Кто придумывает названия цветов типа «Камелопардовый» или «Бедра испуганной нимфы»

Что такое цвет бедра испуганной нимфы и как он выглядит в тканях и одежде: описание, фото. Что можно пошить из ткани цвета бедра взволнованной нимфы: примеры, советы

Кто придумывает названия цветов типа «Камелопардовый» или «Бедра испуганной нимфы»

Цвет бедра испуганной нимфы: как он выглядит, примеры в одежде и тканях

Дизайнеры и модельеры часто дают цветам и оттенкам необычные названия. Одним из самых запоминающихся стал оттенок цвет «бедра испуганной нимфы», который неизменно привлекал внимание всех школьников, читавших «Войну и мир» Льва Толстого. В этой статье мы рассмотрим историю возникновения цвета «бедра испуганной нимфы», а также расскажем, какие изделия можно сшить, используя ткани этого необычного оттенка. В конце этого материала вы найдете фотографии актуальных образов, которые можно составить из элементов одежды этого необычного цвета.

История цвета «бедра испуганной нимфы»

Наименование этого цвета, по одной из версий (более вероятной), появилось в XVIII веке в одном из парижских ателье. В скором времени мода на этот оттенок с необычным названием cuisse de nymphe effraye появилась и в Российской империи. При Павле I знать предпочитала одеваться в более консервативные цветовые гаммы и ткань оттенка «бедро испуганной нимфы» использовалась исключительно для пошива подкладки военного мундира, А вот при более либеральном Александре I, вернувшим моду на цветные жакеты и панталоны, модный оттенок стал использоваться и для оформления внешней части костюма. Разные ткани по-разному отражали этот оттенок, что породило путаницу и постоянные шутки. Считалось, что подкладка офицеров оттенка cuisse de nymphe effraye, а вот внутренняя часть обмундирования солдатов была похожа скорее на «цвет ляжки испуганной Машки». Согласно другой версии, название модного оттенка обязано французскому цветоводу Жану-Пьеру Вибэру, который в 1802 году вывел новые сорта роз, назвав их «Бедро испуганной нимфы» и «Бедро нимфы» (с более бледными лепестками). У этих двух разных названий существовало и весьма пикантное объяснение: по логике создателя кожа нимфы, убегающей от сатира, приобретала более яркий оттенок.

Модисты и швеи специально использовали необычные названия цветов и оттенков, чтобы завлечь пресытившихся всеми новинками денди и кокеток. Поэтому оттенок нежно-розового с оранжевым подтоном, напоминавший цвет тела получил такое игривое название. Ради справедливости, нужно сказать, что «нимфа» не была единственной и существовало множество цветов с названиями-анекдотами: испуганная мышь, веселая вдова, влюбленная жаба, неожиданность дофина, последний вздох Жако и многие другие оттенки. В модных журналах начала XIX века встречается много оттенков и цветов с необычными названиями. И если с парижскими фасонами было все более или менее понятно, то выбор названия оттенков носил характер вкусовщины. Забавно, что в разных статьях могли по-разному называться одни и те же цвета и оттенки. А некоторые названия нравились автору статей о модных фасонах настолько, что они называли ими сразу несколько оттенков. Так случилось и с цветом «бедра испуганной нимфы», так как этим названием обозначали и нежно-розовый, и бледно-розовый с оранжевым подтоном, и просто оттенок пыльной розы. Само написание всех оттенков в модных журналах названий носило, скорее, случайный характер: их то писали по-французски, то транслитерировали, то дополняли своими прилагательными.

Иногда названия могли быть связаны с определенными событиями или существами. Так, привезенный в Париж в 1827 году жираф произвел настолько сильное впечатление, что в честь него назвали оттенок коричневого “камелопардовый” — оттенок продержался на пике моды в течение трех сезонов. А цвет маджента (похожий на фуксию) получил свое имя в честь … сражения при селе Маджента в 1859 году.

Цвет «бедра испуганной нимфы» в литературе

Наверное, каждый школьник, читавший «Войну и мир» (и смотревший переводы в сносках), обратил внимание на название необычного полутона ткани — «бедра испуганной нимфы». Данное курьезное название встречается в самом начале первого тома, когда автор описывает панталоны Ипполита Курагина, пришедшего на встречу к Анне Павловне Шерер. Такой ироничной характеристикой автор подчеркивает, что герой — франт и не отличается умом. Позже этот же оттенок упоминался в одном из фельетонов Ильфа и Петрова при описании атласного одеяла на кровати героя, и по заверениям авторов именно этот цвет превращал «эту суровую постромку из дефицитного металла, в какое-то ложе наслаждений». Это же название вложили авторы в уста остроумного Остапа Бендера.

Как цвет “бедра испуганной нимфы” выглядит на ткани и что из него можно пошить

Сегодня ситуация с названиями цветов выглядит менее поэтично, ведь у каждого оттенка есть свои цифровые коды с буквами. К примеру, герой этой статьи значится в общем реестре цветов под формальным номером #FEE7F0. Если бы такие названия были в XIX веке, модники вряд ли обратили бы внимание на этот оттенок. Несмотря на необычное название цвет “бедра испуганной нимфы” — довольно универсальный оттенок. Он выглядит как приглушенный розово-оранжевый на атласной ткани и как пыльная роза на солнце — на матовых и полупрозрачных тканях, таких как шифон, батист, креп и кпепдешин. В основном из этого розово-пудрового оттенка с оранжевым подтоном шьют летние и демисезонные вещи. Особенно дизайнеры любят шить из тканей этого оттенка летящие платья или бельевые комплекты. Надо сказать, что цвет бедра испуганной нимфы довольно универсален и подойдет практически любому цветотипу.

Какого же это цвета?

Аделаида — красный оттенок лилового. По другим источникам, темно-синий. В 40-50-х годах XIX в. употреблялось в печати: встречается у Тургенева и Достоевского.

Адского пламени — лиловый оттенок красного. Или перламутрово-красный. Или черный с красными разводами.

Бедра испуганной нимфы — (франц. «cuisse de nimphe ;mue») — шутливое название нежно-розового цвета, связанное с эстетикой французского стиля Рококо первой половины XVIII в. Ассоциируется с античными образами нимф и богини утренней зари Эос, или римской Авроры (в иных версиях перевода с французского: «цвет ляжки тронутой, смущенной или задетой нимфы»). Возможно, возникло в начале ХIХ века с появлением нового сорта роз. Существует еще цвет «бедра нимфы»- это бледно-розовый, нимфа спокойна. По другим сведениям, это был розовый с примесью охры. Таким цветом при императоре Павле красили подкладку военных мундиров. Но так как ткань для офицеров и солдат была разной по качеству, офицерский оттенок звался «бедром испуганной нимфы», а солдатский «ляжкой испуганной Машки». В русском языке это выражение впервые появилось в романе Л. Н. Толстого «Война и мир», в действии, происходящем в салоне А. Шерер (т. 1, часть I, III; 1863—1869), оно имело иронический оттенок. Еще раз это забавное выражение вспомнили И. Ильф и Е. Петров в фельетоне «Горю — и не сгораю» (1932).

Бланжевый, или планшевый (от фр. blanc — белый) — кремовый оттенок белого.

Бусый — темный голубо-серый или серо-голубой.

Вердепешевый — желтый или розовый оттенок зеленого (похож на зеленый персик).

Влюбленной жабы — зеленовато-серый.

Вощаный — цвет воска, от желто-серого до янтарно-желтого.

Гавана — серый с оттенком коричневого.

Читайте также  Роскошный дом Льва Лещенко на берегу реки

Гаити — или розовый, или ярко-синий.

Гороховый — серый или грязно-желтый.

Гридеперливый — жемчужный оттенок серого.

Гусиного помета — желто-зеленый с коричневым отливом.

Дети Эдуарда — оттенок розового.

Жандарм — оттенок голубого. Слово появилось в конце ХIХ в.благодаря цвету жандармской формы.
Жирафовый — желто-коричневый.

Жонкилевый — цвет нарцисса.

Зекрый — темный, светло-синий, сизый.

Испуганной мыши — оттенок серого.

Иудина дерева — ярко-розовый.

КашУ — синий, или ярко-красный, или табачный.

Кубовый(индиго) — синий, от названия растения куб.

Куропаткины глаза — светло-красный.

Лани (от названия животного) — желтовато-коричневый.

Лягушки в обмороке — светлый серо-зеленый.

Маренго — черно-серый. Именно такого цвета были брюки Наполеона, который со своей армией в 1800-м разгромил австрийские войска в итальянском местечке Маренго.

Маркизы Помпадур — оттенок розового.

Массака — темно-красный с синим отливом.

Медвежий (он же медвежьего ушка) — темно-каштановый оттенок коричневого.

Московского пожара — похож на цвет давленой брусники.

Накаратовый — оттенок красного, «жаркий».

Наваринского пламени с дымом (или дыма с пламенем) — модный цвет сукна, который появился после победы русских над турками в Наваринской бухте в 1827-м.

Палевый — розовато-бежевый оттенок желтого, от франц. paille — «солома».

Парижской грязи- грязно-коричневый цвет. Появилось после знакомства публики с очерками Луи-Себастиана Мерсье «Картины Парижа».

Парнасской розы — оттенок розового с фиолетовым отливом.

Паука, замышляющего преступление — темный оттенок серого.

Последний вздох жако — желто-рыжий. Возможно, потому, что перед смертью глаза попугая жако желтеют.

Прюнелевый — оттенок черного, цвет спелой тутовой ягоды.

Пюсовый — бурый, коричневый оттенок красного, «цвет раздавленной блохи», от францу. puce — «блоха». Были также оттенки «блоха в обмороке», «блошиное брюшко» и цвет «блохи в родильной горячке».

Сизый — цвет голубя, после просто синий.

Силковый — голубой, васильковый.

Синетный — церковное слово, означающее «сплошь синий».

Синявый — с синим отливом.

Смурый- коричневый оттенок серого, грязно-серый.

Соловый — серый. По этому цвету назван соловей.

Сольферино — ярко-красный. Назван в честь битвы при Сольферино в австро-итало-французской войне.

Сомо — розовато-желтый. Встречается в «Войне и мире».

Сюрприз дофина, oн же — цвет детской неожиданности. По легенде в Париже принялись красить ткани в цвет обкаканных пеленок после того, как Мария Антуанетта продемонстрировала придворным своего только что рожденного двухчасового сына, который перед ними «оскандалился».

Танго — оранжевый с коричневым оттенком.

Таусинный — синий, от слова «павлин».

Фрез — цвет раздавленной земляники.

Шмальтовый — голубой, от названия краски, которую делали из толченого синего стекла (смальты).

Яхонтовый — красный, фиолетовый или темно-голубой.

Редкие названия цветов и оттенков

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 31.05.2017. О разведении идеальных украинцев
  • 30.05.2017. Извини, Вашингтон, подвинься
  • 29.05.2017. Прощание с Октябрем
  • 28.05.2017. Какого же это цвета?
  • 27.05.2017. Очень свободный человек
  • 26.05.2017. Минобр ответил,
  • 25.05.2017. Эхо Москвы — в гостях Олег Царев
  • 24.05.2017. Россия, вы свободны.
  • 23.05.2017. Антиценности и Россия
  • 22.05.2017. Сколько у России союзников?
  • 21.05.2017. Грабь, Британия.
  • 20.05.2017. Выплатить нельзя отказать
  • 19.05.2017. Уже достали и помойки.
  • 18.05.2017. Убиение Альфы
  • 17.05.2017. А за стеной все голые
  • 16.05.2017. Надо любить людей
  • 15.05.2017. Михаил Делягин
  • 14.05.2017. МВД Чечни обвинил Новую газету в клевете
  • 13.05.2017. Я был очень полезным идиотом
  • 12.05.2017. Сухумский эксперимент
  • 11.05.2017. Странная ненависть к России
  • 10.05.2017. Война пришла из Одессы
  • 09.05.2017. В плену болонской системы
  • 08.05.2017. Специально для дебилов
  • 07.05.2017. Ангела промахнулась
  • 06.05.2017. Она не победит
  • 05.05.2017. Пусть русские подавятся своими деньгами!
  • 04.05.2017. Крым и идиот Васька
  • 03.05.2017. ЕС вогнал латышей в депрессию
  • 02.05.2017. Как говорил Вольтер.
  • 01.05.2017. Не стало Алексина

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Цвет бедра испуганной нимфы

Редкие названия цветов и оттенков (для тканей)

Аделаида — красный оттенок лилового. По другим источникам, темно-синий. В 40-50-х годах XIX в. употреблялось в печати: встречается у Тургенева и Достоевского.
Адского пламени — лиловый оттенок красного. Или перламутрово-красный. Или черный с красными разводами.
Бедра испуганной нимфы — (франц. «cuisse de nimphe émue») — шутливое название нежно-розового цвета, связанное с эстетикой французского стиля Рококо первой половины XVIII в. Ассоциируется с античными образами нимф и богини утренней зари Эос, или римской Авроры (в иных версиях перевода с французского: «цвет ляжки тронутой, смущенной или задетой нимфы»). Возможно, возникло в начале ХIХ века с появлением нового сорта роз. Существует еще цвет «бедра нимфы»- это бледно-розовый, нимфа спокойна. По другим сведениям, это был розовый с примесью охры. Таким цветом при императоре Павле красили подкладку военных мундиров. Но так как ткань для офицеров и солдат была разной по качеству, офицерский оттенок звался «бедром испуганной нимфы», а солдатский «ляжкой испуганной Машки». В русском языке это выражение впервые появилось в романе Л. Н. Толстого «Война и мир», в действии, происходящем в салоне А. Шерер (т. 1, часть I, III; 1863—1869), оно имело иронический оттенок. Еще раз это забавное выражение вспомнили И. Ильф и Е. Петров в фельетоне «Горю — и не сгораю» (1932).
Бланжевый, или планшевый (от фр. blanc — белый) — кремовый оттенок белого.
Блакитный — сине-голубой.
Бусый — темный голубо-серый или серо-голубой.
Вайдовый — синий.
Вердепешевый — желтый или розовый оттенок зеленого (похож на зеленый персик).
Винный — желтовато-красный.
Влюбленной жабы — зеленовато-серый.
Вощаный — цвет воска, от желто-серого до янтарно-желтого.
Гавана — серый с оттенком коричневого.
Гаити — или розовый, или ярко-синий.
Гороховый — серый или грязно-желтый.
Гортензия — нежно-розовый.
Гридеперливый — жемчужный оттенок серого.
Гусиного помета — желто-зеленый с коричневым отливом.
Дети Эдуарда — оттенок розового.
Дикий — серый.
Жандарм — оттенок голубого. Слово появилось в конце ХIХ в.благодаря цвету жандармской формы.
Жирафовый — желто-коричневый.
Жонкилевый — цвет нарцисса.
Зекрый — темный, светло-синий, сизый.
Испуганной мыши — оттенок серого.
Иудина дерева — ярко-розовый.
Камелопардовый — желтовато-коричневый.
КашУ — синий, или ярко-красный, или табачный.
Кубовый (индиго) — синий, от названия растения куб.
Куропаткины глаза — светло-красный.
Лани (от названия животного) — желтовато-коричневый.
Лягушки в обмороке — светлый серо-зеленый.
Маджента — ярко-красный.
Маренго — черно-серый. Именно такого цвета были брюки Наполеона, который со своей армией в 1800-м разгромил австрийские войска в итальянском местечке Маренго.
Маркизы Помпадур — оттенок розового.
Массака — темно-красный с синим отливом.
Медвежий (он же медвежьего ушка) — темно-каштановый оттенок коричневого.
Московского пожара — похож на цвет давленой брусники.
Накаратовый — оттенок красного, «жаркий».
Наваринского пламени с дымом (или дыма с пламенем) — модный цвет сукна, который появился после победы русских над турками в Наваринской бухте в 1827-м.
Палевый — розовато-бежевый оттенок желтого, от франц. paille — «солома».
Парижской грязи— грязно-коричневый цвет. Появилось после знакомства публики с очерками Луи-Себастиана Мерсье «Картины Парижа».
Парнасской розы — оттенок розового с фиолетовым отливом.
Паука, замышляющего преступление — темный оттенок серого.
Последний вздох жако — желто-рыжий. Возможно, потому, что перед смертью глаза попугая жако желтеют.
Плавый — светло-желтый.
Прюнелевый — оттенок черного, цвет спелой тутовой ягоды.
Пюсовый — бурый, коричневый оттенок красного, «цвет раздавленной блохи», от францу. puce — «блоха». Были также оттенки «блоха в обмороке», «блошиное брюшко» и цвет «блохи в родильной горячке».
Сизый — цвет голубя, после просто синий.
Силковый — голубой, васильковый.
Сине-алый — темно-фиолетовый.
Синетный — церковное слово, означающее «сплошь синий».
Синявый — с синим отливом.
Смурый — коричневый оттенок серого, грязно-серый.
Соловый — серый. По этому цвету назван соловей.
Сольферино — ярко-красный. Назван в честь битвы при Сольферино в австро-итало-французской войне.
Сомо — розовато-желтый. Встречается в «Войне и мире».
Сюрприз дофина, oн же — цвет детской неожиданности. По легенде в Париже принялись красить ткани в цвет обкаканных пеленок после того, как Мария Антуанетта продемонстрировала придворным своего только что рожденного двухчасового сына, который перед ними «оскандалился».
Танго — оранжевый с коричневым оттенком.
Таусинный — синий, от слова «павлин».
Фисташковый — грязновато-зеленый.
Фрез — цвет раздавленной земляники.
Шарлах — ярко-красный.
Шмальтовый — голубой, от названия краски, которую делали из толченого синего стекла (смальты).
Яхонтовый — красный, фиолетовый или темно-голубой.

Читайте также  18 предметов, которые должны быть в маленькой квартире

Новое в блогах

Сообщество «Я так хочу!»

«Бедро испуганной нимфы» и другие цвета

Я думаю, многие слыхали про цвет бедра испуганной нимфы. В былые времена названия цветов были куда более прихотливы, чем сейчас! Модников, и особенно модниц XVIII-XIX веков, когда модная индустрия уже активно развивалась, нужно было завлечь, и эффектные названия цветов тканей и отделок отлично срабатывали.

Одно дело, если ваше платье — зелёное с серым оттенком, и другое — когда оно вердигри (от франц. vert-de-gris). И куда интереснее сказать не «ярко-красный» или «цвета киновари», а щегольнуть словцом вермильон (от фр. vermillion).

Модная гравюра из журнала » La Belle Assemblée», 1831. (сс) Wikimedia Commons

Это целый мир, который открывается в модных журналах и литературе! Один и тот же цвет мог по-разному называться в разных текстах или у разных производителей тканей. И наоборот – под одним и тем же названием могли иметься в виду разные цвета. Их то переводили с иностранных языков, то транслитерировали, то придумывали сами. Одни держались сезон-другой, другие оставались в языке надолго.

Источником вдохновения могло послужить что угодно. Например, военные действия: цвет маджента получил название в честь битвы при селе Маджента во время австро-итало-французской войны в 1859. А тукановый, оттенок оранжевого, который вошёл в моду в конце 1820-х, был назван, как писали в «Московском телеграфе», «по имени тукана, бразильской птицы, у которой шея оранжевого оттенка«. Голубая Элодия — оттенок голубого, по цвету платья героини романа «Отшельник» д’Арленкура. Появилось в 1827 Париже экзотическое животное, жираф, и тут же появился моднейший камелопардовый, жёлто-коричневый цвет.

Модная гравюра из журнала » La Belle Assemblée», 1831. (сс) Wikimedia Commons

Везувий – «ничто иное, как оранжевый цвет, впадающий в пунсовый» («Модный магазин», 1862). У Чичикова фрак цвета наваринского дыму с пламенем или наваринского пламени с дымом – сложный оттенок серого, названный в честь победы русских над турками в Наваринской бухте (1827). Но в «Московском телеграфе» 1828 мне встретился и наваринский голубой.

В этом мире было множества фауны! Паук, замышляющий преступление – или тёмный оттенок серого, или чёрный с краснотой. Влюблённая жаба – зеленовато-серый. Последний вздох жако – жёлто-рыжий; перед смертью, как считалось, глаза этого попугая желтеют. Райской птицы – соломенно-желтый. Испуганной мыши — нежно-серый. А блоха?! «Пюсовый» (от франц. puce) — оттенок красно-коричневого, а ещё были цвета блошиного брюшка и даже блохи в обмороке. А шамб или шамовый на самом деле тоже из этой области – светлый рыже-коричневый цвет (от франц. chameau, «верблюд»)

Люди тоже вели свою увлекательную жизнь разных оттенков. Резвая пастушка и веселая вдова — оттенки розового. Рвота императрицы и сюрприз дофина (то бишь «детской неожиданности») — оттенки коричневого. Ну или волосы королевы: «Надо признаться, что королева эта имела странный цвет волос, потому что cheveux de la reine ничто иное светлый гавана, т.е. серый с коричневым отливом или в роде того» («Модный магазин», 1862)

Модная гравюра из журнала » La Belle Assemblée», 1831. (сс) Wikimedia Commons

Иногда названия говорят сами за себя — нильской воды, парижской грязи, неба в Индии. Иногда всё не так очевидно. Лавальер ( в честь фаворитки Людовика XIV) — желтоватый светло-коричневый. Мордоре/мардоре – красно-коричневый с золотым отливом (от франц. more d’ore, «позолоченный мавр»). Или же Гаити: «Последний цвет есть яркий розовый и называется вероятно потому гаитянским, что в Гаити бывает большая жара» («Московский телеграф», 1826.)

Иногда за названием стоит целая история. Например, цвет базарного огня — оттенок красного, память о пожаре на благотворительном базаре в Париже в мае 1897. Да и у помянутого пюсового тоже свои секреты, но об этом — в следующий раз.

И не могу не вспомнить Ф.М. Достоевского, «Село Степанчиково и его обитатели», где обсуждают цвет «аделаида» (либо красный оттенок лилового, либо тёмно-синий).

— Так этот галстух аделаидина цвета? — спросил я, строго посмотрев на молодого лакея.

— Аделаидина-с, — отвечал он с невозмутимою деликатностью.

— А аграфенина цвета нет?

— Нет-с. Такого и быть не может-с.

— Неприличное имя Аграфена-с.

— Как неприличное? почему?

— Известно-с: Аделаида, по крайней мере, иностранное имя, облагороженное-с; а Аграфеной могут называть всякую последнюю бабу-с.

Бедро испуганной нимфы и другие цвета

Я думаю, многие слыхали про цвет бедра испуганной нимфы. В былые времена названия цветов были куда более прихотливы, чем сейчас! Модников, и особенно модниц XVIII-XIX веков, когда модная индустрия уже активно развивалась, нужно было завлечь, и эффектные названия цветов тканей и отделок отлично срабатывали.

Одно дело, если ваше платье — зелёное с серым оттенком, и другое — когда оно вердигри (от франц. vert-de-gris). И куда интереснее сказать не «ярко-красный» или «цвета киновари», а щегольнуть словцом вермильон (от фр. vermillion).

Модная гравюра из журнала » La Belle Assemblée», 1831. (сс) Wikimedia Commons

Это целый мир, который открывается в модных журналах и литературе! Один и тот же цвет мог по-разному называться в разных текстах или у разных производителей тканей. И наоборот – под одним и тем же названием могли иметься в виду разные цвета. Их то переводили с иностранных языков, то транслитерировали, то придумывали сами. Одни держались сезон-другой, другие оставались в языке надолго.

Источником вдохновения могло послужить что угодно. Например, военные действия: цвет маджента получил название в честь битвы при селе Маджента во время австро-итало-французской войны в 1859. А тукановый, оттенок оранжевого, который вошёл в моду в конце 1820-х, был назван, как писали в «Московском телеграфе», «по имени тукана, бразильской птицы, у которой шея оранжевого оттенка«. Голубая Элодия — оттенок голубого, по цвету платья героини романа «Отшельник» д’Арленкура. Появилось в 1827 Париже экзотическое животное, жираф, и тут же появился моднейший камелопардовый, жёлто-коричневый цвет.

Модная гравюра из журнала » La Belle Assemblée», 1831. (сс) Wikimedia Commons

Везувий – «ничто иное, как оранжевый цвет, впадающий в пунсовый» («Модный магазин», 1862). У Чичикова фрак цвета наваринского дыму с пламенем или наваринского пламени с дымом – сложный оттенок серого, названный в честь победы русских над турками в Наваринской бухте (1827). Но в «Московском телеграфе» 1828 мне встретился и наваринский голубой.

В этом мире было множества фауны! Паук, замышляющий преступление – или тёмный оттенок серого, или чёрный с краснотой. Влюблённая жаба – зеленовато-серый. Последний вздох жако – жёлто-рыжий; перед смертью, как считалось, глаза этого попугая желтеют. Райской птицы – соломенно-желтый. Испуганной мыши — нежно-серый. А блоха?! «Пюсовый» (от франц. puce) — оттенок красно-коричневого, а ещё были цвета блошиного брюшка и даже блохи в обмороке. А шамб или шамовый на самом деле тоже из этой области – светлый рыже-коричневый цвет (от франц. chameau, «верблюд»)

Читайте также  Свойства и преимущества эластичных шпатлевочных смесей

Люди тоже вели свою увлекательную жизнь разных оттенков. Резвая пастушка и веселая вдова — оттенки розового. Рвота императрицы и сюрприз дофина (то бишь «детской неожиданности») — оттенки коричневого. Ну или волосы королевы: «Надо признаться, что королева эта имела странный цвет волос, потому что cheveux de la reine ничто иное светлый гавана, т.е. серый с коричневым отливом или в роде того» («Модный магазин», 1862)

Модная гравюра из журнала » La Belle Assemblée», 1831. (сс) Wikimedia Commons

Иногда названия говорят сами за себя — нильской воды, парижской грязи, неба в Индии. Иногда всё не так очевидно. Лавальер ( в честь фаворитки Людовика XIV) — желтоватый светло-коричневый. Мордоре/мардоре – красно-коричневый с золотым отливом (от франц. more d’ore, «позолоченный мавр»). Или же Гаити: «Последний цвет есть яркий розовый и называется вероятно потому гаитянским, что в Гаити бывает большая жара» («Московский телеграф», 1826.)

Иногда за названием стоит целая история. Например, цвет базарного огня — оттенок красного, память о пожаре на благотворительном базаре в Париже в мае 1897. Да и у помянутого пюсового тоже свои секреты, но об этом — в следующий раз.

И не могу не вспомнить Ф.М. Достоевского, «Село Степанчиково и его обитатели», где обсуждают цвет «аделаида» (либо красный оттенок лилового, либо тёмно-синий).

— Так этот галстух аделаидина цвета? — спросил я, строго посмотрев на молодого лакея.

— Аделаидина-с, — отвечал он с невозмутимою деликатностью.

— А аграфенина цвета нет?

— Нет-с. Такого и быть не может-с.

— Неприличное имя Аграфена-с.

— Как неприличное? почему?

— Известно-с: Аделаида, по крайней мере, иностранное имя, облагороженное-с; а Аграфеной могут называть всякую последнюю бабу-с.

Анатолий Башкирцев/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы о различных материалах для строительства и отделочных работ. Уверен вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Анатолий Башкирцев.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ROSHAL-LKZ.RU
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: