В России цены на ЛКМ снизились на 12 %

Сегодня лакокрасочная отрасль, как и экономика всей страны, пытается преодолеть многие кризисные явления.

В России цены на ЛКМ снизились на 12 %

Увидеть в кризисе возможность

Падение потребления по итогам 2020 года предварительно оценивалось в 10-15 процентов. Особенно спад спроса ощущается в автомобильной промышленности, промышленном и гражданском строительстве. А импорт из-за пандемии сдал позиции в большей степени, чем внутреннее производство. Но две с лишним тысячи предприятий отрасли сдаваться не собираются. Они продолжают инвестировать в развитие, запуская новые цеха, осваивают новые рыночные ниши, поддерживая государственную программу импортозамещения.

Экологическая иновационность уже давно стала нормой в отрасли. В последние годы широко стали применяться водные лакокрасочные материалы (ЛКМ), особенно в строительной отрасли, развивается рынок порошковых красок как наиболее экологически безопасного продукта. Многие отрасли промышленности перешли на использование в производстве материалов с высоким сухим остатком и УФ-отверждением. Много экологических идей заложено в саму технологию производства: нормой стал процесс регенерации растворителя, сжигание выбросов, растет применение экологически безопасных сырьевых компонентов.

Сегодня в отрасли достаточно велика доля импортного сырья, по нашим оценкам она составляет до 40 процентов. Есть компоненты, например добавки, которые невыгодно производить в малых объемах. Их производят в основном глобальные интернациональные компании в Европе. В последние годы производство мелкотоннажных сырьевых компонентов организуют китайские компании, во многом заимствуя технологии на Западе.

В России тоже много лет поднимается идея малотоннажной химии. Но до каких-то реальных проектов дело до сих пор не дошло. Есть идеи по организации производства связующих, пигментов, растворителей, но как только дело доходит до бизнес-плана, энтузиазм сразу пропадает: долго, дорого, да и высокие требования по качеству и с внедрением придется повозиться. К этому наши химические компании не очень привычны.

А если доходит до экспорта, то вообще руки опускаются. Все рынки давно уже выстроены, вмешаться в них очень сложно. В каждой стране есть свой протекционизм, который годами формировался прежде всего транснациональными компаниями, и российская химия (не путать с нефтехимией) никогда широко в глобальной конкуренции не участвовала. Это же проблема относится и к сфере ЛКМ. Проекты по экспорту ЛКМ можно по пальцам пересчитать, да и итоги их мелки. Даже на наших традиционных рынках стран СНГ заметно падение российской доли в силу защиты собственного рынка, развития там производства транснациональных игроков и стимулирования собственных локальных производителей.

Конечно, конкурентность отрасли и тем более инновационность во многом зависят от уровня квалификации кадров. Мы, к сожалению, в 1990-е годы полностью потеряли отраслевую науку. Какая-то часть еще теплится в вузах, которые продолжают заниматься подготовкой кадров для отрасли, но делают это в очень усеченном формате. Да и качество подготовки выпускников очень упало. У некоторых предприятий есть свой небольшой научно-исследовательский центр и собственная школа подготовки специалистов, но это может позволить себе не каждый. Это получается только у предприятий, которые имеют исторически развитую заводскую лабораторию и сформированную культуру воспитания специалистов.

Даже передовики в большей части повторяют известные мировые аналоги. Иногда получаются и прорывы, что позволяет выиграть конкуренцию с импортом. Отечественные предприятия играют заметную роль в таких сегментах, как транспортное машиностроение, рынки койл-коутинга, порошковых красок, мебельных лаков, судовых покрытий.

Каждый экономический кризис дает импульс для роста, новых идей, инновационных тем. Потребители ищут новые решения, государство добавляет активности и стимулов. И задача отрасли — зацепиться за эти возможности и не оплошать.

Кризисостойкие краски. Лакокрасочные материалы сохраняют стабильный спрос

Начало 2021 года было ознаменовано рекордным ростом цен на сырьевые компоненты для производства лаков и красок. Как поведет себя в нынешних условиях отрасль, пережившая с наименьшими потерями коронавирусный год, остается только догадываться. Пока предприятия Петербурга и Ленобласти сдаваться не собираются – благодаря большим объемам строительства и на лакокрасочные материалы сохраняется стабильный спрос.

ФОТО Павла КАРАВАШКИНА/ИНТЕРПРЕСС

Вирусная подножка

В преддверии коронавирусного кризиса российский рынок лакокрасочных материалов (ЛКМ) чувствовал себя неплохо. По данным компании TK Solutions, с 2017-го по 2020 год производство росло на 3,2% в год. Объемы выпуска наращивали в основном иностранные компании, локализовавшие производство в России.

В структуре рынка более 50% занимали декоративные покрытия, около 40% – промышленные ЛКМ, остальная доля приходилась на технические материалы. Игроки рынка рассчитывали на развитие и увеличение прибыли и в 2020 году, но. началась пандемия. Основное сокращение спроса пришлось на прошлую весну, когда многие предприятия закрылись, остановились стройки. Однако в середине года оживился частный сектор.

«Во время пандемии сокращение спроса коснулось индустриального сегмента, что было вызвано ограничениями в промышленном секторе, которые сохраняются на некоторых предприятиях до сих пор, – подтверждает гендиректор «Tikkurila Россия и Центральная Азия» Антон Пешков. – А вот в декоративном сегменте, наоборот, отмечался активный рост, так как в период удаленной работы люди стали больше времени проводить дома и задумались об обустройстве квартиры или ремонте на даче».

Перегоняя кризис

В итоге, если в других секторах экономики предприятия несли значительные убытки, рынок ЛКМ отделался легким испугом, сменившимся облегчением. В прошлом году российские предприятия выпустили лакокрасочных материалов на 13,3% больше, чем в 2019-м.

Многие компании перенесли трудные времена относительно спокойно, работая над заключенными ранее контрактами. Другие переориентировались на производство санитайзеров, поскольку технологически сделать это было несложно.

«В 2020 году мы смогли не только удержать лидерские позиции на рынке лакокрасочных материалов, но и нарастить продажи в России на 6% по сравнению с показателями предыдущего года», – констатирует Антон Пешков.

Гатчинская компания «НПК «Приматек», принадлежащая, по данным сервиса kartoteka.ru, Артему Ведунову, в прошлом году завершила основный этап реализации нацпроекта «Производительность труда». Удалось сократить время рабочего процесса на линиях на 566 минут, уменьшить незавершенное производство с 52 до 39 тысяч килограммов. В целом технологии бережливого производства позволили обеспечить ежегодный дополнительный выпуск порошковой краски более чем на 500 тонн в год без увеличения численности персонала.

А в технопарке «Федоровское» Тосненского района Ленобласти осенью прошлого года открылся новый завод полимерных материалов. Предприятие «ГК «Аттика» выпускает связующие компоненты для производства промышленных лакокрасочных материалов, автомобильных грунтовок и покрытий, красок для дорожной разметки, а также пластиковых емкостей. Инвестиции в проект, реализованный совместно с немецкими партнерами, составили более 460 млн рублей.

Первая очередь комплекса состоит из трех линий: универсальной опытно-промышленной, для производства акриловых сополимеров и алкидно-полиэфирной. Их расчетная мощность составляет 10 тыс. тонн в год. Вторая очередь строительства с запуском еще двух производственных линий будет завершена в конце 2021 года. Новое производство должно увеличить долю на российском рынке акриловых смол с 15 до 35%.

Инициаторы проекта уверены, что еще один завод в стране будет обеспечен заказами, так как потенциал импортозамещения в этой отрасли высок. Кстати, изначально компания была лишь дистрибьютором химического сырья, но, поскольку конкуренция на рынке дистрибуции химического сырья активно растет, было принято решение о локализации собственного производства.

В целом, по данным независимой аналитической компании Alto Consulting, в 2020 году объем импорта лакокрасочных материалов на российский рынок по сравнению с предыдущим годом снизился на 5,6%, а объем российского экспорта вырос на 8,3%.

«Темпы развития экспорта ЛКМ в 2020 году превысили уровень 2019 года. Наиболее успешными в этом плане стали краски для производства стекла и керамики и монтажная пена. Импорт же имел тенденцию к сокращению», – подтверждает заведующая отделом рынка и развития химического комплекса и продукции газопереработки НИИТЭХИМ Галина Жигарева.

Из основных точек роста российского экспорта также выделяются такие товарные сегменты, как художественные краски, органические красящие вещества и замазки, мастики и малярные шпатлевки.

«Очень узкие ниши показали скачок, и это уже серьезный плюс для нашей отрасли», – считает член комитета ТПП РФ по внешнеэкономической деятельности гендиректор аналитической компании VladVneshService Жанна Мартынова.

В ближайшем будущем эксперты прогнозируют отрасли умеренно позитивную перспективу. При благоприятном развитии событий к 2030 году объем импорта ЛКМ снизится более чем вдвое, а экспорт вырастет в четыре раза.

Разноцветная конкуренция

Но есть и серьезная проблема, которая тормозит развитие рынка, – сырье. На сегодняшний день отечественные производители используют более 40% импортного сырья – пигментов, связующих и добавок. Неудивительно, что в нынешних условиях проявляется дефицит этих материалов, а также стремительный рост цен на эту продукцию с учетом затрат на логистику и упаковку.

Читайте также  Что делать, если дети разрисовали обои

«В конце 2020 года многие сырьевые компоненты подорожали, – подтверждает директор компании «Аттика» Матвей Раммо. – В частности, эпоксидные смолы выросли в цене более чем на 50%. Вторая проблема, с которой столкнулись отечественные предприятия, – отсутствие самих сырьевых компонентов».

«Текущая ситуация с ростом цен на сырье весьма тревожна, в том числе с точки зрения обеспечения качества и безопасности лакокрасочных материалов, – уверен президент Ассоциации качества краски Сергей Федотов. – Однако для решения проблемы сырьевой безопасности индустрии необходима государственная поддержка».

При этом мощностей российских и локализованных в стране предприятий ЛКМ достаточно, чтобы удовлетворить практически все основные секторы потребления. По мнению членов ассоциации производителей, поставщиков и потребителей лакокрасочных материалов и сырья для их производства «Центрлак», отечественные ЛКМ достаточно конкурентоспособны.

Правда, речь идет о конкуренции за собственный рынок с транснациональными корпорациями, которые активно открывают свои производства на нашей территории. Из ведущей двадцатки мировых лидеров отрасли половина локализовала свои производства в России, а свою продукцию реализуют 17 игроков. В результате российским производителям приходится конкурировать с локализованными компаниями в каждом секторе потребления.

«Если транснациональные компании борются в основном за рынки, то наш производитель – за конкретного покупателя», – подчеркнул в своем выступлении на «круглом столе» «Конкурентоспособность российских ЛКМ на внутреннем и мировом рынках», который состоялся в рамках выставки «Интерлакокраска-2021», директор ассоциации «Центрлак» Геннадий Аверьянов.

В каждой стране есть свой протекционизм, сформированный транснациональными компаниями. Российская продукция ЛКМ в глобальной конкуренции практически не участвовала, в результате сегодня соперничать с крупными корпорациями, мягко сказать, нелегко.

Между тем особых мер поддержки отечественного производителя не наблюдается. Напротив, год назад появилось новое правительственное постановление, взволновавшее участников рынка. Теперь получить статус «Российский продукт» могут все ЛКМ, в том числе созданные примитивным смешением сырьевых компонентов, без серьезных научных разработок и организации сложного производства. Главное, чтобы предприятие было расположено в промышленном секторе РФ. По мнению игроков отечественного рынка, подобный подход усиливает конкуренцию с иностранными производителями и тормозит развитие отечественных разработок ЛКМ, лишая их мотивации.

Сделайте нам антибактериально

Основные ориентиры, на которые равняется отрасль, – простота эксплуатации, экологичность, безопасность и, с недавних пор, антибактериальность.

«В соответствии с актуальными запросами потребителей наша компания ведет систематическую работу по переходу на экологичные и водоразбавляемые материалы, доля которых в общем объеме производства составляет 77%, – отмечает Антон Пешков. – Осенью 2020 года компания закрыла в Петербурге небольшую площадку по производству органоразбавляемых материалов. Ориентируясь на экотренды, наши специалисты выпустили серию интерьерных красок, цвета которой посвящены исчезающим видам животных. Часть средств, полученных от продажи этой коллекции красок, будет перечислена на сохранение первозданных лесов России».

Компания «Функциональные материалы» представила перспективную разработку антипирена (компонент, добавляемый в материалы органического происхождения с целью обеспечения огнезащиты) в виде порошка и жидкости. Жидкость подходит для пропитки бумаги, травы, тканей и других материалов и придания им свойств абсолютной негорючести. Порошок предназначен для использования в производстве полимерных материалов.

А НПК «Приматек» на волне пандемии разработал новый актуальный продукт – антибактериальные порошковые краски на основе полиэфирных смол. Антибактериальными красками окрашиваются такие поверхности, как дверные ручки, сантехника, выключатели, стены, мебель. Поскольку бактерицидной активностью обладает не только поверхность, но и весь слой покрытия, его гигиенические свойства сохраняются на протяжении всего срока эксплуатации. При этом царапины и износ на антибактериальные свойства поверхности покрытия не влияют.

Что касается дизайнерских фишек, то сейчас набирает популярность техника создания интерьерных картин эпоксидной смолой – resin art. Использование смолы для создания арт-объектов берет начало в США, Канаде и Австралии. Но в России эта технология делает лишь первые шаги.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 60 (6898) от 07.04.2021 под заголовком «Кризисостойкие краски».

Рынок ЛКМ: цены вырастут, но спрос уменьшится незначительно

Сегмент лакокрасочных материалов — это целое «государство в государстве» строительных материалов. Лаки и краски используются везде: в быту, в промышленности, для работы по дереву, металлу, камню, пластику.

Современный рынок лакокрасочных материалов демонстрирует колоссальное разнообразие самых разных свойств красок и всевозможных художественных эффектов, которые можно создать с их помощью. В многообразии мира красок попыталась разобраться наш корреспондент.

Как их классифицировать

Безусловно, самый большой блок составляют архитектурные краски, которые используются для внутренних и внешних отделочных работ. Производители архитектурных красок сегодня решают крайне злободневную задачу: минимизировать вредные испарения летучих органических соединений из красочных консистенций. Достигается это за счет использования меньшего количества растворителей.

Вторую большую группу составляют индустриальные краски, представляющие собой защитные покрытия: антикоррозийные, морозоустойчивые, специальные покрытия при деревообработке и т.д. Кроме того, это краски для нанесения дорожной разметки, флюоресцентные краски, в которые добавляются специальные флюоресцирующие гранулы. Краски этих направлений в последнее время пользуются все возрастающим спросом.

Особняком стоят порошковые краски, которые используются только для окраски поверхностей в промышленных условиях. Порошковые красящие смеси применяются как в бытовом секторе — для окраски, например, всей белой бытовой техники, так и в промышленно-индустриальном — для окрашивания труб разного диаметра.

Наконец, по своей классификации краски делятся на водно-дисперсионные (когда в воде растворяется эмульсия полимера) и органо-растворимые (на основе растворителя).

Если же говорить собственно о краске, то она, как известно, состоит из связующего (полимера), растворителя (это может быть вода или органический растворитель), пигмента (например, диоксида титана) и наполнителя. Последний улучшает физико-химические свойства краски, за счет наполнителя достигается образование прочной и гладкой пленки на поверхности краски. Если состав краски качественный, то пленка не стирается и не трескается.

Дальше идут добавки, которые впрямую влияют на качество краски. Пеногаситель: при перемешивании в краску попадают пузырьки воздуха, образуется пена, и для того, чтобы выгнать воздух из смеси, как раз и используется пеногаситель. Загустители: они регулируют вязкость краски и пр. Добавки группы антипиренов придают краске огнезащитные и антикоррозийные свойства, а специальные стеклянные гранулы — свойства флюоресцирующие.

Достаточно серьезная проблема, с которой сталкиваются производители лакокрасочных материалов, — это стабильность цвета. Купив конкретную краску, чтобы, скажем, выкрасить стену, потребитель должен быть твердо уверен в том, что именно такой цвет он найдет в банке и завтра, и послезавтра. И здесь определяющую роль также играют добавки. К сожалению, отечественная промышленность выпускает крайне мало добавок для ЛКМ. Поэтому большую часть этих компонентов сегодня приходится покупать за рубежом.

Почуяв крупного российского производителя, китайцы демпингуют

Не секрет, что одними из основных поставщиков добавок для нашей ЛК-промышленности в последнее время стали азиатские страны — Китай, Корея, Индия.

— Китай сейчас очень продвинулся в области строительной химии, — рассказала нам Ирина Булдыгина , коммерческий директор одной из фирм, занимающихся поставками сырья для производства лаков и красок из стран Азии. — Химическая промышленность здесь растет как на дрожжах. Смотришь и удивляешься: заводики, которые до недавнего времени представляли собой небольшую производственную площадку, буквально на наших глазах превратились в настоящих химических гигантов.

— В чем секрет успеха китайских производителей? — поинтересовались мы у Ирины.

— В Китае огромный рынок сбыта, он-то и стимулирует производство, — ответила наша собеседница. — Например, в Поднебесной выпускают краску для самолетов, морских судов, и все это крайне востребовано на внутреннем рынке. У нас же потребности в такого рода красках гораздо меньшие в силу того, что объемы строительства гражданских судов несравнимы с китайскими. А раз рынок «съежился», предпосылок для развития тех же ЛКМ маловато.

Кроме того, по словам Ирины Булдыгиной, если уж создавать у нас какие-то «громкие» производства, они должны быть конкурентны с теми же китайскими и по цене, и по качеству. А на поверку что получается? Как только китайцы понимают, что появился крупный производитель в России, их «ответ Чемберлену» прост: демпинг! И демпинговать наши коллеги могут достаточно продолжительное время — настолько долго, что у начинающего отечественного производителя появляются все предпосылки для разорения.

Читайте также  Способы пайки алюминия в домашних условиях

Стоит ли ожидать падения рынка ЛКМ

Несмотря на негативные тенденции в экономике последних месяцев, производители лакокрасочных материалов и поставщики сырья для ЛКМ надежды на лучшее не теряют.

— Статистика вроде бы отмечает некоторое падение сбыта ЛКМ, — констатирует генеральный директор компании «Русские краски» (г. Ярославль) Валерий Абрамов . — Но говорить о том, что рынок ЛКМ стагнирует, думаю, неправильно. Здесь все время что-то происходит.

По словам нашего собеседника, при анализе различных сегментов рынка лакокрасочных материалов хорошо видно, что везде ситуация разная.

— Есть ниши, которые, действительно, имеют тенденцию к падению, — поясняет топ-менеджер одной из старейших российских компаний. — Это, например, все, что связано с дорожной разметкой. Общеизвестно, что расходы на дорожное строительство в этом году урезали где-то на 20%. Следовательно, и потребление краски у дорожников снизится примерно на столько же.

Если же говорить о лакокрасочной «индустриалке» в целом, то здесь, по словам Валерия Абрамова, безусловно, стоит ожидать некоторого падения. Инвестиционная активность в строительстве упала — а значит, стройка будет потреблять меньше металлоконструкций, которые, как правило, окрашиваются. Соответственно, машиностроительные предприятия также получают меньшее финансирование, поэтому и здесь может быть провал.

Может «просесть» и рынок порошковых красок, поскольку сегодня из соображений экономии многие компании-потребители переходят на жидкие краски. Правда, теплится надежда, что достаточно скоро начнется строительство крупного газопровода («Турецкий поток»). Он потребует колоссального количества труб, и они, по словам нашего эксперта, будут окрашиваться преимущественно красками отечественных поставщиков.

Вряд ли стоит надеяться и на рост спроса в сегменте бытовых красок. Делая покупки, население сейчас очень осторожно тратит свои сбережения. А вот сектор авторемонта, по мнению Валерия Абрамова, продемонстрирует стабильность. Машины ремонтировали, ремонтируют и будут ремонтировать. А значит, и красить.

Ряд экспертов рынка ЛКМ сходятся во мнении, что сейчас у отечественных производителей и сбытовиков очень ответственная задача: подхватить у зарубежных коллег те ниши рынка, которые по каким-то причинам «провисли». В это непростое время многие импортеры не смогли вовремя сориентироваться и обеспечить потребителя всем необходимым. А тут вот он — локальный (то бишь наш, местный!) производитель. Так сказать, собственной персоной.

Умирать никто не собирается — все намерены выжить

— А вот у меня ощущение, что объемы производства лакокрасочных материалов снизятся не сильно, — признался управляющий химическим бизнесом группы компаний «Единая Торговая Система» Григорий Балмасов . — Правда, импортные поставки, тут я согласен, упадут значительно.

Поэтому местным производителям сейчас самое время задуматься над тем, куда они двигаются и какую дорогу выбирают, считает эксперт.

— Это ведь не первый кризис на нашей памяти, и мы всегда как-то находили выход из положения, — напоминает наш собеседник. — Поэтому в нашей подотрасли, собственно, никто умирать не собирается — все намерены выжить и остаться на плаву.

Григорий Балмасов отмечает ценовые тенденции в отношении ЛКМ: за рубежом цены на лакокраску часто даже снижаются за счет перехода на более дешевые сырье и материалы, а у нас в России из-за девальвации курса рубля цены на импортные ЛКМ, понятное дело, растут, причем весьма бурно.

Впрочем, с точки зрения здравого смысла, по мнению эксперта, вряд ли стоит ожидать чего-то катастрофически драматического.

Отечественные ЛКМ тоже подорожают

К слову, о ценах. Сейчас везде только и слышно: импортозамещение, импортозамещение! Пока в сегменте ЛКМ это худо-бедно работало. Существовали какие-то «удешевляющие» программы, которые нужно было закрыть в конце года. Ряд производителей экспериментировал с латексом: меняли импортный на российский. Естественно, цены за счет этого снижались, и довольно значительно.

— Но тенденция к снижению цены за счет импортозамещения, думаю, не сохранится, — прогнозирует Олег Кузин , генеральный директор компании «Акрилан» (г. Владимир). — И в итоге отечественные цены сравняются с импортом — здесь никаких иллюзий быть не должно. Причина проста: наши производители и поставщики российского сырья тоже не хотят терять деньги. И если на внешнем рынке за счет девальвации рубля сегодня можно хорошо зарабатывать на экспорте, то и на внутреннем никто не захочет продавать продукцию значительно дешевле.

В общем, как полагает Олег Кузин, в сегменте производства ЛКМ программа импортозамещения пока еще окончательно не «созрела». Сами по себе призывы переходить на все отечественное — это замечательно. Но когда речь идет о коммерческих интересах, то тут все складывается не по велению сердца, а по законам рынка. А коммерческий интерес подсказывает: цены на отечественное также придется повысить.

Хочешь остаться на рынке — «обезвредь» свою краску

— Вот тут жалуются на падение спроса. А у нас аншлаг! — рассказала на недавней конференции в рамках выставки «ИНТЕРЛАКОКРАСКА-2015» представительница крупного отечественного производителя лакокрасочных материалов. Причем секрет здесь, по ее словам, прост: предприятие, которое она представляет, сделало ставку на продвижение более дорогих, но и более качественных материалов. И выиграло! Те, кто раньше пользовался импортными декоративными красками и привык к высокому европейскому качеству, теперь выбирает премиальный отечественный бренд. У нашего производителя цены чуть-чуть пониже, а качество — почти европейское. Словом, богатые сейчас тоже считают деньги.

Еще одна тенденция, позволяющая сохранить свои позиции на рынке ЛКМ, — движение в сторону натуральности и экологичности красок.

— Ведущие российские предприятия сейчас решают проблему снижения в краске доли вредных летучих веществ, — сообщила консультант крупной компании-дилера, продающей краски непосредственно в магазины. — Поэтому предпочтение отдается безопасным акриловым краскам на водной основе. Но у акриловых красок есть один недочет: они менее прочные, чем алкиды. Поэтому химики-лакокрасочники сейчас работают над тем, чтобы придать акриловым краскам прочность алкидов.

Как рассказала наша собеседница, в Германии производство уже чуть ли не на 90% переведено на акрил. И даже те производители, которые издавна выпускали эмали, сегодня переходят на водные краски.

Чтобы выделиться, нужно быть разным

Еще один важный момент, над которым работают лакокрасочники, — ассортиментная линейка. Если хочешь выделиться на рынке, она должна быть широкой. Поэтому ведущие предприятия строительной химии стараются выпускать практически весь комплекс красок. Индустриальных (антикоррозийных, «разметочных»), флюоресцентных, архитектурных, с различными художественными эффектами (например, с «молотковым» эффектом, когда краска наносится как бы мазками), витражных (красок по стеклу), красок-кракле (со состаренным эффектом) и даже красок для иконописи.

— Нас, например, очень интересуют необычные, эксклюзивные краски, — рассказывает представитель дилера. — Например, краски для досок, на которых можно писать мелом (школьные доски, доски для меню в ресторанах). Еще одна ниша — краски для иконописи. Они тоже должны быть особыми: потребители здесь очень требовательные и к качеству краски, и к ее маркировке.

Словом, проблем в лакокрасочной отрасли много. Впрочем, как и везде. Но проблемы эти, убеждены производители и поставщики ЛКМ, вполне решаемы.

Стоимость зимних покрышек подскочила к сезону на 25%

Жители России раньше обычного срока начали интересоваться покупкой зимних шин – в последнюю неделю сентября спрос на этот товар вырос практически вдвое по сравнению с предыдущей неделей, свидетельствуют данные исследования (есть у «Газеты.Ru») автоклассифайда «Дром.ру». Обычно сезонная смена резины и связанный с ней всплеск активности покупателей наблюдается примерно в середине месяца, одновременно со спросом скакнули вверх и цены.

«Пик спроса на шины в стране приходится на середину октября. Но в этом году мы наблюдаем значительный рост цен на автомобильные шины уже перед сезоном — до 25% и более»», — сообщили «Газете.Ru» в пресс службе «Дром.ру».

В среднем же по России стоимость зимних шин с января по начало октября увеличилась на 15-20%, а в рублевом номинале средний чек комплекта новых шин (4 шт.) составляет сейчас 44 тыс. рублей, — подержанных – 14,5 тыс. рублей, отмечается в исследовании.

Читайте также  Варианты применения мятного цвета в интерьере квартиры и загородного дома

С сентября сильнее всего подорожали наиболее дешевые и распространенные 13-дюймовые покрышки, которые применяются, в частности, на автомобилях «АвтоВАЗа» семейства «Жигули» и Samara,

а также наиболее крупные и дорогие шины с посадочным диаметром 19-20 дюймов для дорогих и мощных седанов и внедорожников,

свидетельствуют данные портала tyresaddict.ru, занимающегося мониторингом цен в шинных магазинах. Средняя стоимость 13-дюймовой покрышки только за последний месяц выросла с 2,9 тыс. рублей до 3,1 тыс. рублей, 19-дюймовой – с 14,7 тыс. рублей до 15,6 тыс. рублей. При этом нельзя сказать, что с производством шин в России большие проблемы — оно восстанавливается: по данным Росстата, за 8 месяцев этого года произведено 42,4 млн покрышек, что на 26% больше, чем годом ранее.

Сами шинники, опрошенные «Газетой.Ru», неохотно комментируют свою ценовую политику, а среди факторов, влияющих на маркетинговую политику, называют продолжающуюся пандемию COVID-19 и ужесточение регулирования шинного рынка в России со стороны государства.

«Nokian Tyres в течение года старалась максимально сдерживать рост цен, в результате чего отпускные цены на нашу продукцию дистрибьюторам выросли не более чем на 5%. В то же время розничные цены для потребителей выросли более значительно, – сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе российского представительства Nokian, –

Это произошло в том числе как следствие политики государственных органов по увеличению налоговой и иной нагрузки на бизнес и изменению условий работы на рынке».

Например, внедрение обязательной маркировки шин привело к существенному росту затрат по всей цепочке системы дистрибьюции, добавили в компании. Дефицита на шинном рынке, вместе с тем, производители шин не ожидают.

«Наша индустрия, как большинство других, испытывает последствия из-за ограничений, вызванных пандемией COVID-19, рассказал «Газете.Ru» пиар-менеджер российского офиса Michelin Георгий Голубев, — Вместе с тем, отмечу, что завод по производству шин в Давыдово (Московская область — «Газета.Ru») функционирует в стандартном режиме. Мы приложим все усилия, чтобы обеспечить всех желающих, шинами».

Саму ценовую политику компании в Michelin не комментируют. В Pirelli не смогли оперативно ответить на вопросы относительно роста цен и факторов, которые на это влияют, аналогичные запросы в GoodYear, Continental, Cordiant и Hankook остались без ответа. Высокую покупательскую активность со стороны автомобилистов можно отчасти объяснить эффектом отложенного спроса, полагают эксперты — в 2020 году многие из них отложили смену резины до лучших времен.

«Необходимо учесть, что в прошлом году из-за коронавирусных ограничений многие автомобилисты не очень активно меняли шины, – рассуждает в беседе с «Газетой.Ru» аналитик «ВТБ Капитала» по автопрому Владимир Беспалов, –

Здесь присутствует ряд разнонаправленных тенденций: первичный рынок может быть под негативным влиянием недопроизводства автомобилей, а на вторичном в то же время присутствует отложенный спрос».

В совокупности эти факторы могут обеспечить неплохой спрос, а с точки зрения цен важнее издержки производителей. Изменение цен на сырье значительно отражается на стоимости автомобильных шин, объясняет руководитель проектов SBS Consulting Дмитрий Бабанский. По его словам, примерно 40% в себестоимости шины приходится на каучуки, 15% — на корд и еще 10% — затрачиваемая в процессе производства электроэнергия. В России хорошо развита шинная отрасль, поэтому каких-либо серьезных шоков на этом рынке он не ожидает.

«В целом спрос на автомобильные шины в большей степени соотносится с парком автомобилей в стране, а не объемами их продаж, поскольку шины служат в среднем 5-6 лет», — заключает Дмитрий Бабанский.

Для полного дощастья

Спрос на пиломатериалы восстанавливается после пандемии

Рост экспортных цен и стимулирование внутреннего спроса со стороны государства могут положительно сказаться на российском рынке пиломатериалов в 2021 году. По оценке WhatWood, выпуск может увеличиться на 7%, до 45 млн кубометров, после падения почти на 5% в 2020 году. Уже сейчас цены подбираются к максимумам за несколько лет на фоне восстановления закупок со стороны Китая.

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

Производство пиломатериалов в России в 2021 году восстановится после снижения в пандемию и достигнет уровня 45 млн кубометров, ожидают эксперты WhatWood. По оценкам агентства, в 2020 году объем выпуска сократился на 4,6%, до 42 млн кубометров. Средние цены на пиломатериалы российских производителей были достаточно низкими: сосновые пиломатериалы из Сибири — $233 за кубометр (CFR), еловые пиломатериалы из европейской части страны — $231.

По оценкам агентства, в 2020 году объем продаж пиломатериалов на внутреннем рынке снизился на 2%, до 11 млн кубометров. Примерно на столько же сократились объемы ввода жилья (до 80,6 млн квадратных метров, по данным Росстата).

Причем ввод площадей в многоквартирных домах снизился на 4%, в то время как в индивидуальном домостроении этот показатель вырос на 1%, что стало последствием пандемии. Рост этого сегмента будет поддерживать спрос на пиломатериалы внутри страны, считают в WhatWood, учитывая также возможные меры государственного стимулирования. Так, одной из мер станет введение норматива использования не менее 20% деревянных конструкций при строительстве жилых домов и объектов социально-культурного назначения. Соответствующее постановление правительства Минпромторг предлагает выпустить к июлю. Также правительство совместно с ЦБ прорабатывает меры для того, чтобы деревянный дом был полноправным участником программы льготного ипотечного кредитования.

Экспорт пиломатериалов из России по итогам 2020 года снизился на 6% в стоимостном выражении, составив 31 млн кубометров. Поставки российской продукции на крупнейший рынок сбыта — Китай — снизились на 12%, до 9,5 млн кубометров.

При этом, отмечают эксперты, Китай в прошлом году изменил структуру закупок, сократив их со стороны поставщиков качественных хвойных пиломатериалов — России и Канады — и нарастив со стороны Белоруссии (на 115%), Бразилии (на 39%), Германии (на 36%). Такой рост в WhatWood объясняют поставками низкосортных пиломатериалов для производства поддонов и упаковки, в то время как сокращение предложения в основном наблюдалось в отношении пиломатериалов более высокого качества, которые были переориентированы на рынки США и Европы.

Как президент предложил запретить с 2022 года вывоз из России кругляка хвойных и ценных лиственных пород

В целом Китай в 2020 году сократил импорт на 9%, до 34 млн кубометров. Эта ситуация отразилась на запасах пиломатериалов в портах Китая, которые на начало 2021 года опустились до рекордно низких уровней. Так, запасы в порту Тайцан в январе 2021 года составляли 0,6 млн кубометров, в феврале — около 0,8 млн кубометров. Это в два раза ниже, чем в среднем в 2020 году, отмечают в WhatWood. В результате в феврале экспортные цены на пиломатериалы выросли до максимума за последние несколько лет. Так, стоимость еловых пиломатериалов с Северо-Запада России составила $310–315 за кубометр (CFR Шанхай). Ожидается, что в марте она может достигнуть $350 за кубометр. Цены на сосновые пиломатериалы из Сибири были на уровне $305–315 за кубометр (ожидается рост до $330 за кубометр).

Вице-президент Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров Андрей Фролов подтверждает, что 2020 год стал сложным для российских и глобальных поставщиков, так как продолжилась наметившаяся в конце 2019 года тенденция к снижению спроса и цен на пиломатериалы и фанеру. Стоимость этих продуктов упала как минимум на 20%. Сейчас, говорит он, ситуация совсем другая: европейские и азиатские импортеры активно ведут закупки, а цены растут. По мнению господина Фролова, такая тенденция сохранится по крайней мере до сентября.

Анатолий Башкирцев/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы о различных материалах для строительства и отделочных работ. Уверен вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Анатолий Башкирцев.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ROSHAL-LKZ.RU
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: