Цветовые тенденции мирового и российского автопрома

Не так уж много людей в курсе современных тенденций в сфере автомобилестроения. Сегодня мы хотели бы познакомить вас с самими последними наблюдениями Государственного университета штата Огайо (OSU CAR).

Цветовые тенденции мирового и российского автопрома

Новые тенденции в автомобилестроении

Государственный исследовательский центр Инженерного колледжа специализируется на передовых системах электропривода и энергосбережения, двигателях и альтернативном топливе, интеллектуальных транспортных системах и системах автомобильной связи, автономных транспортных средствах, системах шасси автомобилей и безопасности транспортных средств.

«Одной из самых больших тенденций в области автомобилестроения является повышение эффективности двигателя и экономии топлива, — говорит Джорджо Риццони, директор OSU CAR . – Такие работы включают в себя сокращение оборотов, понижение скорости, прямое соединения топлива и его увеличение».

Другие инженерные тенденции сосредоточены на:

  • улучшении передач (добавление скоростей);
  • уменьшении вспомогательной нагрузки за счет интеллектуального управления энергией других компонентов автомобиля;
  • электрификации автомобиля;
  • гибридизации;
  • улучшении систем управления батареями, новых батарейных систем и силовой электроники.

«Снижение веса в подсистемах транспортных средств также тестируется с использованием легких конструкций из альтернативных материалов, таких как алюминий, магний, композиты, пластмассы и многослойная конструкция», добавляет Риццони.

Аккумуляторы

Системы управления аккумуляторами разрабатываются с целью обеспечения производительности, жизни и реализации гарантийных целей как для аккумуляторов, так и для их систем мониторинга и управления. «Автопроизводителям необходимо полностью понять, как изменяющиеся эксплуатационные ограничения влияют на срок службы аккумуляторных систем, за счет обширного тестирования и моделирования. Необходимо разрабатывать сложные алгоритмы для отслеживания и прогнозирования различных параметров, таких как состояние заряда и состояние работы в течение срока службы аккумулятора», — комментирует Риццони.

Чтобы расширить диапазон работы аккумулятора и сократить затраты, некоторые исследователи разрабатывают и тестируют новые химические элементы и подсистемы аккумуляторов. Продвинутые химикаты могут позволить аккумуляторам работать с более высокими температурными экстремумами, дольше и с более легким весом и при низкой стоимости. Другие усилия прилагаются для снижения стоимости вспомогательных систем, таких как охлаждение, для дальнейшего снижения общей стоимости аккумуляторной системы.

Турбонаддув

Двумя основными преимуществами в сокращении потребления двигателя внутреннего сгорания являются термодинамика и механика. «С термодинамической точки зрения, работа двигателя будет стремится к более высоким нагрузкам, при которых эффективность силового агрегата будет выше», — говорит Риццони. «С механической точки зрения положительный аспект заключается в уменьшении трения в поршневых узлах и компрессорах, вместе с уменьшением количества цилиндров».

Моторы будущего будут непохоже на современные ДВС

Уменьшенные двигатели легче обычных моторов, тем самым они способны уменьшить массу транспортного средства и улучшить расход топлива транспортного средства. Турбонаддув использует механическую энергию выхлопных газов для увеличения индуктивного заряда, в связи с этим, увеличивается отношение мощности к смещению. «Сокращенный двигатель с турбонаддувом имеет преимущество. Имея такую же или даже улучшенную производительность, что и традиционный двигатель, у мотора с наддувом значительно повышена эффективность использования топлива», — говорит Риццони.

Расширенные режимы горения

Инженеры работают над повышением эффективности двигателей внутреннего сгорания за счет разработки нескольких усовершенствованных режимов горения. Один из этих режимов называется гомогенным воспламенением сжатия заряда HCCI. При сжигании HCCI сильно гомогенизированная смесь воздуха, топлива и продуктов сгорания из предыдущего цикла, автоматически воспламеняется при сжатии. «Этот режим горения направлен на объединение преимуществ современных процессов сжигания дизельного топлива и бензина, а именно низких выбросов и высокой эффективности», — заявляет Риццони.

Пока кто-то работает над качеством ДВС, немецкий автопром уже занимается внешним видом. Так, компания Мерседес утверждает, что способна к 2019 году выпустить самый красивый седан в мире. Советуем ознакомиться с обзором этого удивительного автомобиля Mercedes AMG:

Другая исследовательская тенденция направлена на то, чтобы восстановить энергию, которая обычно рассеивается через систему охлаждения выхлопных газов, автомобильных силовых агрегатов, с использованием инновационных устройств, для рекуперации тепла. Эти системы могут преобразовывать тепловую энергию в механическую или электрическую энергии, тем самым повышая общую эффективность транспортного средства. Органический цикл Ренкина, термоэлектрические системы, турбокомпрессоры и рекуперативные системы теплового управления имеют потенциал для значительного повышения эффективности двигателя.

Меньший, но все еще важный аспект исследований топливной эффективности называется «интеллектуальное управление энергии». «Эта способность более разумно контролировать аксессуарные нагрузки в автомобиле, такие как генератор переменного тока или усилитель руля, и т. д. Это поможет способствовать улучшенному расходу газа», — говорит Риццони. «Благодаря более умному управлению этими нагрузками и добавлению технологии стоп-старта, могут быть значительные увеличения экономии топлива, при незначительном или полном увеличении стоимости транспортного средства».

По самые фонари Российский автопром въехал в затяжной кризис

По итогам прошлого года Россия опустилась со второго на четвертое место в Европе по числу проданных легковых автомобилей. 2016-й также не станет поворотным в судьбе российского автопрома: продажи продолжат падать, а цены на новые автомобили — расти. Каждому бренду придется выкручиваться по-своему, но больше всего шансов будет у самых терпеливых, то есть тех, кто выберет правильную ценовую политику. В этом смысле наилучшие перспективы у корейских брендов и отечественных Lada.

Кризис продолжается

Российский автопром ждет четвертый год кризиса: в 2016-м продажи новых легковых и легких коммерческих (LCV) автомобилей провалятся до 1,53 миллиона штук, прогнозирует Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ). В 2015-м в России приобрели 1,6 миллионов новых машин — на треть меньше, чем в 2014-м.

Самым удачным месяцем для дилеров оказался декабрь — 147 тысяч проданных легковых машин и LCV. Показатель ноября — 132 тысячи. Некоторым дилерам удалось реализовать на 30-40 процентов продукции больше, чем в ноябре. Однако повторить результат декабря 2014 года, когда запаниковавшие россияне бросились тратить дешевеющие рубли и скупать все от стиральных машин до автомобилей, естественно, не удалось (тогда в стране за месяц было продано 270 тысяч машин).

Согласно статистике АЕБ, наиболее популярным автомобилем у россиян остается отечественная Lada — за год продано 269 тысяч машин. Следом с большим отставанием идут корейские бюджетные бренды Kia и Hyundai — 163,5 и 161 тысяча соответственно. Замыкают пятерку самых востребованных машин Renault и Toyota. Впрочем, оптимизма статистика АЕБ не внушает: клиентов поубавилось абсолютно у всех брендов, за редким исключением (Lexus подрос на 6 процентов, Porsche — на 12). Из массовых моделей меньше других пострадал УАЗ, чьи продажи снизились всего на 2 процента.

Глава комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер на пресс-конференции 14 января отметил, что чудесного восстановления спроса в 2016-м не произойдет, а если государственная поддержка спроса окажется недостаточной, итог будет совсем печальным. «В прошлом году Россия была, хоть и со скрипом, на втором месте после Германии. В 2015 году картина изменилась: российский рынок находится на четвертом месте», — резюмировал он. По продажам автомобилей Россию опережают Германия, Великобритания и Франция. За последние три года, по подсчетам ассоциации, рынок сократился почти вдвое. Однако Шрайбер обратил внимание на некоторые позитивные моменты в нелегкой судьбе автозаводов. В частности, вырос спрос на легкие коммерческие автомобили. И хотя уровень продаж легковушек еще не стабилизировался, темпы падения замедляются.

Свой прогноз на 2016 год ранее обнародовало аналитическое агентство «Автостат»: при оптимистичном сценарии продажи останутся на уровне 2015-го, при пессимистичном — снизятся на 15 процентов.

Секвестр вероятен

Аналитики и топ-менеджеры дилеров осторожничают с прогнозами. На спрос влияет множество факторов — от цен на нефть и курса рубля до стратегии каждого конкретного бренда, поясняют они. Уже известно, что государство в первом полугодии 2016-го выделит 20 миллиардов рублей на три программы поддержки автопрома — льготное автокредитование, утилизацию и trade-in, а также продажи в лизинг. Относительно второй половины года решение еще не принято.

В декабре вице-премьер Аркадий Дворкович говорил, что объем господдержки российского автопрома в 2016 году может увеличиться до 50 миллиардов рублей. Однако на фоне секвестра российского бюджета нельзя исключать и противоположного сценария. Шрайбер подчеркнул, что опасается именно такого развития событий: «Возможно, что там, в бюджете, кое-какие сокращения тоже будут. Тогда мы должны говорить уже о другом прогнозе продаж на 2016 год».

На автопром, как и на всю российскую экономику, косвенно влияют и западные санкции. Председатель комитета автопроизводителей АЕБ признал, что это один из факторов, определяющих настроения на рынке.

С негативным прогнозом АЕБ согласен аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов. По его словам, текущие тенденции не позволяют говорить о восстановлении авторынка в 2016-м. По мнению директора по продажам ГК «АвтоСпецЦентр» Александра Зиновьева, общая стратегия автопроизводителей — сохранить объем продаж на уровне 2015 года. Лишь некоторые из них закладывают рост в 5-10 процентов.

Ударят рублем

Очевидно, что легковые автомобили в 2016-м продолжат дорожать, особенно у иностранных брендов без сборочных мощностей в России или с низкой локализацией. «Автопроизводители и дилеры будут наблюдать за тенденциями на валютном рынке и постепенно повышать цены. Если рубль начнет укрепляться, то предложат различные акции-распродажи и скидки», — считает Беспалов.

Директор дилерского центра Mitsubishi РОЛЬФ Сити Владимир Мирошников добавляет, что в автосалоны приходят клиенты, которые «стремятся приобрести автомобиль сейчас, понимая, что завтра будет дороже». Многие готовы покупать в кредит, однако с корректировкой прайс-листов поток этих покупателей прекратится, уверен менеджер.

Читайте также  Выбираем валик для грунтовки стен

По словам Зиновьева, большинство брендов пока работает по ценам 2015 года, лишь некоторые решились повысить их с января на 3-7 процентов. У одних повышение было запланировано заранее, другие таким образом компенсируют девальвацию рубля.

«Цены на автомобили за год выросли в среднем на 20 процентов, при этом средняя цена продажи увеличилась лишь на 14. То есть покупатели пересаживаются на более дешевые комплектации. Эта тенденция сохранится и в текущем году», — объяснил «Ленте.ру» руководитель экспертно-аналитического отдела дилера «Автомир» Артем Зябин. По его оценкам, потенциал роста цен еще очень велик — рубль обесценился более, чем в два раза, а локализация производства у большинства иностранных брендов не превышает 50 процентов.

Он обращает внимание на удачную стратегию корейцев, которые в прошлом году фактически «купили долю рынка низкими ценами». «Продолжив политику увеличения цен медленнее рынка и в 2016 году, корейские бренды займут еще большую долю российского рынка — это явный задел на будущее», — полагает он. Активно борется за покупателя и российский «АвтоВАЗ», сумевший на 1,5 процента увеличить рыночную долю в прошлом году. Зябин считает, что перспективы тольяттинского гиганта во многом зависят от ценовой политики на новые модели Lada Vesta и X-Ray: спрос на них ограничен, а у корейских брендов сопоставимый ценник.

Инновационные разработки в области автомобильных ЛКМ

Для внедрения инноваций при разработке ЛКМ для такой сложной отрасли, как автомобилестроение, необходима совместная работа различных специалистов. В последние годы автомобильная и авиационная промышленность совместно проводят ряд исследований в области разработки лакокрасочных материалов и технологий. В результате таких работ, в частности, были созданы материалы для окраски бамперов, легковесных конструкций и термопластичных нанокомпозитов.

Описано использование измельченных частиц отходов каучука для производства ЛКМ, обеспечивающих получение автомобильных покрытий с оптическим и/или тактильным эффектом, матовых и имитирующих кожу покрытий. Такие ЛКМ можно наносить на внутренние приборные и дверные панели или использовать для защитных покрытий.

Разработаны материалы, содержащие диоксид кремния, которые наносят ультра тонким слоем. Образующееся нанопокрытие толщиной около 100 нм имеет хорошую адгезию к подложке и обладает водо- и кислотостойкостью, устойчивостью к действию УФ-излучения, легко моется водой.

Для получения автомобильных ЛКМ с высокой жизнеспособностью предлагают использовать водную дисперсию твердой эпоксидной смолы, не содержащую летучих органических соединений (ЛОС), отверждаемую модифицированным амином. Покрытие на основе такой смолы быстро отверждается, имеет высокий блеск, отличную стойкость к действию воды, влаги, моторного масла, тормозной жидкости, многих промышленных химикатов и устойчиво к выцветанию.

Различные экологические факторы, например кислотные дожди, разлагающиеся насекомые, пыльца растений вызывают повреждение автомобильных покрытий. Для защиты от таких воздействий в NASA Corrosion Technology Laboratory разработаны новые «умные» покрытия для защиты металлов от коррозии. Автомобильным компаниям предложены ЛКМ, содержащие микрокапсулы, ингибирующие процесс образования ржавчины. Химические вещества остаются в капсулах до начала коррозионного разрушения, что снижает экологическую нагрузку. Некоторые капсулы содержат вещества, изменяющие цвет пораженной области, это позволяет обнаружить начало коррозии.

Для получения прозрачных покрытий с высокой устойчивостью к царапанью в автомобильной промышленности применяют нанотехнологии. Было показано, что введение повышенного количества гидрофобных наночастиц диоксида кремния в полиуретановые и акрилмеламиновые автомобильные ЛКМ позволяет повысить прочность покрытии и изменить характер разрушения от излома от жесткого до пластичного.

В настоящее время специалисты, разрабатывающие цветовые тенденции в различных отраслях промышленности, оказывают влияние друг на друга. Хотя жизненный цикл автомобиля в 20 раз дольше, чем модных аксессуаров и в 10 раз короче, чем продолжительность жизни человека, факторы, влияющие на выбор цвета, и основные тенденции в этой области касаются всех отраслей промышленности. Но автомобильная промышленность является основным законодателем моды в области цвета, материала и дизайна.

В марте 2010 г. на Geneva International Motor Show была отмечена тенденция использования синего «электрического» цвета. Как холодный цвет, синий проявляет успокаивающий эффект, он ассоциируется со свободой, силой и новыми начинаниями.

Основными оптически привлекательными синими покрытиями являются: Blue Earth (Nissan’s Leaf) – светло-синий переливающийся с игристым перламутровым эффектом, создающий впечатление плавающих в море устричных раковин, Blue Tuanake (Peugeot’s 5 By) – морской темно-синий с металлическим эффектом, Kawasemi Blue (Mitsubishi’s ASX) – синий металлик, Blue Boticelli (Citroen’s C3) – зеленовато-голубой, напоминающий картины Ботичелли.

Новые ярко-красные перламутровые покрытия и материалы типа «металлик» представили Alpha Romeo Giulietta, Seat Ibiza, Audi A1. Горчичные и землисто-коричневые тона с игристым эффектом можно увидеть на автофургонах Ford Fokus нового поколения, Audi R8 Spyder, Tata Indo Manza, Dacia Duster.

Популярными в промышленности становятся золотые и медные эффектные пигменты. Наибольшего внимания заслуживают Sunset Orange (Kia Sportage) — «металлик» с медным эффектом и Vibrant Copper и Electrum Gold (Volvo S60) с эффектом «металлик».
Ferrari удивила посетителей выставки ярким перламутровым яблочно-зеленым экспериментальным спортивным автомобилем Hykers. Изумительный лимонно-зеленый игристый «металлик» с высоким блеском был выбран для Chevrolet Spark.

Для отделки автомобилей Lancia, Dodge, Porsche используют черные матовые покрытия с сатиновым или шелковистым эффектом.

Предлагают большое количество белых перламутровых автомобильных покрытий. Белые автоэмали, как правило, используют для окраски роскошных и спортивных автомобилей.

Дефицит автомобилей, окрашенных в серебристые цвета, еще не означает отказа промышленности от покрытий, доминирующих более 10 лет, а только обозначает тенденцию к использованию более насыщенных и жизнерадостных цветов.

Для производства автомобильных ЛКМ давно используется краситель Indanthrone Blue, имеющий значительно более красный оттенок, чем голубой фталоцианиновый. При использовании α-модификации этого красителя в составе металлизированных ЛКМ красноватый оттенок не всегда заметен. Например, при взгляде на окрашенную поверхность под прямым углом красновато-голубой цвет приобретает зеленоватый оттенок, а под острым углом – оттенок становится значительно более красным.

В Sun Chemical Corporation разработан Palomar Delta Blue 60 – δ-модификация красителя Indanthrone Blue, которая имеет более красный оттенок и хорошо подходит для использования в составе ЛКМ. Новый продукт – долговечный прозрачный голубой пигмент с сильным красноватым оттенком, рекомендуется для получения автомобильных, индустриальных и других типов водно-дисперсионных и органорастворимых ЛКМ. Кроме того, использование Indanthrone Blue 60 позволяет снизить сырьевую себестоимость материалов.

В компании BASF Coatings разработано новое поколение катодных покрытий для защиты поверхности и предотвращения коррозии. CathoGuard 300 и CathoGuard 500 не содержат свинца, CathoGuard 800 и CathoGuard 900 не содержат олова и соответствуют требованиям экологического законодательства. Новые материалы предназначены для окраски приборных панелей автомобилей.

Хорошо известно, что стандарты качества внутренних покрытий пластиковых деталей сильно изменились с тех пор, как пластмассы стали использовать для изготовления деталей отделки кабины автомобиля. Самыми сложными для выполнения являются стандарты, принятые General Motors и Volkswagen. Так как на окрашенную пластиковую поверхность могут попадать самые различные химические вещества и пищевые продукты то для их защиты и обеспечения декоративных свойств необходимо использовать высококачественные полимеры. NeoRez R-4000 – новый полимер, который поможет разработчикам рецептур ЛКМ соответствовать строгим требованиям. NeoRez R-4000 может применяться для получения одно- и двухкомпонентных полиуретановых лаков и эмалей с различным блеском и эффектом «металлик».

В свете снижения количества вредных выбросов и потребления топлива особое значение при изготовлении деталей автомобилей приобретает использование легких конструкций, в частности из термопластичных полимеров. Свойства термопластичных материалов можно значительно улучшить за счет применения нанонаполнителей. Использование небольших количеств наноглин позволяет улучшить механические свойства пластиков.

Материалы со значительно лучшими свойствами можно получить при использовании углеродных нанотрубок (УНТ). Например, применение небольшого количества УНТ может улучшить электропроводность материала. При необходимости нанонаполнители комбинируют с традиционными наполнителями.

Изучена возможность использования разработанных материалов для производства крупных частей корпуса автомобиля и бамперов. В процессе работы были выполнены синтез и модификация УНТ, модификация наноглин и наполнение ими полиамида, разработаны смеси полиамида (РА) с полифениленоксидом (РРЕ). Разработанные материалы исследуют в компании Dailmler. Результаты предварительных испытаний показали, что сочетание УНТ с наноглинами значительно улучшает различные свойства материалов, чего не удалось добиться, работая со смесями РРЕ с РА, содержащими только традиционные наполнители.

Большим потенциалом обладают УНТ, полученные аэрозольным способом. Они улучшают проводящие свойства материала и упрощают процесс его переработки. При использовании небольшого количества УНТ получают материалы с аналогичными проводящими свойствами, что и у материалов, содержащих газовую сажу, но не обладающих столь высокой прочностью.

Специалистами компании BASF Coatings создан водно-дисперсионный материал Liqued Metall для основного слоя автомобильного покрытия с глубоким светящимся блеском. Автомобиль с таким покрытием выглядит, как будто он сделан из хрома, а не окрашен. В состав материала входят специальные эффектные пигменты, в частности цинковые хлопья или осажденный из паровой фазы алюминий. Материалы Liqued Metall экологически безопасны и соответствуют требованиям по адгезии и атмосферостойкости.

Читайте также  Особняк Насти Каменских и Потапа, другая недвижимость пары

Кроме того, в BASF Coatings разработан лак iGloss для конвейерной окраски автомобилей, обеспечивающий получение сверкающих покрытий, устойчивых к царапанью и воздействию окружающей среды. Лак iGloss можно использовать в четырехслойной системе, тогда как другие лаки применяются в системе покрытий из пяти слоев.

Использование нанотехнологий позволило разработать нанокерамические «умные» покрытия для автомобильных стекол. Традиционно такие покрытия, устойчивые к выцветанию, контролирующие образования бликов и пропускание солнечного света, получают осаждением красителей или металлов на подложку из полиэтилентерефталата.

Новые лакокрасочные технологии позволяют получать «умные» покрытия с различными функциями, позволяющие повысить качество автомобильных стекол. Долговечность таких покрытий увеличивается в 25 раз, повышается отражение ИК-излучения, снижается отражение видимого света, что исключает образование бликов при отсутствии зеркального эффекта, характерного для металлизированных пленок, и на 13 0С снижается температура в кабине автомобиля.

Использование специальных покрытий для автомобильных подушек безопасности значительно влияние на их цену, качество и эффективность использования, а также на безопасность автомобиля. Подушки безопасности без покрытия изготавливают из тканого материала с низкой проницаемостью или из материала со специальной обработкой. Воздухопроницаемость тканей без покрытия является причиной избыточной утечки газа через ткань, что может быть потенциальной причиной обгорания лица Это снижает качество подушки безопасности. Но ткани с покрытием могут быть слишком толстыми при складывании, добавлять лишний вес автомобилю и разрушаться со временем. В настоящее время разработаны для подушек безопасности очень тонкие покрытия, снижающие воздухопроницаемость и обеспечивающие при необходимости их быстрое надувание.

Международный интерес к безопасности пассажиров способствует расширению использования подушек безопасности не только в автомобильной промышленности. Покрытия для автомобильных подушек безопасности совершенствуют в соответствии с мировыми тенденциями эффективного использования энергии, снижения стоимости и веса автомобилей, продолжая разработку новых покрытий для улучшения защитных свойств, стабильности при хранении, воздухопроницаемости и прочности подушек безопасности для защиты водителей и пассажиров.

По материалам зарубежной печати

Статья опубликована в журнале «Лакокрасочная промышленность» №12, 2011

Российский автопром – история развития, наши дни, перспективы

Для того, чтобы выжить в острой конкурентной борьбе, российскому автопрому требуются коренные изменения.

  • Перспективы развития отечественного автопрома
  • История развития российского автопрома
  • Современное состояние российского автомобилестроения
  • Тенденции развития российского автомобильного производства

Этот тезис подтверждается статистическими и аналитическими исследованиями авторитетных организаций, таких как «Автостат». Существующее положение дел не устраивает ни потребителей, ни производителей.

По данным ВЦИОМ, автолюбители ездят преимущественно на старых отечественных машинах (до 2006 года выпуска) по причине их доступности. Более современные модели для своего класса дороги, иностранные не доступны большинству граждан.

Старые автопредприятия испытывают нехватку в современных технологиях. Новым заводам не хватает ресурсов. Отдельные локализованные производства плотно сотрудничают с мировыми автомобильными брендами, что позволяет им создавать собственные перспективные разработки. Благодаря этому, возможность выпускать недорогую и надежную технику приобретает реальные очертания.

Перспективы развития отечественного автопрома

В конце 2015 года Минпром РФ по материалам исследования Boston Consulting Group (международная консалтинговая компания) разработал «Стратегию развития автомобильной промышленности на период до 2020 года». Программа предусматривает следующие шаги.

  1. Максимально полное насыщение отечественными машинами внутреннего рынка.
  2. Увеличение до максимума доли экспорта.
  3. Развитие популярных в РФ и за рубежом российских брендов.
  4. Производство ключевых комплектующих, локализация производства основной продукции и комплектации всех марок.
  5. Расширение патентной базы и НИОКР.

Разработчики «Стратегии» видят 4 возможных сценария развития автомобильной промышленности: текущий вектор, партнерство, закрытый рынок, крупный экспортер. Наиболее реальным представляется второй путь – «Партнерство». Именно этот сценарий взят за основу государственной политики, в рамках которой российский автопром должен получить около 600 млрд. руб. К сожалению, «тактических» мер эта стратегия не дает, однако ожидаемые результаты представляет.

  • Доля импорта снизится с 60% до 20% в денежном выражении.
  • Доля экспорта повысится до 12,5%.
  • Производство отечественных транспортных средств составит 2,38% ВВП России.
  • На каждую 1000 населения РФ российские легковые автомобили приобретут 363 человека.
  • Количество ДТП снизится на 25-30%.

В документе приведены объемы инвестиций по годам в крупнейшие автозаводы: АвтоВАЗ, Газ, КАМАЗ, Sollers. С учетом низкой привлекательности российского автопрома для крупных инвесторов, сдвиги налицо. Соглашения о сотрудничестве подписаны у ВАЗа с Sollers и Renault, у КамАЗа с Daimler AG. В 2010 году открыт завод Peugeot- Citroen и Mitsubishi Motors в Калуге, Volkswagen запустил производство Skoda Fabia.

История развития российского автопрома

Начало истории автомобилестроения в Российской Империи относят к концу XIX века. Техническая новинка не получила признания в среде дворянства. Отечественные разработки почти прекратились, возобновившись лишь в 1917 на заводе по производству вагонов в Риге. Здесь собирали продукцию сначала на базе импортных комплектующих, а позже – собственного производства.

С началом Первой мировой войны, правительство финансировало деньги на строительство автопредприятий в Ярославле и Москве (АМО). На период войны рижский автомобильный завод перешел на выпуск самолетов и ракет. Его специализация была использована в СССР в космической отрасли. Первый советский легковой автомобиль выпущен на АМО в 1924 году. Модель Ф15 была далека от мировых образцов. Завод реконструировал и освоил на нем выпуск грузовиков корпорации США Ford Motor. В период 1931-33 годов он стал называться ЗИС. Дальнейшее развитие ЗИС получил во время Отечественной войны. Его вывезли на Урал, где образовались УльЗиС и УралЗиС.

По лицензии компании Ford Motor грузовые и легковые автомобили начали выпускать в Горьком (ныне Нижний Новгород). Завод ГАЗ демонстрировал большую производительность, его продукция шла на оснащение советской армии. Одновременно, во время войны велись конструкторские разработки легкового авто. Они завершились выпуском отличной, единственной в своем роде, Победы. Эта машина подняла репутацию автомобильной промышленности СССР. Интерес к ней оказался настолько высоким, что были созданы модели в экспортном исполнении. И продавались за рубежом – это был прорыв!

Последующие этапы развития автопрома СССР приходятся на середину прошлого века. Появились автомобильные заводы ВАЗ, ГАЗ, МАЗ, КрАЗ, КамАЗ, ЗИЛ, УАЗ. Из них сегодня на территории РФ работают предприятия на Волге (ВАЗ, КамАЗ, УАЗ), в Нижнем Новгороде (ГАЗ). Советские машины составляют две трети всех легковых автомобилей в стране. Это Волга, Ока, Нива, Москвич, Жигули, Запорожец. Грузовики марок КамАЗ, МАЗ, КрАЗ, ЗИЛ известны и пользуются заслуженной популярностью не только на внутреннем рынке, но и далеко за пределами России. Машины обладают неоспоримыми достоинствами:

  • автомобили надежные и морозоустойчивые;
  • техника обеспечена недорогим техническим обслуживанием и запчастями;
  • высокая проходимость машин обусловлена условиями их эксплуатации на сложных дорогах России;
  • низкая, по сравнению с зарубежными аналогами, стоимость автомобилей.

И еще. Несмотря на неказистый внешний вид, отечественные легковушки отличаются удивительной живучестью. Неутомимая «Победа», быстрая красавица «Волга», старые, надежные трудяги «Москвичи» и «Жигули». Значит, и российский автопром, который ассоциируется сейчас с низким качеством, мог достигать высоких успехов. Отрасль нуждалась в государственной поддержке и инвестициях. Вместо этого случился непоправимый провал 1990-2000 годов.

Современное состояние российского автомобилестроения

Из старых крупных автозаводов в РФ работают АвтоВАЗ, ГАЗ, КамАЗ. За последние 10 лет открылись совместные предприятия с различными иностранными компаниями.

Отставание автопрома России в производстве легкового транспорта компенсируется выпуском тяжелых автобусов и спецтехники.

Активно развивается АвтоВАЗ, совершенствуя свою Ладу. В 2015 открыт автосалон Lada в Венгрии. Выпускает автобусы Липецкий автомобильный завод. Заслуженные «Пазики» превратились в современные низкопольные автобусы марки ПАЗ. На выпуске сельхозтехники и больших автобусов специализируется ГолАЗ. Тяжелые «Уралы» продолжают сходить с конвейеров УралАЗ. Первая в РФ частная компания АК «ДЕРВЕЙС» появилась в 2002 году на Северном Кавказе.

Вид автотранспортного средства Состояние отечественного производства Сравнение по итогам 2013 года (данные OICA)
Тяжелые автобусы Первенство в Европе. 173 148 единицы – Китай; 23 107 единицы – Россия; 12 460 – Евросоюз
Спецтехника, грузовые автомобили Марка КамАЗ популярна в РФ и мире: грузовики, магистральные тягачи, военная техника. Свои заводы размещены в Казахстане, Эфиопии, Пакистане, во Вьетнаме. Грузовик «КамАЗ» –неоднократный победитель «Дакара».
Легковой сектор В коммерческих и промышленных целях широко используются ГАЗель, Соболь, Садко, Волга.
Внедорожники Полноприводные УАЗы активно трудятся в армии, подразделениях МЧС, МВД.

Тенденции развития российского автомобильного производства

Рост выпуска отечественных автомобилей начался с 2010 года, однако, незначительными темпами. Основным направлением развития принята стратегия производства у себя иностранных моделей. Появилась совместная разработка Chevrolet-Niva. Зарубежные концерны строят на территории РФ свои автозаводы. Примерами могут служить «Ford Motor Company», «Соллерс-Набережные Челны». Иностранные легковые транспортные средства марок BMW, Chevrolet, Hummer, Kia собирают на Автоторе в Калининградской области.

Наша продукция конкурентоспособна при низком курсе рубля. Экспорт ее стал возможен, и в этом направлении есть перспективы. Необходимо изучать и интенсивно занимать свободные крупные рынки. Поставки во Вьетнам, Иран, Алжир составят к 2020 году соответственно, 15, 30 и 22 тыс. единиц шасси и кузовов. Расширение экспорта может способствовать восстановлению и устойчивому развитию отечественного автопрома.

Читайте также  Сфера применения токопроводящих клеев и изготовление своими руками

В рамках «Стратегии» планируется поднять занятость в отрасли с 0,8% до уровня передовых «автомобильных» стран. В ЕС она составляет в среднем 2%. Хорошие перспективы для автопрома видят специалисты в практике внедрения специальных инвестиционных контрактов. Шанс для развития отрасли в России дает также сокращение производства иномарок.

Модельный спад

Покупателям автомобилей не из чего выбирать

Разнообразие моделей на российском автомобильном рынке продолжает сокращаться. В 2020 году рынок покинули сразу 45 моделей — рекордный показатель как минимум с кризиса 2014 года. Этому способствует как падение покупательной способности населения, так и стремление властей увеличить локализацию производства машин в РФ без учета реалий рынка и направлений развития технологий. По мнению аналитиков, ситуация едва ли изменится, если доходы потребителей не начнут расти.

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ / купить фото

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ / купить фото

Пандемия может укрепить нарастающую тенденцию сокращения модельного ряда на российском автомобильном рынке. В 2020 году, по подсчетам “Ъ”, с рынка ушли сразу 45 моделей — рекорд как минимум с 2014 года (см. инфографику).

Подавляющее большинство крупных автопроизводителей входило на российский рынок в 2000-е годы, когда он непрерывно рос. Даже после кризиса 2008 года ожидалось быстрое восстановление — так, в 2010 году Минпромторг прогнозировал увеличение продаж автомобилей к 2020 году до 3,6 млн штук. Но после кризиса 2014–2015 годов реализация стабилизировалась на уровне 1,6 млн машин, что на 16,3% меньше, чем в 2010 году, и на 35,8% ниже уровня 2014 года.

Сейчас российский рынок делят несколько альянсов: Renault-Nissan, Volkswagen Group, Hyundai и Kia, говорит управляющий директор и старший партнер, председатель «BCG Россия и СНГ» Владислав Бутенко. При этом если в 2009 году 38% продаж приходилось на бренды, не входящие в эти группы, то в 2020 году доля упала примерно до 16%, отмечает он, а автомобили всего двух марок — Lada и Kia — вместе заняли примерно 40% рынка в 2020 году. Это говорит о значимой консолидации рынка в руках нескольких производителей и, соответственно, о снижении модельного разнообразия, подчеркивает эксперт.

Глобальные тренды против российских реалий

С одной стороны, сами концерны на глобальном уровне идут по пути унификации модельных рядов. Компании снижают число платформ, одновременно увеличивая число моделей на каждой из них, поясняет Владислав Бутенко: например, недавно была представлена новая стратегия Renault, которая предполагает уменьшение модельного ряда. Концерны снижают и инвестиции в обновление уже существующих моделей, поскольку в условиях ограниченных финансовых ресурсов средства направляются на развитие новых технологий, например электромобилей.

Но российский рынок даже на этом фоне находится в худшем положении, чем рынки развитых стран. Технические требования к продукции автомобилестроения в РФ не такие строгие, как на рынках Европы и США, говорит партнер и руководитель группы по обслуживанию компаний автомобильной промышленности «Делойт» в СНГ Татьяна Кофанова. Кроме того, российский рынок не такой большой, чтобы были оправданы инвестиции в частые обновления.

В результате с инженерной точки зрения все массовые локальные модели в РФ уже устарели, считает источник “Ъ” на рынке. По его мнению, концерны не заинтересованы вкладывать средства в совсем новые модели — максимум в фейслифтинг или новый кузов на той же платформе, «как получилось с Rapid / новым Polo».

В других странах предложение в рамках бренда растет за счет сегментов, которые в России не столь популярны — электромобилей в Европе или пикапов в США, добавляет эксперт Auto-Dealer-СПб Денис Гаврилов: «В России такого и близко нет: электрокары продаются штучно, а пикапы просто неинтересны потребителю. Это видно, в частности, на примере Nissan или отсутствующего Ford».

Модели уходят вместе со средним классом

Модельный ряд локального производства в России действительно менее вариативен по сравнению с европейскими линейками, подтверждает гендиректор ГК «Автоспеццентр» Денис Петрунин: с рынка ушло большинство нишевых моделей. В массовом сегменте автопроизводителям невыгодно выпускать модели, объем продаж которых меньше 5 тыс. штук в год, продолжает он: таких уже нет на рынке.

Для поддержания рентабельности необходимо продавать от 16 тыс. машин в год, тогда есть смысл развивать производство, полагает аналитик. «Число моделей, которые находятся в диапазоне продаж от 5 тыс. до 16 тыс. штук, сокращается. Однако я не вижу в этом проблемы: на российском рынке представлено много брендов, и их модельные линейки удовлетворяют спрос в массовом сегменте»,— считает господин Петрунин. В премиум-сегменте маржинальность выше, и там автопроизводители могут позволить себе работать на меньших объемах и импортировать нишевые модели, уточняет дилер.

Автопроизводители подходят к запуску новых моделей с учетом того, сколько она может стоить на локальном рынке, соглашается глава дилера АВТОDOM Андрей Ольховский. Если доходность модели не будет высокой, то вывод ее на рынок не в приоритете. Кроме того, добавляет Дмитрий Бабанский из SBS Consulting, создание склада запчастей под новую модель с незначительными продажами часто не имеет смысла.

Гендиректор «BMW Group Россия» Штефан Тойхерт о том, почему число моделей в премиальном сегменте в России растет

Сокращение числа моделей в основном происходит в среднем ценовом сегменте (С), что прямо связано с резким уменьшением доходов населения и сужением среднего класса. После кризиса 2014–2015 годов средний ценовой сегмент так и не восстановился, отмечает Сергей Удалов из «Автостата», хотя в предыдущий кризис на это ушло буквально пару лет.

Сейчас покупатели в основном считают цену на, например, Toyota Corolla слишком высокой, полагает эксперт: «В итоге те из них, у кого нет лишних денег, выбирают бюджетные машины из сегмента B или популярный сегодня бюджетный SUV, а остальные в основном докладывают еще немного и берут Camry».

Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала» согласен, что рынок действительно насыщен по сути своей одинаковыми машинами и так случилось в том числе потому, что именно на них есть спрос: если доходы населения не увеличатся, ситуация не изменится.

Поддержание широкой линейки в РФ теоретически возможно за счет импорта, но с учетом существенного повышения ставок утилизационного сбора в 2020 и 2021 годах это малореалистично из-за падения платежеспособного спроса населения, говорит директор автомобильной практики PwC в России Виктория Синичкина. Она отмечает, что исключением является премиальный сегмент — от 4,5–5 млн руб.

Сложное регулирование

Абсолютно все зарубежные концерны, в том числе имеющие производство в РФ, главной проблемой рынка называют снижение курса рубля и рост утилизационного сбора. Последний был введен для защиты российского автопрома: локальным производителям он компенсируется через промсубсидии. В теории эти субсидии вкупе с ослаблением рубля должны были бы стимулировать локализацию автомобилей в РФ, однако стагнация рынка и быстро меняющееся регулирование на практике делают этот процесс крайне сложным.

Если к концернам продолжат выставляться высокие требования по локализации, а объем продаваемых автомобилей останется небольшим, то производить их в России станет непросто, отмечает Сергей Удалов. Он напоминает, что требования к сертификации автомобилей усложнялись, в том числе введено требование об установке ГЛОНАСС, в рамках которого нужно провести множество испытаний.

Гендиректор дилера Fresh Auto Денис Мигаль о том, как автопроизводители обновляют модели в России

В итоге многие модели дорожают, проигрывают конкуренцию и уходят с рынка. «У нас очень своеобразный расчет таможенных пошлин, всякие требования об установке ГЛОНАСС,— согласен глава дилера Fresh auto Денис Мигаль.— Ту же модель BMW М3 в РФ перестали ввозить только потому, что они не хотят, чтобы их машину пилили и врезали в крышу эту кнопку».

При этом пошлины на ввоз готовых автомобилей снизили, и импортировать становится проще, чем заниматься локализацией, говорит господин Удалов. «Рынок маленький, а затрат много»,— заключает он. Напомним, с 2020 года компенсации утильсбора для локальных игроков привязаны к наличию специнвестконтракта и дифференцированы в зависимости от уровня локализации. «На практике мы видели очень много ситуаций, когда углубление локализации не было рентабельным даже при учете получения промсубсидий в полном объеме»,— добавляет Татьяна Кофанова.

В подобной ситуации — низкого спроса, нехватки платежеспособного потребителя и усложнения регулирования — концернам не до вывода новых моделей. По мнению Сергея Удалова, вероятно, концерны пока будут пытаться выжать максимум из существующего производства, а их дальнейшие действия будут зависеть от ситуации в экономике РФ.

Анатолий Башкирцев/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы о различных материалах для строительства и отделочных работ. Уверен вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Анатолий Башкирцев.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ROSHAL-LKZ.RU
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: