Заливка изделий прозрачной эпоксидной смолой – правила, подробное описание техники
Как заливать эпоксидную смолу – делаем правильно
Представляем вашему вниманию статью, посвященную работе с эпоксидной смолой. Прочитав ее, вы узнаете, что для чего можно использовать эпоксидную смолу и как правильно ее заливать.
С чего начать
Эпоксидная смола дает огромный простор для творчества своими руками. Для начала нужно определиться, что именно вы хотите создать. Если опыта работы с эпоксидной смолой у вас нет, стоит начать с заливки простеньких украшений, например, колец или кулонов.
Продается эпоксидная смола в специализированных магазинах. Для новичков существуют специальные наборы, в которых помимо самой эпоксидки есть емкости для смешивания, шприцы, перчатки для рук и инструкция по применению. Опытные люди просто покупают емкость с эпоксидной смолой нужного объема.
Эпоксидная смола – дешевый и доступный материал, это одна из главных причин ее популярности. При покупке конкретной марки смолы нужно понимать, что эпоксидка может быть технической и декоративной. Техническая применяется при ремонте и склейке различных деталей, материнских плат и моделировании, декоративная – при заливке столешниц полов, украшений, изделий из дерева и т.д. Нас будет интересовать декоративная эпоксидка, так как она позволяет получить идеально прозрачные изделия без пузырей воздуха внутри застывшего полимера.
Еще один важный момент – часто эпоксидные смолы бывают двухкомпонентными. Комплект состоит из смолы и отвердителя. При работе с такой эпоксидкой обязательно нужно использовать оба компонента, смешивая их в указанных в инструкции пропорциях, иначе без отвердителя смола просто не застынет.
Как работать с эпоксидной смолой
Необходимо понимать, что эпоксидная смола выделяет токсичные соединения и неприятный запах, поэтому работу проводить нужно только в сухом и хорошо проветриваемом помещении. При наличии влаги в воздухе смола застывает гораздо медленнее, поэтому правильнее всего организовать рабочее место в небольшой теплой комнате.
Следующий этап – подготовка рабочей поверхности. Эпоксидная смола не приклеивается к целлофану, полиэтилену и силикону, поэтому на рабочий стол достаточно положить несколько прозрачных файлов для бумаги. Это даст гарантию того, что рабочая поверхность не запачкается. Для работы с эпоксидной смолой потребуется маленький пластиковый стаканчик, пара одноразовых шприцов и плоская палочка для размешивания.
В шприцы набираем смолу и отвердитель. В инструкции всегда четко написано, какой компонент в каких пропорциях использовать.
Аккуратно выливаем содержимое обоих шприцов в пластиковый стаканчик, после чего перемешиваем его. Субстанция поначалу должна выглядеть как сахарный сироп, а после перемешивания стать полностью прозрачной.
В процессе работы в жидкости могут образоваться пузырьки воздуха. Чтобы от них избавиться, нужно поместить стакан с эпоксидной смолой в емкость с теплой водой с температурой около 60 градусов. При повышении температуры пузырьки воздуха поднимутся на поверхность и исчезнут.
Работать с эпоксидной смолой рекомендуется в перчатках, дабы не запачкать руки. Если все же работаете без них и руки стали липкими, необязательно искать спирт или растворитель, достаточно помазать руки жирным кремом, хорошо потереть друг об друга, вытереть и кожа снова станет чистой.
Заливка
После размешивания эпоксидную смолу можно заливать в силиконовые формы. Заливка эпоксидной смолой — важнейший технологический этап, который, помимо прочего, выявляет все недостатки подготовительных работ.
При заливке живых свежих цветов заливку необходимо начинать с центра к краям, подливая смолу небольшими порциями. Это поможет не допустить появления пузырьков воздуха, но, если они появились, их следует аккуратно проткнуть тонкой иголкой. Альтернативный вариант – прогрев поверхности феном, газовой горелкой и зажигалкой, главное не переусердствовать и не повредить изделие.
Фурнитура для заливки должна быть идеально чистой и обезжиренной. Заливаемые предметы также следует подготовить: сухоцветы покрыть слоем акрилового лака или лака для волос. Картинки, мозаики, фотографии нужно хорошо приклеить к форме клеем ПВА, особенно тщательно промазывая края. Если этого не сделать, после заливки рисунок промокнет, и готовое изделие будет смотреться не очень красиво. В процессе работы нужно избегать попадания воды в смолу, потому что эпоксидка может приобрести неэстетичный молочный окрас, от которого потом никак не избавиться. Еще один важный момент – эпоксидная смола очень хорошо притягивает пыль, поэтому после окончания работы нужно поместить изделие в герметичную емкость и оставить там до тех пор, пока эпоксидка не застынет. В идеале найти какую-нибудь тару из стекла или пластика, чтобы наблюдать за процессом застывания.
У эпоксидной смолы есть три рабочие фазы:
- Первая фаза – жидкая. Пока смола находится в таком состоянии, у вас есть шанс исправить все возникшие проблемы: удалить пузырьки воздуха, поставить форму на ровную поверхность, чтобы не допустить сползание смолы и т.д. Жидкая фаза длится по-разному для каждой марки эпоксидной смолы.
- Вторая фаза – текучая. Смола превращается в тягучую клееобразную субстанцию, на этой фазе предмет лучше всего не трогать и ждать третью фазу.
- Третья фаза — это когда смола превратится в прочный полимер, который отлично обрабатывается ручным инструментом. Его можно пилить, сверлить, лакировать и шлифовать. Среднее время превращения эпоксидной смолы из жидкости в пластик составляет двое суток, однако некоторые компании производят специальные быстросохнущие смолы.
После полного застывания готовое изделие можно зашлифовать. Не стоит брать обычную наждачную бумагу, лучше приобрести водостойкую шкурку и проводить процесс в воде. Зашлифованное изделие рекомендуется покрыть дополнительным тонким слоем эпоксидной смолы, чтобы оно выглядело глянцевым. При необходимости сделать отверстие в смоле, предмет можно просверлить обычной дрелью, начиная со сверла маленького диаметра и постепенно увеличивая диаметр сверла до нужного – это позволит получить аккуратную дырочку без сколов по краям.
Эпоксидную смолу можно заливать слоями. Это поможет добиться эффекта выпуклости на предмете. Залив первый слой, нужно подождать несколько часов, пока смола не начнет густеть, затем нанести еще один слой. Эпоксидка будет находиться в текучей фазе, благодаря чему можно получить подобие купола на изделии.
Если после работы у вас стались излишки смолы, можно не выбрасывать их, а использовать для создания какого-нибудь миниатюрного украшения. Но подмешивать остатки к вновь разведенной эпоксидке не нужно, так как физические и химические свойства разных эпоксидных смол отличаются, даже если они от одного производителя. На качестве изделия это скажется негативно: смола может застывать неравномерно, а внутренние слои вообще могут остаться жидкими.
Что заливать?
Читатель может задаться логичным вопросом, что может залить с помощью эпоксидки именно он? Ответ – да что угодно, начиная от фото, картинок, рисунков, заканчивая заливкой столешниц, полов, слэбов, спилов дерева, подносов, и т.д. Все это можно изготовить самостоятельно, эпоксидная смола – универсальный инструмент. Из эпоксидной смолы можно отлить заготовку для флешки, а можно залить целую картину в рамке. Отдельно стоит выделить люминофоры – вещества, способные светиться сами по себе. Обычно они имеют форму порошка, и им нужен прозрачный связующий элемент. Эпоксидная смола отлично подойдет для этого. Залив люминофор эпоксидкой, можно получить светящийся в темноте шар необыкновенной красоты, потратив на это немного сил и средств. Такие шарики выглядят гораздо лучше светодиодных, их можно использовать как подсветку.
В специализированных магазинах за приемлемую цену продается много полезных вещей для творчества с эпоксидной смолой: блестки, втирки, бисер, красители. Все это нужно лишь красиво скомпоновать. Да, придется напрячь фантазию, но какое удовольствие вы потом получите от самостоятельно сделанного украшения или кулона. Не стоит также пренебрегать изучением теоретического материала: чтения статей, просмотра видео по теме. Эта информация поможет вам разобраться, какую марку смолы лучше купить для конкретной задачи, как улучшить сам технологический процесс, как устранить возникшие недостатки.
Ну и какая теория без практики – чем больше тренируетесь, тем лучше будет получаться, главное не стесняться и пробовать работать с эпоксидной смолой.
Техника Resin Art: Рисование картин эпоксидной смолой
Картина эпоксидной смолой
Картины из эпоксидной смолы популярны уже во всем мире! Этот вид творчества весьма оригинален, но в то же время не требует особого мастерства или сложных навыков. В этой статье мы раскроем почти все секреты удивительного вещества и расскажем вам все о процессе создания картины в технике Resin Art.
Содержание
- Эпоксидная смола. Что это?
- Двухкомпонентная смола для рисования
- Что можно заливать эпоксидной смолой?
- Список материалов и инструментов
- Основа для рисования смолой
- Процесс рисования + Видео-инструкция
- Примеры готовых картин
- Готовые наборы для рисования Resin Art
Эпоксидная смола. Что это?
С эпоксидными составами, как правило, имеют дело, выполняя мелкий ремонт пластиковых и металлических поверхностей. Жидкий состав, изначально разделённый на две фракции, способен долго храниться, а вступая во взаимодействие быстро переходит из жидкой в твёрдую фазу. Отвердевшие поверхности хорошо поддаются механической обработке – резке, сверлению, шлифовке, но при этом устойчиво сохраняют изначально приданную форму. Известная обывателю «эпоксидка» используется, когда утраченным фрагментам требуется придать значительную прочность и жёсткость (включая кузовные работы при ремонте автомобилей).
Художественное применение эпоксидных составов продиктовано тем же свойством – полимерные смолы после отвердевания сохраняют изначально приданную форму и качество поверхности, а добавленные в прозрачную основу краски не выгорают и не теряют яркости с течением времени.
Замечательное свойство материала – отвердевание без значительной усадки, так как «высыхание» происходит не в результате испарения части состава (как в случае с лаками), а исключительно благодаря химической реакции между компонентами. Поэтому работа сохраняет изначальный объём, а при выполнении требований технологии – и изначально приданную мастером форму.
Двухкомпонентная смола для рисования в технике Resin Art
Не всякая эпоксидная смола подойдёт для создания картин. Понадобятся двухкомпонентные материалы, целенаправленно созданные для творческой художественной деятельности. Специальная смола для Resin Art загустевает в результате смешивания с отвердителем,
- дающим оптимальную вязкость,
- предохраняющим изначально созданную картину от растекания,
- не образующим белесоватые полосы при высыхании
Смола для рисования ResinArt
Оба компонента смешивают в пластиковых стаканах, предпочтительно после окрашивания. В маленьких ёмкостях меньше вероятность закипания смолы, насыщения её пузырьками воздуха, что сказывается на конечном качестве работы. Специальные красители добавляются, следуя оговорённой инструкцией пропорции (иначе состав будет плохо отвердевать). Дополнительно используют пигментные порошки (серебро, бронза, золото), люминофоры (светятся в темноте) и глиттеры (блёстки различных размеров и форм). На загустевающей смоле прочно закрепляются и удерживаются кристаллы Сваровски и иные финишные элементы декора.
Картина эпоксидной смолой с дополнительными элементами
Картина эпоксидной смолой с пигментами, глиттерами, кристаллами.
Идеальная температура для работы с материалом – 22оС, но работать со смолой можно и от 18 градусов (смола будет лишь чуть более вязкой). Нагревая в тёплой воде, можно привести в рабочее состояние неправильно хранившийся, загустевший компонент А (собственно, смолу). Компонент В (отвердитель) со временем может пожелтеть, оттенок скажется и на цветовой гамме художественной работы (это нужно учитывать при выборе палитры, так как способы «реанимации» отвердителя не изобретены).
Что можно заливать эпоксидной смолой?
Специальные краски для рисования эпоксидной смолой сообщают изначально прозрачной массе яркий укрывистый колер. Различные цвета хорошо смешиваются, образуя насыщенные оттенки. Акриловые краски, добавляемые к смоле, не замутняют и не размягчают покрытие, если в их основе отсутствует вода.
В процессе работы исключите попадание воды на рабочие материалы и поверхности!
Смолой можно заливать готовые картины маслом или акрилом, поталь или предварительно просушенную рельефную поверхность (например, из гипса), сообщая ей художественную глубину (так, например, можно создавать многоцветные рельефы морского дна с кораллами и гротами).
Картина-постер залита эпоксидной смолой для создания глубины изображения.
Напыления аэрозольными красками также не растворяются под действием эпоксидной смолы.
Также акриловыми, масляными, аэрозольными красками можно наносить изображения на застывшие слои смолы. Поверх наливается новый прозрачный слой, таким образом получают оригинальные 3D-изображения, глубина которых ограничена только высотой бортиков заливаемого бокса.
Эта потрясающая 3D работа была сделана японским художником Riusuke Fukahori при помощи акриловых красок и эпоксидной смолы.
Распечатанные на плотной глянцевой бумаге изображения, приклеенные на деревянную основу, имеют большой шанс не быть смоченными смолой. Для заливки акварели, написанной на плотной бумаге, стоит выполнить предварительную пробу на небольшом фрагменте с аналогичными материалами. Бумагу и дерево защитит специальный лак для декупажа, он равномерно высыхает без коробления поверхностей.
Если исходное художественное произведение обработать аэрозолем – акриловым лаком, смола не будет растворять красители на спиртовой основе, линии, проведённые спиртовыми чернилами и перманентными маркерами, останутся чёткими.
Колоритные природные материалы – крылья бабочек, гербарии сухоцветов, осенние скелетированные листья консервируются эпоксидным слоем, не теряя красочности при условии, что перед этим были хорошо просушены от содержащейся в них влаги. В противном случае в отвердевшем слое продолжится разложение законсервированных природных элементов декора и работа будет безнадежно испорчена.
При изготовлении этих украшений из эпоксидной смолы были использованы самые настоящие крылья бабочки Орегона.
Смолой покрывают керамику, а для придания прочности и соединения разрозненных частей – изделия из полимерной глины. Нужно учесть, выбирая положение арт-объекта перед началом обжига, что застывший эпоксидный слой несколько размягчится и вновь отвердеет после вынимания изделия из печи. Цвета при застывании смолы на керамике становятся, как правило, более резкими, их восприятие зрителем зависит от формы изделия, кривизны поверхности.
Список материалов и инструментов
Для работы над картиной из эпоксидной смолы вам потребуются:
- укрывной материал для стола (полиэтилен);
- ножницы и малярный скотч — им оклеиваются обратная сторона основы, чтобы избежать налипания капель смолы, и бортики, чтобы не дать смоле стекать с планшета в самом начале работы;
- перевёрнутые пластиковые стаканчики — от 4 штук. На них, как на основе, размещается планшет (иначе упавшие капли смолы могут накрепко приклеить его к столу);
- небольшой строительный уровень для проверки горизонтальности поверхности, в идеале – стол с регулируемыми ножками;
- перчатки ПВХ, полиэтиленовые фартук и нарукавники, респираторная маска;
- стаканчики для создания палитры (по числу используемых колеровкрасителей)
- чистые палочки для перемешивания;
- трубочки, палочки и фен – для формирования потёков смолы, зубочистки для уаделния пылинок, волосков, мелких пузырьков воздуха с застывающей поверхности (фен заранее продуваем от пыли!)
- маломощная газовая горелка (опционально). С её помощью удаляются пузыри с поверхности (у хорошей смолы поверхность будет идеальна в любом случае);
- фен для достижения разных эффектов при работе над картиной;
- жидкость для снятия лака, с её помощью капли смолы стираются с любых поверхностей, жирный крем и бумажные полотенца для удаления брызг смолы с кожных покровов.
- акриловые краски для грунтования фанерной или деревянной основы
Помещение, где выполняются работы, должно быть хорошо проветриваемым, отапливаемым, не сырым.
Основа для рисования эпоксидной смолой
Микропористая структура ЛДСП или фанеры заранее обрабатывается акриловыми красками. В качестве основы для рисования подойдёт не только дерево, но и стекло. Для выполнения пробных эскизов на бумаге выбирают глянцевые, не матовые листы. Наклеенная на жёсткую подложку или натянутая на подрамник тканевая основа, подобно рыхлой бумаге, смачивается смолой, отчего темнеет.
Самая распространенная основа в творчестве Resin Art – заготовка из фанеры.
Работа с эпоксидной смолой для начинающих и профессионалов
Внешне большинство эпоксидных смол, выпускаемых для работы в быту, похожи на лаки разной степени густоты. Только, в отличие от лаков, банку с компонентом А можно оставить открытой на длительное время, но густеть или вообще засыхать смола от этого не станет – в этом и есть главное отличие эпоксидок от лаков, таких, например, как ХВ, НЦ, ГФ или ПФ. У тех засыхание или застывание происходит за счет активного испарения глинфталиевых, пентафталиевых или нитро-составляющих, из-за чего пленка после этого испарения значительно уменьшается в объеме, происходит усадка лака.
У эпоксидных материалов другой принцип застывания: в компонент А добавляется компонент Б, который запускает экзотермическую (с активным выделением тепла) реакцию полимеризации. Испаряться там нечему, а если какое-то, под воздействием повышения температуры, испарение веществ происходит, то им можно пренебречь: доля массы молекул, унесенных таким испарением, не превышает 0,001%.
На практике это означает, что если на ровную горизонтальную поверхность вылито небольшое количество смеси компонентов эпоксидки А и Б, то после застывания образуется не пленка, как от лаков, а выпуклая «линза».
Этапы работы с эпоксидным материалами
Первое, что потребуется для работы – емкость для смешивания компонентов, два шприца со снятыми иглами, сами компоненты А (эпоксидный компаунд) и Б (отвердитель, запускающий реакцию полимеризации и сам активно в ней участвующий, то есть это не катализатор — катализаторы в реакциях не участвуют). Понадобится также палочка-весло с плоским кончиком, такой кончик при перемешивании компонентов вызывает меньше пузырьков, которые нежелательны.
Из компонентов А и Б наиболее химически активным, а также, обычно, и более токсичным, является компонент Б, то есть отвердитель. Кроме того, он не такой густой, как смола (некоторые виды вообще жидкие, как вода). Поэтому, отмеривая для смешивания, из шприца его выдавливать очень плавно, чтобы брызги не попали на кожу или одежду. Не следует отмеривать компаунд и отвердитель одним и тем же шприцем – промаркируйте их, чтобы потом не перепутать функционально.
Пропорции смешивания отвердителя и смолы отличаются у разных производителей, поэтому экспериментировать с ними лучше не надо: недостаток отвердителя вызовет неполную полимеризацию смолы, а его избыток может вызвать резкое повышение температуры смеси, ее закипание, задымление и даже, возможно, самовозгорание.
Далее смешивают компоненты. Смешивание нужно делать, не прилагая энергичных усилий, чтобы избежать образования пузырьков. Дело в том, что консистенция смешиваемого состава напоминает мед, и воздушным пузырькам нужно время, чтобы покинуть толщу смеси. Это не всегда возможно, из-за того, что смесь может очень быстро густеть. Если наличие пузырьков воздуха критично – отливка может быть испорчена. Некритично наличие воздушных пузырьков только в массе эпоксидного клея, где эстетические критерии не нужны.
Так как полимеризация состава происходит на протяжении какого-то отрезка времени, с постепенно густеющим составом можно проделать некоторые манипуляции, если они нужны. Давайте рассмотрим стадии отверждения, чтобы понять, как и когда можно вмешаться в процесс:
- Жидкая стадия. Смесь компонентов легко стекает с палочки-мешалки. Этот момент идеален для заливки любой формы, так как благодаря текучести смола хорошо заполняет мельчайшие углубления и шероховатости из-за своей повышенной адгезии (адгезия эпоксидки – это ее свойство прилипать к материалам и надежно сцеплять их друг с другом).
- Напоминает густой мед. Обычно в это время, если масса смолы легла не тонким слоем, не линзой, а заполняет собой какой-то компактный объем, она саморазогревается, иногда весьма ощутимо, до 45-55°C градусов. Чем выше температура смеси, тем быстрее будет идти процесс полимеризации. Если вам нужно для чего-то затормозить это быстрое застывание, можно поместить форму, в которой происходит реакция, с больший по размерам сосуд с ледяной водой или даже с мелко колотым льдом.
Реакцию полимеризации эпоксидной смолы можно только затормозить. Обратить вспять ее невозможно: раз запущенный, процесс идет до конца, до полного застывания и превращения смолы в твердую отливку, если это нужно по условиям задачи и по заданным заводским свойствам.
- Густой (засахаренный) мед. Наименее удобная стадия для каких бы то ни было манипуляций со смолой. Годится разве что для склеивания поверхностей друг с другом, да и то, если их плотно прижать, заставив смолу взаимодействовать с обеим поверхностями склеивания.
- Переходная стадия от «меда» к «резине». В этот момент застывающий состав лучше вообще не трогать, чтобы не нарушить начавшиеся ветвится в толще смолы полимерные цепочки.
- Резиновая стадия. Состав уже не липнет к рукам, вся масса компонентов А и Б вступила в реакцию, но твердость еще недостаточная. На этой стадии заготовку, если это позволяет ее форма, можно растянуть, перекрутить, или как-то иным образом деформировать. Правда, она, подобно резине, будет стремиться принять исходную форму, поэтому, если вы хотите ее видоизменить, то приданную деформацию нужно как-то зафиксировать.
- Твердая фаза. Не гнется, не продавливается ногтем или палочкой. На ощупь как огрстекло или твердая пластмасса.
Время до полного застывания разное у разных производителей. Это связано с разным способами производства смолы, разными компонентами, из которых ее синтезируют, но в основном время полной полимеризации зависит от состава отвердителя. Существуют такие, которые работают при комнатной температуре, и время полного отверждения для них 24-48 часов, а окончательного – до недели или даже более.
Термины «полное» и «окончательное» означают, что в первом случае смола внешне на первый взгляд прекратила реакцию внутри себя, но на самом деле процесс продолжается, только крайне медленно, и уже почти без выделения тепла. Застывшая эпоксидка еще не получила все свои свойства, особенно прочность, еще не сформировалась окончательно.
На практике же, например, при заливке полов, 48-часового срока достаточно для начала эксплуатации объекта заливки.
Существуют и другие отвердители, так называемые «горячие». Смола, процесс полимеризации которой запускается с помощью таких отвердителей, максимум своих свойств проявит, если для отверждения применяют повышенную температуру, до 100°C и даже до 200°C градусов. При таких отвердителях и при таких температурах во время полимеризации создаются очень тесные и разветвленные полимерные цепи, а это означает, что застывшая отливка будет обладать повышенной прочностью, притом по всем параметрам: твердости, упругости, износо- и термостойкости. Только, конечно, в домашних условиях создать такие условия для отверждения смолы задача малореальная. Это прерогатива промышленных способов использования эпоксидных смол.
Но продолжим описание работы.Заливка эпоксидки в том виде, как это было запланировано: изготовляем линзу, заливаем форму, заливаем полы или заготовку.
К застывающей эпоксидной смоле просто притягивается висящая в воздухе пыль, поэтому нужно максимально защитить поверхности смолы, какого бы размера и формы у вас ни была отливка или заливка. Если же речь идет о залитых полах, то перед применением смолы сделайте влажную уборку, везде вытрите пыль, где это можно, и обеспечьте отсутствие сквозняков.
Далее следует дождаться полного отверждения смолы. Если она использовалась для заливки полов, то выждите еще 12 часов сверх рекомендованного для полного застывания времени: по таком застывшему покрытию уже можно будет двигать мебель. Подложив под части мебели, имеющие контакт с полом, суконные или войлочные прокладки.
Некоторые особенности
Рассмотрим некоторые нюансы и тонкости работы с полимерным составом.
- Застелите рабочее место полиэтиленом: к нему смола не прилипает (нулевая адгезия). Так же, как не прилипает и никак вообще не взаимодействует с полипропиленом, резиной, силиконом, тефлоном и тефалем. Поэтому изделия из этих материалов эпоксидными клеями не склеиваются. Подстеленная бумага нижележащие поверхности не защитит, потому что смолой она сразу пропитывается насквозь.
- Смолу можно окрашивать различными пигментами. Как специальными, но это дорого, хотя у них самое большое богатство цветов и оттенков, так и случайными: гелями и пастами из шариковых ручек, краской для фломастеров, принтеров и витражей.
- Не работайте с эпоксидными смолами, если температура окружающей среды ниже 22°C градусов. Если на упаковке не указан другой, более низкий температурный предел.
- В эпоксидную смолу не должна попасть вода, иначе не получится полноценного застывания. Если же по замыслу вода в смоле нужна, то нужно использовать для таких изделий не гидрофобные смолы, информация об этом содержится в аннотациях на упаковках.
- При всей вязкости смол они очень текучи, поэтому не используйте смолу для покрытия объектов с вертикальными сторонами или имеющие выпуклости, с них она стечет вниз. Выходом может стать послойное нанесение тонкими слоями кистью. Чтобы смола не секла во время застывания, повышают температуру воздуха. Повышение температуры на каждые 5°C градусов ускоряют время застывания вдвое.
- Если отливаются линзы, то обеспечьте идеальную горизонтальную поверхность с помощью уровня, чтобы линзы не были с одной стороны толще, чем с другой.
Небольшие, до 2,5 см в диаметре, линзы, тем более окрашенные с помощью пигментов, часто используют как элемент декора при наклеивании на стекло межкомнатных дверей. В отличие от стеклянных «камешков», они в 2 с половиной раза легче.
- Если вы не хотите, чтобы отлитое вами изделие их эпоксидки пожелтело со временем, используйте смолы с УФ-фильтром.
- Для работы с эпоксидными смолами понадобится респиратор налицо с фильтром для паров органических веществ и резиновые перчатки.
- Если в залитой в форму эпоксидке вы видите пузырек воздуха, а он вам не нужен, то подуйте на это место в тонкую трубочку.
- Если смола в виде смеси, а особенно чистый отвердитель, попали на руки, вытрите это место сухой тряпочкой, а затем протрите спиртом или ацетоном, если на него нет аллергии. Эти вещества прекрасно растворяют не застывшую эпоксидную смолу.
В целом эпоксидная смола — это великолепный материал для всевозможных поделок и для использования в быту. Делать из нее дизайнерскую мебель все-таки накладно, для этого нужно иметь хорошо оборудованную мастерскую, с нагнетательно-вытяжной вентиляцией, возможностью для повышения общей температуры воздуха вплоть до 60°C градусов, места для размещения больших форм для отливок. Но вот залить дома хорошо подготовленные для этого полы, вполне по силам, или сделать дизайнерские столешницы для кухонного гарнитура, а также кухонный фартук. Правда, смолу для этого нужно будет покупать высокого качества.
Как создать прозрачные подвески-капли из эпоксидной смолы с цветами. Часть 1. Заливка
В этом мастер-классе мы изготовим с вами прозрачные капли-подвески из эпоксидной смолы с цветами для серёг.
Мы ознакомимся с техникой заливки смолы в каркас, тонкостями работы с сухоцветами и обработкой застывшей смолы.
Время работы указано без учета времени, необходимого для полимеризации смолы.
Если вы работаете со смолой ПЭО, то для двух заливок, по одной с каждой стороны, вам поребуется еще примерно +48 часов.
Часть 1. Заливка
Сделать своими руками интересные подвески-капли не сложно.
Кажется, самое тяжкое в этом процессе, это, пожалуй, ожидание, когда смола застынет.
А сам процесс создания, если вы знакомы с технологией, запаслись инструментами и материалами, не слишком энергозатратен и очень увлекателен.
Для начала приготовим материалы:
Для первой части процесса:
- смола — использовали ПЭО-610КЭ-20/0 производства СПбГТИ(ТУ);
- проволока для рамки. Можно даже воспользоваться готовыми длинными пинами, как у нас, пин с петлей 70 мм длиной;
- ровная поверхность (у нас это плитка);
- обычный широкий канцелярский скотч, салфетки, ватные палочки;
- бокорезы, плоскогубцы (с гладкой поверхностью губок), молоток и наковаленка (по желанию);
- пинцет, которым очень удобно раскладывать декор в рамки;
- любой подручный инструмент, круглый в сечении, подходящий нам по диаметру к желаемой ширине капли — мы выбрали маркер;
- самое главное — декор: у нас гербарий (на самом деле, можно «заливать» любые предметы, а если хотите что-то органическое — цветы, жучков, бабочек — то ваши объекты должны быть хорошо просушены).
Примечание: Круглые подвески вы можете сделать, обогнув флакон, например, от лака для волос. Если хотите звездочку, квадрат или треугольник, обведите проволокой мебельные гвоздики вбитые по форме в деревянную поверхность и так далее. Не стесняйтесь проявлять фантазию, именно так и появляются оригинальные украшения.
Для второй части процесса:
- смола, надфили и наждачная бумага (подойдут пилки для ногтей);
- уайт-спирит или другой растворитель;
- салфетки, ватные палочки, канцелярский файл;
- проволока или пины могут быть мягкими или средней мягкости, лучше без покрытия.
Не надо бояться, что материал излишне пластичен. В дальнейшем его будет фиксировать застывшая смола, от этого он станет заметно жестче.
Создаем подвеску. Лучше, если вы сразу нарежете проволоку на нужные отрезки. Так заготовки будут одинакового размера, если нужны парные.
Центруем кусочек проволоки или пин на маркере.
Обогнув маркер, мы получаем ровную округлую нижнюю часть капли.
Сводим концы проволоки до приемлемой замкнутой формы.
Если хотите, можно проявить фантазию и сплющить часть проволоки молоточком, придать ей текстуру.
Важно, проволочный каркас должен быть ровным в одной плоскости, чтобы прилегание проволоки к скотчу было максимально плотным.
На плитку наклеили ленту скотча! Внимание! Липкой стороной наружу. Зафиксировали плотным кольцом на обратной стороне плитки. Старайтесь натянуть скотч ровно, без волн и перекоса.
Аккуратно разложили наши проволочные заготовки.
Прижмите их к скотчу плотно, я воспользовалась рукояткой плоскогубцев.
Всю подготовку лучше сделать заранее. Продумайте. как вы будете укладывать декор в капли, выложите эскиз на бумаге, это очень помогает уложить все в точное место, ведь изменить прилипшую к скотчу композицию будет не просто.
Выбираем наполнение подвесок. У нас это кусочки лета. Гербарий собственноручно собранный и терпеливо засушенный.
Для укладки цветов лучше воспользоваться пинцетом для точного нанесения. Таким образом, вы минимизируете контакт с липким слоем и сможете точнее расположить гербарий.
Красиво разложили. Полюбовались.
Еще раз заготовки аккуратно прижимаем, обеспечивая фиксацию края подвесок. Делаем это для того, чтобы наша смола не «убежала» за пределы рамки.
Приготовили смолу по инструкции, оставили емкость со смешанной смолой для дегазации (удаления пузырьков воздуха) и набора вязкости. И пошли пить чай.
На это время поверхность с нашими заготовками и тару со смолой лучше чем-нибудь прикрыть (контейнером, коробкой), чтобы домашняя пыль, ворсинки и кошачья шерсть не испортили нам все дело.
Итак, смола слегка загустела.
Зубочисткой (так точнее) наносим смолу в наши подвески.
Если смола достаточно густая, то мы сможем сделать полноценную линзу уже на первой заливке.
Если ваш декор сложный, то сделайте первую заливку жидким компаундом, чтобы смола проникла в лепестки и под листики цветов. А через несколько часов, когда вязкость смолы позволит нанести купол, залейте еще слой.
Обратите внимание, что смолу нужно начинать заливать в том месте, где вы сможете оставить ее до момента застывания. Желательно чтобы поверхность стола была выровнена по уровню.
Передвигать поверхность, на которой мы расположили наши подвески, крайне нежелательно.
Смола может стечь, перелиться за край подвески и испортить нам все дело. Если смола вытекла за пределы каркаса, подотрите жидкость ватной палочкой, которая отлично впитывает смолу. Периодически проверяйте ваши заготовки в процессе полимеризации. Очень удобно, когда заготовки накрыты прозрачным контейнером и вы можете следить за процессом не поднимая крышки и вовремя заметить утечку.
Смола застыла, все получилось, снимаем подвески с липкого слоя скотча.
С обратной стороны наша капля будто матовая? Не пугаемся, это клеевой слой скотча.
Аккуратно избавляемся от него с помощью терпения, ватных палочек и уайт-спирита.
Работайте в хорошо проветриваемых помещениях.
Если в процессе смола все же немного перелилась за пределы каркаса, это легко исправить.
Все наплывы смолы, можно снять аккуратно с помощью надфилей, пилок для ногтей и наждачной бумаги.
Старайтесь действовать бережно, чтобы не оставить грубых следов на проволочной рамке.
Завершающий этап заливки это покрытие обратной стороны, чтобы с обеих сторон была красивая прозрачная линза.
Разводим смолу по инструкции.
Скотч нам больше не нужен, мы хотим сохранить идеально глянцевую застывшую линзу, которую мы так трепетно делали в первой заливке. Поэтому на плитку надеваем плотный пакет или канцелярский файл.
Укладываем наши подвески изнанкой наверх.
В этот раз нам необходимо дождаться, когда компаунд наберет вязкости и станет, как густая карамель.
В зависимости от марки смолы, на это может потребоваться от 3 до 6 часов.
Секрет:
Если поставить емкость со смолой в горячую воду (водяную баню) на 10-15 минут, то пузырькам будет легче самоудалиться и смола будет загустевать быстрее. Следите чтобы влага не попала в емкость со смолой.
Загустевшую смолу аккуратно наносим на обработанную обезжиренную и сухую поверхность и делаем линзу с другой стороны. Заполняя все неровности, смола делает подвеску стеклянно-прозрачной.
Осталось дождаться, когда она затвердеет. Не забыли накрыть антипыльным куполом.
Ну наконец-то застыла! Радуемся и хвастаемся
В следующей части МК мы соберем с получившимися подвесками красивые серьги и проработаем некоторые основные навыки сборки украшений.
Инструкция для начинающих по работе с эпоксидной смолой
С чего начать?
- Эпоксидная смола дает огромный простор для творчества своими руками. Для начала нужно определиться, что именно вы хотите создать. Если опыта работы с эпоксидной смолой у вас нет, стоит начать с заливки простеньких украшений, например, колец или кулонов, прочих не крупных декоративных изделий.
- Необходимо понимать, что эпоксидная смола выделяет токсичные соединения и неприятный запах, поэтому работу проводить нужно только в сухом и хорошо проветриваемом помещении. При наличии влаги в воздухе смола застывает гораздо медленнее, поэтому правильнее всего организовать рабочее место в небольшой теплой комнате.
- Следующий этап – подготовка рабочей поверхности. Эпоксидная смола не приклеивается к целлофану, полиэтилену и силикону, поэтому на рабочий стол достаточно положить несколько прозрачных файлов для бумаги. Это даст гарантию того, что рабочая поверхность не запачкается. Для работы с эпоксидной смолой потребуется силиконовый или пластиковый стаканчик, весы или пара одноразовых шприцов и плоская палочка для размешивания.
- Наливаем в стаканчик смолу и взвешиваем на весах, потом в этот же стаканчик добавляем отвердитель в необходимой пропорции (В конце инструкции приведены значения пропорций смолы к отвердителям, которые имеются у нас в продаже). К примеру: если соотношение смолы к отвердителю составляет 10:4, то наливаем 100 грамм смолы, а далее добавляем отвердитель, чтобы общий вес составил 140 граммов. Если используете шприцы, то в разные шприцы набираем смолу и отвердитель и аккуратно выливаем содержимое обоих шприцов в стаканчик.
- Далее, палочкой, тщательно, перемешиваем. Затем, желательно, перелить смолу в другой стаканчик и снова перемешать, т.к. у дна и краев стаканчика смола может оказаться не перемешанной. Субстанция поначалу должна выглядеть как сахарный сироп, а после перемешивания стать полностью прозрачной.
- В процессе работы в жидкости могут образоваться пузырьки воздуха. Надо выждать 10-15 минут перед заливкой, чтобы они вышли. Также, чтобы от них избавиться, можно поместить стакан с эпоксидной смолой в емкость с теплой водой с температурой около 60 градусов. При повышении температуры пузырьки воздуха поднимутся на поверхность и исчезнут.
- Если вы желаете придать цвет вашему изделию, то необходимо добавить в получившуюся субстанцию пигментную пасту. Для получения прозрачных изделий рекомендуется вводить от 0,01 до 0,1% процента паст, для получения непрозрачных покрытий рекомендуется введение до 6% паст Полимер-О. (у других производителей паст и колеров соотношение может быть другим). Такое количество пасты очень трудно измерить, поэтому рекомендуем брать пасту на кончик зубочистки, добавлять в субстанцию, тщательно перемешивать и по необходимости еще добавлять пасту (зубочистку надо брать новую, чтобы не испортить пигментную пасту) пока не добьетесь желаемого результата окрашивания.
- Работать с эпоксидной смолой рекомендуется в перчатках, дабы не запачкать руки. Если все же работаете без них и руки стали липкими, необязательно искать спирт или растворитель, достаточно помазать руки жирным кремом, хорошо потереть друг об друга, вытереть и кожа снова станет чистой.
Заливка
- После размешивания эпоксидную смолу можно заливать в силиконовые формы. При заливке живых свежих цветов заливку необходимо начинать с центра к краям, подливая смолу небольшими порциями. Это поможет не допустить появления пузырьков воздуха, но, если они появились, их следует аккуратно проткнуть тонкой иголкой или обработать корректором для эпоксидных составов. Альтернативный вариант – прогрев поверхности феном, газовой горелкой, главное не переусердствовать и не повредить изделие.
- Фурнитура для заливки должна быть идеально чистой и обезжиренной. Заливаемые предметы также следует подготовить: сухоцветы покрыть слоем акрилового лака или лака для волос. Картинки, мозаики, фотографии нужно хорошо приклеить к форме клеем ПВА, особенно тщательно промазывая края. Если этого не сделать, после заливки рисунок промокнет, и готовое изделие будет смотреться не очень красиво. В процессе работы нужно избегать попадания воды в смолу, потому что эпоксидка может приобрести неэстетичный молочный окрас, от которого потом никак не избавиться. Еще один важный момент – эпоксидная смола очень хорошо притягивает пыль, поэтому после окончания работы нужно поместить изделие в герметичную емкость и оставить там до тех пор, пока эпоксидка не застынет. В идеале найти какую-нибудь тару из стекла или пластика, чтобы наблюдать за процессом застывания.
У эпоксидной смолы есть три рабочие фазы
- Первая фаза – жидкая. Пока смола находится в таком состоянии, у вас есть шанс исправить все возникшие проблемы: удалить пузырьки воздуха, поставить форму на ровную поверхность, чтобы не допустить сползание смолы и т.д. Жидкая фаза длится по-разному для каждой марки эпоксидной смолы.
- Вторая фаза – текучая. Смола превращается в тягучую клееобразную субстанцию, на этой фазе предмет лучше всего не трогать и ждать третью фазу.
- Третья фаза — это когда смола превратится в прочный полимер, который отлично обрабатывается ручным инструментом. Его можно пилить, сверлить, лакировать и шлифовать. Среднее время превращения эпоксидной смолы из жидкости в пластик составляет 1-2 суток, но обрабатывать изделие рекомендуется через 5 суток.
Важно знать!
- После полного застывания готовое изделие можно зашлифовать. Не стоит брать обычную наждачную бумагу, лучше приобрести водостойкую шкурку и проводить процесс в воде. Зашлифованное изделие рекомендуется покрыть дополнительным тонким слоем эпоксидной смолы, чтобы оно выглядело глянцевым. При необходимости сделать отверстие в смоле, предмет можно просверлить обычной дрелью, начиная со сверла маленького диаметра и постепенно увеличивая диаметр сверла до нужного – это позволит получить аккуратную дырочку без сколов по краям.
- Эпоксидную смолу можно заливать слоями. Это поможет добиться эффекта выпуклости на предмете. Залив первый слой, нужно подождать несколько часов, пока смола не начнет густеть, затем нанести еще один слой. Эпоксидка будет находиться в текучей фазе, благодаря чему можно получить подобие купола на изделии.
- Для того, чтобы у вас получилось красивое изделие из эпоксидной смолы, прочитать эту инструкцию недостаточно, т.к. какая теория без практики. Чем больше тренируетесь, тем лучше будет получаться, главное не стесняться и пробовать работать с эпоксидной смолой и ваши изделия и процесс их изготовления будут радовать вас!
Рекомендованные соотношения смолы и отвердителя:
- С прозрачным: 10:4
- В компаунде «Оптик»: 10:4
- В компаунде “Resin Art»: 3:2
- В компаунде «Hi Tech Epoxy»: 10:3,5
- С 45м: 2:1
- С ПЭПА: 10:1
Контакты
ООО «АРТика», ИНН 7202094759
625019, г. Тюмень, ул.Республики 212, пункт выдачи “ОЗОН”
Режим работы
будни с 10-00 до 21-00
выходные с 10-00 до 19-00
По указанным телефонам можно также писать в Viber.
e-mail:smolatmn@yandex.ru
Доставка
Почта России
Оплата
Вы можете оплатить заказ наложенным платежом, на карту Сбербанка, на расчетный счет, а также наличными или через банковский терминал в офисе.
У нас всё официально, можем выписать счёт и отправить все документы. После отправки заявки вы получите письмо с инструкциями по оплате и доставке.