься таким ремонтом лкп

МЛ-ку тоже подбирают? Вроде Vika делает до сих пор.

Сделать местовое восстановление реально! НО! А Вы уверены, что под остальным покрытием все благополучно? Заводской окрас — это супер, если нет подпленочной коррозии, которая может проявиться в любой момент! А мартышкин труд…есть ли в нем смысл? Лучше сделать по старой технологии, но сразу нормально. Тем более, что по итогу затраты будут не так велики

Читайте также  Свойства и особенности применения грунтовки АК-070

За достоверность не ручаюсь. Но как по мне — это просто поверхностная ржавчина, а красили нитрокраской по металлу. Ибо МЛ дает очень хороший слой и глянец.
Для себя бы пескоструил и покрывал: кислотный грунт, акриловый грунт, акриловая краска

На детали явно просматривается грунт. Скорее всего действительно ГФ-021.

Чем красили не в курсе, но тоже есть желание кое что убрать потертое. пробег 4500 в семье с новья. Кто говорит что Восход 3м не запускается — не умеет осблуживать, хотя непонятно что там вообще обслуживать все просто как три рубля! Запуск с полтыка, даже после простоя в несколько лет!

Запуск с полтычка это Минск на индийском карбе) а восход на 62 это дрочь в детстве)

У меня К65, никаких пробем — тырк и поехал.

EvdokimoffEA

Запуск с полтычка это Минск на индийском карбе) а восход на 62 это дрочь в детстве)

Кроме 62-х, на «3М» ставили ещё и К-65В.
Но не в карбах дело.
Минский коленвал за один проход лапки кик-стартера делает почти четыре оборота. У восхода — 2,5 оборота. Коичество тактов у Минска больше, скорость вращения коленвала выше — сосответственно, шанс завестись с первого раза многократно выше.
Мой (на К-65В) заводится со второго-третьего раза на холодную (в режиме холодного запуска), через пять — семь секунд глохнет, и далее заводится в обычном режиме с первого раза. Но всегда обязательно нужен подсос — пожрать любит, как и его хозяин…

Как красили машины в ссср

В СССР существовал стандарт на раскраску автомобилей.

Все машины представительского класса, выпускаемые для перевозки руководства страны и партийной номенклатуры, окрашивались исключительно в чёрный цвет. Такая традиция пошла с 30 –х годов прошлого века, когда первые лица государства стали ездить на машинах исключительно чёрного цвета, но иностранного производства. Горьковский автозавод выпускал в то время легковой автомобиль М -1, который красился в два цвета: в чёрный для обеспечения потребностей в народном хозяйстве и в зелёный цвет (хаки) для армейского и флотского руководства армии. Партийное и хозяйственное руководство среднего звена передвигались в автомобилях отечественного производства. Автомобили Народного Комиссариата Внутренних Дел (НКВД), были чёрного цвета, как оперативные, так и для руководства. В народе такие автомобили называли «чёрный воронок».

Машины оперативных служб также имели свою раскраску.

Пожарные машины имели ярко красный цвет с белой полосой посредине кузова, с цвето — графической схемой и номером телефона 01.

В послевоенный период милицейские автомобили имели ярко жёлтый, можно сказать лимонный цвет и синей полосой, на которой белыми буквами писалось слово «МИЛИЦИЯ». Такие машины выезжали по вызову с сотрудниками патрульно-постовой службы или с оперативными работниками. Милицейское руководство ездило на автомобилях тёмно синего, можно сказать фиолетового цвета, с красной полосой, на которой белыми буквами писалось слово «МИЛИЦИЯ». Машины Государственной инспекции имели цвет потемнее, чем жёлтый, скорее всего светло коричневый с надписью ГАИ.

Оперативные автомобили Комитета Государственной Безопасности ничем не выделялись из общего потока автомобилей, но были более мощными и новыми, по сравнению с серийными автомобилями

Автомобили скорой помощи имели светло жёлтый или белый цвет с красным крестом и красной полосой, часто с телефонным номером 03 и надписью «СКОРАЯ ПОМОЩЬ».

Автомобили, обслуживающие газовое хозяйство также имели надпись ГОРГАЗ и красную полосу, все автомобили имели цвет светло коричневый, скорее песочный.

Все эти машины оборудовались проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом и пользовались преимуществом при проезде на дорогах страны.

Почтовые машины имели синий цвет кузова или кабины с наклонной белой полосой.

Машины инкассаторской службы имели цвет темно желтый, но не песочный и не светло коричневый с зелёной полосой посредине кузова.

Автомобили такси всегда были ярко жёлтого цвета и шашечками на дверцах машины чёрного цвета. Редко такси были светло зелёного цвета или чёрного. В этом случае шашечки на дверцах набивались белым цветом.

Автомобили аэродромных служб были ярко жёлтого цвета с надписью АЭРОФЛОТ.

Легковые автомобили для личного пользования, выпускаемые заводами страны, имели самые разнообразные цвета, но никогда не окрашивались в чёрный цвет, за исключением автомобилей Волга.

Что касается грузовых автомобилей, в СССР они окрашивались в два цвета. Обычно кабина и кузов имели один и тот же цвет, все остальноё окрашивалось в чёрный цвет. Топливные баки красились или в цвет кузова или в чёрный цвет. Часто, цвет самосвальных кузовом не совпадал с цветом кабины.

Самыми популярными цветами для грузовых автомобилей были песочный цвет и хаки. Большинство автозаводов выпускали автомобили двойного назначения для армии и народного хозяйства, отсюда и соответствующая раскраска. Продукция Кутаисского автозавода не призывалась в армию и никогда в зелёный цвет не раскрашивалась.

Автомобили Горьковского и Минского автозаводов, в армию призывались частично и могли раскрашиваться в зелёный цвет. Но чащё и в другие цвета.

На остальных заводах автомобили призывались в армию и раскрашивались в зелёный или в песочный цвет.

Если автомобили шли в народное хозяйство, чаще всего это были автомобили, под монтаж различного оборудования. Кабины таких автомобилей имели голубой цвет и белым цветом, окрашивалась только облицовка радиатора. Так окрашивались автомобили заводов ГАЗ, ЗИЛ. Кабины автомобилей семейства ГАЗ также часто окрашивали в песочный цвет. Кабины автомобилей семёйства КамАЗ, окрашивали в серый, голубой, светло — коричневый, ярко – коричневый цвет с традиционным белым окрасом облицовки радиатора. Для армии, кабины полностью красились в зелёный цвет.

Автомобили, выпускаемые заводами страны, для Северных районов шли с утеплёнными кабинами и были ярко оранжевого цвета. На фоне белого снежного фона хорошо были видны за многие километры. В виду малонаселённости этих территорий и почти полного отсутствия дорог этот окрас был наиболее актуален.

Все автобусы, осуществляющие перевозку населения, по городским и пригородным маршрутам окрашивались в светло коричневые цвета. Львовские автобусы, не зависимо от назначения красились только в белый цвет. Междугородные автобусы «Икарус» имели двойную раскраску: в своём большинстве цвет спелой вишни, с белой полосой. Автобусы средней и малой вместимости имели темно красный, синий или зелёный цвет со светлыми полосами по бокам или низ был одного цвета, а верх всегда белый или светло серый. Могла присутствовать и другая расцветка, которая встречалась крайне редко.

Колёсные трактора средних габаритов, имели синий или ярко коричневый цвет. Трактора больших габаритов были светлых тонов, близких к жёлтому цвету. Трактора Южного машиностроительного завода окрашивались в два цвета: синего или зелёного с полосами светлых тонов. Гусеничные трактора окрашивались в жёлтый или серый цвета.

Самыми популярными были цвет хаки, песочный, светло голубой, синий, серый, тёмно красный и белый цвета.

Такая окраска автомобилей в своем большинстве сохранилась и дошла до наших дней. Только теперь полицейские автомобили имеют светлый окрас близкий в светло серому или белый, синие полосы и цвето — графические схемы остались.

Читайте также  Выбираем щетку для браширования (состаривания) дерева

Покраска автомобиля своими руками в домашних условиях

Причин, побудивших вас к самостоятельной покраске автомобиля, не так уж и много. Это могут быть последствия аварийной ситуации с повреждением частей кузова, либо возраст автомобиля, когда площадь поеденного коррозией кузова явно подбирается к 1/3 от общей площади автомобиля. В этих случаях покраска автомобиля – обязательна. Ни в коем случае причиной покраски авто не может служить новое платье в гардеробе вашей супруги, ну, чтобы гармонировало с цветом.

Покраска автомобиля в гараже

Покраска автомобиля в домашних условиях – мероприятие не простое, и здесь вы должны ориентироваться по месту. Бывает, что импульсивно вы решаете произвести полную покраску, хотя на самом деле требуется всего лишь локальная покраска какой-либо части кузова.

По сути своей, покраска авто в домашних условиях описывалась нами в рубриках подготовка автомобиля к покраске и локальная покраска авто. Поэтому сегодня мы постараемся, меньше внимания уделить методике покраски автомобиля своими руками, а сконцентрируем ваше внимание на оборудование для покраски и некоторые особенности этого процесса.

Покраска авто своими силами подразумевает наличие этих сил, желание, или, чего греха таить, невозможность в данный момент потратить круглую сумму на покраску в сервисе. А оборудование для покраски можно собрать по гаражам у товарищей. Плюс в том, что покраска авто в гараже, не оставит это мероприятие без помощников – ваших соседей по гаражу.

Инструменты для подготовки и покраски авто своими силами

Прожектор или два. Для покраски авто в гараже хороший свет вам очень понадобится. Помимо света он может быть использован и как элемент обогрева окрашиваемой поверхности. Мощность прожектора от 500 ВТ до 1 кВТ.

Насадка (виниловая) на электродрель. Для снятия коррозии, краски, грунта и шпатлевки – вещь незаменимая. Положительно по сравнению с «болгаркой» то, что она не задирает металл и не нагревает поверхность кузова.

Строительный фен. Во-первых, нужен при подготовки авто к покраске для снятия молдингов, наклеек и всего, чем мы «облепливали» авто во время стайлинга. Кроме того, нужен для ремонта и покраски бампера или покраски дисков. И соответственно во время покраски кузова.
Орбитально-шлифовальная машинка. Незаменима при подготовке к покраске, для зачистки шпатлевки и грунтовки. Пригодится также при полировке кузова либо полировке стекла после ремонта трещин, вместо полировальной машинки. Для этого применяются специальные насадки. Качество обработки и время – просто несравнимы с ручной работой.

Рубанок для шлифовки. Применяется при покраске авто своими силами для шлифовки больших и плоских площадей. Выбирать рекомендуется с зажимами для крепления наждачной бумаги.
Малярная маска – без неё покраска авто своими силами в гараже просто не может начинаться. Это ваше здоровье.

Краскопульт (малярный пистолет). Он – основное орудие производства, т.к. с помощью краскопульта вы наносите практически все ингредиенты лакокрасочного покрытия: жидкую шпатлевку, грунт, краску и лак.
Компрессор. Это пара к краскопульту. Для непрофессиональной покраски, если только вы затем не откроете у себя в гараже малярный участок, вполне подойдет самый обычный компрессор. Не забудьте к нему фильтры для сбора из воздуха влаги и масла.

Вот собственно и все, самое необходимое, для покраски авто в гараже, оборудование. Производим закупку материалов: шпатлевки, грунтовки, краски, лака, наждачной бумаги. Технология подготовки к покраске и покраске автомобиля вами уже, надеемся изучена. Всё. Приступаем к делу.

Перед тем, как начнется покраска кузова автомобиля своими руками, не поленитесь, возьмите на свалке за гаражами старое крыло, капот или дверь. И на них произведите полный учебно-тренировочный цикл покраски авто своими руками. Это поможет понять суть своих действий и провести более качественную покраску авто, уже по-настоящему.

Удачи вам в покраске кузова автомобиля своими руками!

Почему автомобили, изготовленные в СССР, не боялись ржавчины?

Очень часто на дорогах крупных городов или в посёлках можно увидеть технику, которая производилась ещё во времена СССР. Она проживает не первое десятилетие, но до сих пор находится на ходу. Многие представители автомобилей в данном сегменте даже находятся в хорошем состоянии, несмотря на серьезный возраст. И всё это на фоне того, что современные транспортные средства уже через 3 – 5 лет после приобретения начинают покрываться ржавчиной. Такое явление часто приводит к закономерному вопросу – почему автомобили, которые собирались в Советском Союзе, не подвергаются ржавчине так, как современные?

Основная причина, почему автомобили, изготовленные в Советском Союзе не ржавели, – качество обработки кузова от воздействия внешних условий

Автомобили, выпускаемые в Советском Союзе, действительно ржавели меньше, чем продукция АвтоВАЗ, производимая в период 2000 – 2012 годов. Такое явление можно объяснить сразу несколькими причинами. Одна из них касается подхода к процессу производства, а другая затрагивает современные условия эксплуатации.

Качество обработки. Основная причина, почему автомобили, изготовленные в Советском Союзе не ржавели, – качество обработки кузова от воздействия внешних условий. Если провести проверку самостоятельно и измерить толщину лакокрасочного покрытия, можно будет сильно удивиться. На автомобилях старого образца отмечается более плотный слой ЛКП. Он хорошо препятствует появлению ржавчины на поверхности металла. В Советском Союзе старались не жалеть краску, грунт или лак. Главным являлось качество, а не стоимость. Безусловно, отечественные автомобили были далеко не на первом месте в плане комфорта, но качество всегда оставалось на высоком уровне. Но что произошло с продукцией АвтоВАЗа в последние десятилетия?

Если внимательно изучить лакокрасочное покрытие у модели ВАЗ-2107 2010 г. выпуска, можно определить, что слой краски, грунта и лака здесь минимальный. Именно поэтому даже стандартный пескоструй, который всегда встречается при передвижении по дорогам, наносит колоссальный вред покрытию. И это открывает дорогу образованию ржавчины, которая за короткое время может оставить новый автомобиль без порогов.

Ещё одна возможная причина заключается в качестве используемого металла. В СССР оно было на порядок выше. Сейчас такой материал не может противостоять образованию коррозии на поверхности. В результате автовладельцам остается идти на крайние меры – заливать всё мастикой или мовилем.

Нельзя сказать, что автомобили, выпускаемые в Советском Союзе, не были подвержены ржавчине

Современный автомобиль уже перестал ассоциироваться с надёжным транспортным средством. Владельцы из разных уголков страны вынуждены уделять больше внимания его обслуживанию именно из-за подверженности к образованию коррозии. Такие процедуры, как обработка антикором раз в сезон, уже стали чем-то нормальным и привычным.

Особую роль играл и подход к обслуживанию транспорта

Нельзя сказать, что автомобили, выпускаемые в Советском Союзе, не были подвержены ржавчине, но они сталкивались с такой проблемы гораздо позже, чем современные машины. Особую роль играл и подход к обслуживанию транспорта. Заботливые владельцы своевременно убирали все очаги коррозии, пока они не разрастались до сквозных отверстий.

Если сравнить данный параметр, то для модели ВАЗ-2101 АвтоВАЗ использовал листы стали 0.7 — 1 мм

Читайте также  Плэнер от Tikkurila в Санкт-Петербурге

Автомобилисты, которые застали автомобили, произведенные в Советском Союзе, могут подтвердить, что металл в них был гораздо толще. Если сравнить данный параметр, то для модели ВАЗ-2101 АвтоВАЗ использовал листы стали 0.7 — 1 мм. Наиболее тонкий слой использовался при изготовлении задних крыльев, капота и крышки багажника. Самый толстый слой использовали для порогов, так как именно это место считалось наиболее уязвимым.

Современная Lada Vesta, которая является самым бюджетным и распространенным автомобилем в России, изготавливается из стали толщиной 0.6 — 0.8 мм

Волга делалась из стали толщиной 0.9 — 1.2 мм, крышу и днище штамповали из 2-мм металла. Поэтому крышу нельзя было даже при делании промят пальцем, как у современных автомобилей.

А теперь обычное сравнение. Современная Lada Vesta, которая является самым бюджетным и распространенным автомобилем в России, изготавливается из стали толщиной 0.6 — 0.8 мм. И это не единственное отличие. Если сравнивать показатели, толщина металла действительно уменьшилась, как и сама сталь.

Многие экземпляры из СССР все еще передвигаются по дорогам

Напомним, что в СССР антикор не был представлен в таком количестве, как сегодня. Тогда автомобилистам приходилось самостоятельно мастерить составы для защиты железного коня. Несмотря на это, многие экземпляры из СССР все еще передвигаются по дорогам и выглядят достойно для своего возраста.

Итог. Современные отечественные автомобили стали наиболее подвержены образованию коррозии, чем советский транспорт. Объяснить данное явление можно использованием металла низкого качества и тонким слоем лакокрасочного покрытия.

Анатолий Башкирцев/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы о различных материалах для строительства и отделочных работ. Уверен вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Анатолий Башкирцев.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ROSHAL-LKZ.RU
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: